Правовые основы деятельности обособленных подразделений

1822
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Зачастую деятельность бюджетного учреждения не ограничивается пределами одного публично-правового образования. Если учреждение располагает достаточным финансовым и кадровым потенциалом и его руководителю очевиден социально-экономический эффект от территориального расширения сферы деятельности учреждения, то создаются его обособленные подразделения. При этом важно иметь в виду, что в законодательстве отсутствует однозначное определение обособленного подразделения – Гражданский и Налоговый кодексы по-разному толкуют данное понятие. Прежде всего разберемся, в чем же заключается указанное отличие, а также рассмотрим, как осуществляется процедура создания и регистрации обособленного подразделения.

Виды и статус обособленных подразделений

Основы правового статуса обособленных подразделений содержатся в Гражданском и Налоговом кодексах РФ (далее — ГК РФ, НК РФ).

В ГК РФ определения обособленного подразделения как такового не дается, а описываются два его вида (допуская и иные): представительство и филиал (ст. 55 ГК РФ). Согласно положениям ГК РФ признаками обособленного подразделения являются территориальная обособленность от места нахождения юридического лица и осуществление таким подразделением определенных функций создавшей его организации.

Ни представительство, ни филиал юридическим лицом не являются. Различия в их правовом статусе заключаются в объеме полномочий: представительство только представляет и защищает интересы юридического лица, а филиал может осуществлять либо все функции создавшей его организации, либо их часть, в том числе функции представительства. О существовании у юридического лица представительств и филиалов должно быть указано в его учредительных документах.

Таким образом, для наделения обособленного подразделения статусом филиала или представительства необходимо выполнить требования гражданского законодательства — указать филиал (представительство) в учредительных документах, утвердить положение о его деятельности, обозначив круг полномочий, наделить имуществом.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Разъяснения по вопросу, касающемуся полномочий руководителя филиала, сформулированы в постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При наличии у руководителя филиала (представительства) соответствующих полномочий, отраженных в положении о филиале и доверенности, сделки, совершенные руководителем филиала (представительства), следует считать совершенными от имени юридического лица.

Согласно НК РФ обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

В целях налогового законодательства обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (ст. 11 НК РФ).

Следует учесть!

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Столь широкое определение обособленного подразделения, данное в НК РФ, обусловлено интересами налогового контроля.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.07.2003 № 2235/03 уточнил, что налоговое законодательство не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности. Главным условием для признания обособленного подразделения организации таковым является наличие признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ.

Говоря о признаках обособленного подразделения, суды также принимают во внимание понятия рабочего места и работника, содержащиеся в ст. 209, 20 ТК РФ соответственно. Применяя данные нормы трудового законодательства в совокупности с нормами НК РФ, судьи приходят к выводу, что для квалификации действия организации через обособленное подразделение помимо территориальной обособленности стационарного рабочего места необходимо подтверждение факта выполнения там трудовых обязанностей работниками организации, т. е. лицами, состоящими с организацией в трудовых правоотношениях (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК).

Исходя из этого, о создании рабочего места будут свидетельствовать заключенные трудовые договоры, приказы о назначении на должность, штатное расписание, табели учета рабочего времени сотрудников, работающих в данном подразделении, договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет свою деятельность. При этом из данных документов должно следовать, что фактическим местом исполнения трудовых обязанностей является место нахождения обособленного подразделения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2005 № Ф04-5410/2005(13970-А27-32)).

Процедура создания и регистрации обособленного подразделения

Следует учесть!

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержден приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н (далее -Порядок № 114н). Применение данного порядка разъяснено в письме ФНС России от 16.03.2010 № МН-22-6/179@.

Государственное или муниципальное учреждение создается соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Таким образом, правомочия учреждения по созданию обособленного подразделения определяются его учредителем в уставе. В силу ст. 55 ГК РФ сведения обо всех филиалах и представительствах учреждения должны быть указаны в уставе юридического лица.

Поскольку изменение учредительных документов приобретает силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ), то создание обособленного подразделения необходимо зарегистрировать в налоговых органах.

Согласно ст. 17Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в регистрационный орган представляются:

а) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, по форме № РН0003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций";

б) решение о внесении изменений в учредительные документы

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица

г) документ об уплате государственной пошлины.

Кроме того, организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации подается в местный налоговый орган в течение одного месяца со дня создания этого подразделения (пп. 1, 4 ст. 83 НК РФ). Форма заявления приведена в приложении 2 к приказу ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ (в ред. приказа ФНС России от 15.02.2010 № ММ-7-6/54@).

За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена административная ответственность по ст. 15.3 КоАП РФ:
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Одновременно с подачей заявления о постановке на учет представляются в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии следующих документов (п. 1 Порядка № 114н):

  1. свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации;
  2. выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о филиале (представительстве), — для филиала (представительства);
  3. организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (положения об обособленном подразделении либо распоряжения (приказа) о его создании — при наличии таких документов), — для иных обособленных подразделений.

Примеры общих положений о филиалах учреждений

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ). В отношении федеральных бюджетных учреждений такие положения могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, приказами профильных федеральных министерств.

В тех случаях, когда существуют такие общие положения, в них определяется и процедура принятия решения о создании обособленного подразделения. Общих положений о государственных и муниципальных учреждениях определенных видов принято немного. Наиболее разработано в этом плане законодательство в сфере образования, которое содержит:

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
  • Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), утвержденное приказом Минобрнауки России от 01.12.2005 № 297;
  • Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобразования России от 25.07.2000 № 2311.

Рассмотрим, как в положениях вышеперечисленных документов реализованы нормы ГК РФ, касающиеся обособленных подразделений.

В п. 21 Типового положения об общеобразовательном учреждении указано, что общеобразовательным учреждениям дано право иметь филиалы, которые должны пройти регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в порядке, установленном для образовательного учреждения. Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их общеобразовательного учреждения и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиалов назначаются общеобразовательным учреждением, создавшим их, и действуют на основании доверенности.

Вузы самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Вузам предоставлено право создавать структурные подразделения, определять их статус и функции в соответствии с полномочиями, закрепленными в уставе (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Отметим, что в конце 2009 г. из данной статьи было исключено положение, согласно которому структурные подразделения вуза могли наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица.

Филиалы федеральных государственных вузов создаются учредителем по согласованию с Минобрнауки России соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Согласно Типовому положению о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) решение о создании филиала принимается учредителем на основании ходатайства вуза о необходимости создания филиала с приложением сопутствующих материалов (социально-экономическое обоснование создания, наличие учебно-материальной базы, сведения о предполагаемом кадровом обеспечении и др.).

Аналогичный порядок создания филиала предусмотрен в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Таким образом, во всех перечисленных типовых положениях порядок создания филиала соответствует нормам ГК РФ, лишь немного детализируя их в дозволенных рамках.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль