Основные изменения порядка открытия и ведения лицевых счетов в связи с принятием Закона № 83-ФЗ

2006
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Поскольку Бюджетным кодексом в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов, положения Закона № 83-ФЗ невозможно реализовать без внесения изменений в нормативные правовые акты Федерального казначейства, прежде всего в порядок открытия и ведения лицевых счетов. Новшества в большей степени касаются бюджетных и автономных учреждений. Это связано с тем, что бюджетные учреждения перестают быть участниками бюджетного процесса, а автономные учреждения наделяются правом открывать лицевой счет в органе Федерального казначейства (ранее это можно было сделать только в кредитном учреждении). Рассмотрим, что же изменится в порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами после вступления в силу Закона № 83-ФЗ.

Новшества в порядке открытия и ведения лицевых счетов

В соответствии с положениями Закона № 83-ФЗ открытие и ведение лицевых счетов бюджетным, казенным и автономным учреждениям в органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством. В настоящее время Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н (далее — Порядок № 7н).

В целях реализации ч. 3.2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ Федеральным казначейством подготовлен проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами"». С полным текстом проекта приказа можно ознакомиться на сайте Минфина России http://www.minfin.ru/ru/.

Рассмотрим новые положения, которые будет содержать Порядок № 7н после внесения соответствующих изменений.

В порядке открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям необходимо выделить следующие новшества:

  • для открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям не требуется их включение в Сводный реестр (Перечень участников бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования)), поскольку бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса; D предусматриваются новые виды лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных учреждений;
  • на лицевых счетах бюджетных учреждений разделы по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности, средствами дополнительного бюджетного финансирования и т. д. не оформляются;
  • изменяется пакет документов, необходимый для открытия соответствующего лицевого счета бюджетному учреждению;
  • изменяются отчетные формы документов по лицевым счетам (выписки из лицевых счетов, приложения к выпискам, отчет о состоянии лицевого счета), представляемых бюджетным учреждениям органами Федерального казначейства.

Вместе с тем некоторые положения останутся неизменными:

  • учет операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется на лицевых счетах, открытых в соответствующем органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования));
  • учет операций осуществляется с применением кодов субсидий и кодов КОСГУ.

Открытие и ведение лицевых счетов казенным учреждениям будет осуществляться в соответствии с Порядком № 7н в зависимости от их бюджетных полномочий. Таким образом, казенным учреждениям могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
  • лицевой счет получателя бюджетных средств; D лицевой счет администратора доходов бюджетов;
  • лицевой счет администратора источников финансирования дефицита бюджета;
  • лицевой счет по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

По мере внесения изменений в наименование учреждения (в части казенного) соответствующий лицевой счет, открытый учреждению в органе Федерального казначейства, будет переоформлен согласно Порядку № 7н в связи с изменением наименования участника бюджетного процесса, не вызванного его реорганизацией.

Для автономных учреждений порядок открытия и ведения лицевых счетов в органах Федерального казначейства является кардинально новым, поскольку в настоящее время в соответствии с Законом № 174-ФЗ счета автономных учреждений открываются в кредитных учреждениях.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (в редакции Закона № 83-ФЗ) открытие лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования) является правом автономного учреждения, а не обязанностью.

Открытие лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям

Для учета операций, осуществляемых бюджетными (автономными) учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а такжебюджетных инвестиций,предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (далее — лицевой счет бюджетного учреждения);
  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения);
  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений.

Следует учесть!

На лицевом счете бюджетного учреждения подлежат отражению следующие операции:

  • операции со средствами, предоставленными бюджетному учреждению в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • операции со средствами, полученными бюджетным учреждением сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах государственного (муниципального) задания, за выполнение работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, предусмотренных в его учредительных документах;
  • операции со средствами, полученными бюджетным учреждением от осуществления иных видов деятельности, не являющихся основными, предусмотренных в его учредительных документах.

Открытие соответствующих лицевых счетов бюджетным (автономным) учреждениям осуществляется на основании следующих документов:

  • заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса;
  • карточка образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса;
  • копия учредительного документа, положения об обособленном подразделении, утвержденного создавшим его бюджетным (автономным) учреждением (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению бюджетного (автономного) учреждения), заверенная учредителем либо нотариально;
  • копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем или нотариально, либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
  • копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению бюджетного (автономного) учреждения), заверенная нотариально либо выдавшим их налоговым органом.

При этом бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) открываются соответствующие лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с соглашением, заключенным между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) и территориальным органом Федерального казначейства.

Автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ (муниципальных образований), соответствующие лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства открываются на основании соглашения, заключенного между учредителем автономного учреждения и территориальным органом Федерального казначейства.

Проведение кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений

Для проведения кассовых выплат бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход.

Операции по обеспечению наличными деньгами бюджетных учреждений, операции по взносу наличных денег бюджетными учреждениями учитываются на счете, открытом органу Федерального казначейства в учреждении банка на балансовом счете № 40116 "Средства для выплаты наличных денег" к счету № 40501 (40601, 40701), в порядке, установленном приказом Минфина России от 03.09.2008 № 89н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Следует учесть!

Орган Федерального казначейства отказывает бюджетному учреждению в приеме платежного документа в следующих случаях:

  • указание в платежном документе кода КОСГУ, не действующего на момент представления расчетного документа;
  • указание в расчетном документе номера лицевого счета, открытого в другом органе Федерального казначейства;
  • нарушение требований оформления расчетных документов, предусмотренных Порядком проведения кассовых выплат, установленным Федеральным казначейством.

Суммы, зачисленные на счет № 40501 (40601, 40701) по расчетным документам, в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм, учитываются в составе общего остатка средств на счете № 40501 (40601, 40701). Для уточнения невыясненных поступлений бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении операций клиента (код формы по КФД 0531852). Невыясненные поступления подлежат уточнению бюджетным учреждением в течение 10 рабочих дней. В случае если в течение 10 рабочих дней бюджетное учреждение не представило в орган Федерального казначейства Уведомление, орган Федерального казначейства на основании оформленного им расчетного документа возвращает указанные средства со счета № 40501 (40601, 40701) плательщику. Учет операций со средствами автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, аналогичном порядку, установленному для бюджетных учреждений, без применения кодов КОСГУ.

Особенности обращения взыскания на средства бюджетных

Бюджетное учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника, открытого ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В случае невозможности перечисления денежных средств бюджетного учреждения — должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Бухгалтеру на заметку

В настоящее время разрабатывается приказ Федерального казначейства "О порядке учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, и иных документов, связанных с их исполнением".



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль