Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

2236
 Слуцкер В.С.
консультант ООО «БЮРО ДИАЛ КОНСАЛТИНГ»
Порядок налогообложения в обособленных подразделениях бюджетных учреждений так же, как и порядок бюджетного учета, имеет свои особенности. Он во многом зависит от взаимодействия обособленных подразделений с головным учреждением, поэтому, прежде всего, уделим внимание вопросам организации такой работы. Далее с использованием конкретных цифровых примеров разберем особенности исчисления и уплаты обособленными подразделениями налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на имущество, а также рассмотрим порядок представления налоговой отчетности по перечисленным налогам.

Организационные вопросы создания обособленных подразделений

Для создания обособленного подразделения учреждению, прежде всего, необходимо решить ряд организационных вопросов, поскольку именно учреждение несет ответственность за деятельность создаваемого подразделения. Объем таких вопросов зависит, в частности, от вида создаваемого обособленного подразделения.

Широта предоставленных полномочий, количество переданного имущества, характер организации учетного процесса обусловливают деление обособленных подразделений на следующие виды:

  • обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Такие подразделения имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, которая производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бюджетный учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бюджетной отчетности обособленного подразделения;
  • обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс. Такие подразделения не ведут бюджетный учет, а первичные учетные документы, оформленные и систематизированные в подразделении, передаются по реестрам в бухгалтерию бюджетного учреждения для обработки и отражения в учете.

Бюджетному учреждению необходимо внутренними нормативными документами установить:

  • порядок оформления и учета операций обособленного подразделения;
  • порядок документооборота между бюджетным учреждением и обособленным подразделением;
  • перечень лиц, ответственных за сбор и обработку первичной документации;
  • сроки и способ доставки документов в бухгалтерию бюджетного учреждени;
  • порядок уплаты налогов.

Учетная политика бюджетного учреждения обязательна к применению всеми обособленными подразделениями, как выделенными, так и не выделенными на отдельный баланс.

Учреждение обязано встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом согласно ст. 19 НК РФ обособленные подразделения бюджетного учреждения самостоятельными налогоплательщиками не являются, а лишь исполняют обязанности учреждения по уплате налогов по месту нахождения подразделений.

Итак, обособленные подразделения созданы, зарегистрированы и действуют в объеме полномочий, переданных им бюджетным учреждением. Далее рассмотрим особенности исчисления и уплаты налогов обособленными подразделениями.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ исчисление и уплата сумм авансовых платежей, а также налога, исчисленного по итогам налогового периода, производится:

  • в федеральный бюджет — по месту нахождения бюджетного учреждения без распределения по обособленным подразделениям;
  • в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований — по месту нахождения бюджетного учреждения и по месту нахождения обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Таким образом, в соответствии с положениями данной статьи налоговая база по налогу на прибыль исчисляется в целом по бюджетному учреждению и затем распределяется между головной организацией (бюджетным учреждением без учета обособленных подразделений) и его обособленными подразделениями.

Определение доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения

Доля прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в целом по бюджетному учреждению (п. 1 ст. 257, п. 2 ст. 288 НК РФ).

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть отражен в учетной политике бюджетного учреждения для целей налогообложения и оставаться неизменным в течение налогового периода.

Пример 1

В состав бюджетного учреждения входят три филиала, два из которых (в Иркутске и Саратове) выделены на отдельный баланс, а один (в Астрахани) не выделен. Предположим, что в Иркутском филиале удельный вес средней остаточной стоимости амортизируемого имущества за полугодие 2010 г. равен 28%, а удельный вес среднесписочной численности работников - 38,4%. Доля налоговой базы для определения суммы налога, подлежащего к уплате по местонахождению Иркутского филиала, составит 33,2% ((28+38,4)/2).

Определение среднесписочной численности работников. Порядок расчета среднесписочной численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 12.11.2008 № 278 (далее — Указания).

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется как отношение суммы списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т. е. с первого по последнее число, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, к числу календарных дней месяца (п. 81 Указаний). Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Среднесписочная численность работников головной организации и каждого обособленного подразделения за квартал (полугодие, 9 месяцев, год) определяется путем суммирования среднесписочной численности за все месяцы в квартале (полугодии, 9 месяцах, году) и деления полученной суммы на 3, 6, 9 или 12 соответственно.

Если в учетной политике для целей налогообложения выбран показатель удельного веса расходов на оплату труда, то он определяется в соответствии со ст. 255 НК РФ. Расходы на оплату труда складываются из любых начислений работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующих начислений и надбавок, компенсационных начислений, связанных с режимом работы или условиями труда, премий и единовременных поощрительных начислений, расходов, связанных с содержанием этих работников, предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Алгоритм расчета данного показателя аналогичен алгоритму расчета среднесписочной численности работников.

Расчет среднегодовой стоимости амортизируемого имущества. Для расчета используются данные налогового, а не бухгалтерского учета. Различие состоит в том, что согласно НК РФ сумма переоценки, проведенной после 01.01.2002, не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации (абз. 4—6 п. 1 ст. 257 НК РФ). Использование данных бухгалтерского учета допускается лишь в том случае, если амортизация в налоговом учете начисляется нелинейным методом в составе амортизационных групп (абз. 9 п. 2 ст. 288 и абз. 11 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Поскольку имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности, не подлежит амортизации (подп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ), за остаточную стоимость имущества принимается его первоначальная стоимость.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость амортизируемого имущества рассчитывается как отношение суммы остаточной стоимости имущества на начало января, февраля, марта и т. д. к количеству месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенному на единицу.

Распределение суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям

Начисление и уплата налога на прибыль по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений не зависит от финансового результата, который они получают, а также от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет.

Если на балансе бюджетного учреждения и обособленных подразделений не числятся основные средства, то в соответствии с письмом Минфина России от 29.05.2009 № 03-03-06/1/356 при расчете доли прибыли участвует только показатель удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда).

Пример 2

Бюджетное учреждение за полугодие 2010 г. получило прибыль в сумме 150 000 руб. При ставке налога 20% налог за полугодие составит 30 000 руб., в том числе подлежащий начислению в федеральный бюджет - 3000 руб. (150 000 х 2%).

На балансе Саратовского филиала основные средства не числятся. Астраханский филиал на отдельный баланс не выделен, предпринимательскую деятельность не осуществлял. Используемое Астраханским филиалом имущество, числящееся на балансе бюджетного учреждения, принято в расчет на основании письма ФНС России от 14.04.2010 № 3-2-10/11.

Расчет распределения налога на прибыль за полугодие 2010 г. будет выглядеть следующим образом:

Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение налога на прибыль по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, в срок до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Уведомления представляются в налоговые органы по всем изменениям, влияющим на порядок уплаты налога.

Налоговая отчетность по обособленным подразделениям

Бюджетное учреждение по окончании каждого отчетного (не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) и налогового (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) периодов представляет в налоговые органы налоговые декларации:

  • по месту своего нахождения — в целом по учреждению с распределением по обособленным подразделениям;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н. Помимо листов декларации, которые являются общими для всех налогоплательщиков, бюджетное учреждение должно заполнить приложение 5 к листу 02 декларации в количестве, соответствующем числу имеющихся обособленных подразделений с учетом головного учреждения. В нашем случае количество будет равно четырем.

Пример 3

Воспользуемся данными примера 2 и заполним в сокращенном варианте цифровую часть приложения 5 к листу 02 декларации по Иркутскому филиалу (предположим, что авансовый платеж за I квартал составил 3600 руб.):

Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

Бюджетный учет расчетов по налогу на прибыль

Отражение операций по начислению и перечислению налога на прибыль от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг по приносящей доход деятельности рассмотрим на следующем примере.

Пример 4

Используем данные предыдущих примеров и предположим, что Иркутский филиал уплатил налог в бюджет субъекта РФ со своего лицевого счета в сумме 8964 руб., а платежи по остальным филиалам осуществило головное учреждение со своего лицевого счета. В бюджетном учете будут произведены следующие записи:

Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

Если обязанность по уплате региональной части налога на прибыль возложена на обособленные подразделения, в целях контроля за полнотой уплаты налога целесообразно отражать все платежи в бюджетном учете головного учреждения. Сверка расчетов с налоговыми органами по налогу на прибыль в бюджеты субъекта РФ и муниципальных образований осуществляется обособленными подразделениями.

Налог на добавленную стоимость

Бюджетные учреждения, которые осуществляют операции, признаваемые в соответствии с гл. 21 НК РФ объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, являются плательщиками данного налога. Обособленные подразделения согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС не являются. Таким образом, бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, представляют налоговую декларацию и уплачивают НДС по месту своего учета (пп. 2, 5 ст. 174 НК РФ). Сумма налога по обособленным подразделениям не распределяется.

Для составления налоговой отчетности и уплаты налога в бюджет бюджетное учреждение, в состав которого входят обособленные подразделения, должно аккумулировать в своем налоговом учете данные подразделений, обеспечив соответствующий документооборот.

Порядок документооборота

В учетной политике бюджетного учреждения должна быть установлена система взаимодействия с обособленными подразделениями:

Следует знать!

Документом налогового учета для целей исчисления и уплаты НДС является счет-фактура. С точки зрения покупателя счет-фактура - это документ, на основании которого покупатель может принять к вычету НДС, уплаченный поставщику (п. 1 ст. 169 НК РФ). С точки зрения продавца - это документ, который он обязан выставить покупателю в соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ.

Счета-фактуры должны быть выставлены не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ). При составлении счетов-фактур, а также при заполнении книг продаж и покупок, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо руководствоваться ст. 169 НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

  • определен комплект представляемых в бюджетное учреждение документов;
  • разработана система нумерации счетов-фактур;
  • установлены сроки представления документов.

В комплект документов должны войти оригиналы:

  • выставленных и полученных счетов-фактур;
  • книг продаж и покупок в виде разделов единых книг;
  • журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур в виде разделов единых журналов.

Оригиналы перечисленных документов должны храниться в бюджетном учреждении, так как налоговые органы, осуществляя камеральную или выездную налоговую проверку налогоплательщиков, вправе потребовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов (ст. 31 НК РФ). Обособленные подразделения должны оставлять себе копии этих документов.

Чтобы не допустить дублирования номеров выданных счетов-фактур, бюджетное учреждение может каждому обособленному подразделению присвоить индекс (например, Иркутскому филиалу присвоить индекс ИР), который проставляется до или после порядкового номера (например, 0001_ИР или ИР_0001), или выделить определенный диапазон номеров (например, Саратовскому филиалу с № 1001 по № 2000, Иркутскому филиалу - с № 2001 по № 3000 и т. д.).

Для определения срока представления документов необходимо учесть время, которое потребуется бюджетному учреждению для их проверки и составления единых книг продаж и покупок, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур на основе документов, представляемых филиалами. При установлении срока нужно исходить из того, что налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Особенности заполнения счетов-фактур обособленными подразделениями

Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, и осуществляющие предпринимательскую деятельность, выписывают счета-фактуры от имени бюджетного учреждения, поэтому в строках 2 и 2а указывается наименование бюджетного учреждения и его адрес. В строке 2б проставляется ИНН бюджетного учреждения и КПП обособленного подразделения. В строке 3 необходимо указывать наименование и адрес реального грузоотправителя, т. е. обособленного подразделения. При этом налоговыми органами приветствуется, если сведения о грузоотправителе, указанные в счете-фактуре и товарной накладной (акте на оказание услуг), совпадают.

Разъяснения порядка оформления счетов-фактур в целях исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) организациями через свои структурные подразделения даны в письме Минфина России от 01.04.2009 № 03-07-09/15.

В счетах-фактурах, полученных обособленными подразделениями от поставщиков товаров (работ, услуг), должен применяться аналогичный принцип заполнения, т. е. в строках 6 и 6а проставляются наименование бюджетного учреждения и его адрес, в строке 6б — ИНН бюджетного учреждения и КПП обособленного подразделения.

Распределение "входного" НДС при раздельном учете

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету — по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если суммы "входного" НДС невозможно прямым способом распределить на операции, облагаемые и не облагаемые НДС, то они принимаются к вычету либо учитываются в стоимости продукции (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Порядок распределения устанавливается учетной политикой для целей налогообложения.

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208) пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ) и оказанных услуг (без учета НДС), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период (также без учета НДС).

При подготовке данных для составления налоговой декларации бюджетное учреждение должно со всей тщательностью отнестись к определению суммы "входного" НДС, подлежащей вычету или учету в стоимости товаров (работ, услуг). Этот вопрос вызывает особый интерес налоговых органов при проведении проверок.

В обязательном порядке необходимо вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций, поскольку при его отсутствии предъявление суммы НДС к вычету невозможно (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Также нужно помнить, что суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) и оплаченные за счет средств бюджета, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

Пример 5

Продолжая рассматривать деятельность головного учреждения и его филиалов, перечисленных в предыдущих примерах, рассчитаем суммы НДС, подлежащие вычету и учету в стоимости товаров (работ, услуг).

Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

Из данного расчета следует, что доля стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, составила 93,3881% (4 661 017/ (4 661 017 + 330 000)) в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), а доля стоимости товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС, - 6,6119% (100 - 93,3881).

Сумма НДС к вычету по бюджетному учреждению составила 522 973 руб. (560 000 х 93,3881%), сумма НДС, которая должна учитываться в стоимости товаров (работ, услуг), - 37 027 руб. (560 000 х 6,6119%), в том числе по филиалам - 149 421 руб. ((140 000 + 20 000) х 93,3881%) и 10 579 руб. ((140 000 + 20 000) х 6,6119%) соответственно.

Если доля стоимости товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения НДС, составила бы не 6,6119%, а 5 и менее процентов, то бюджетное учреждение было бы вправе всю сумму "входного" НДС (в нашем примере 560 000 руб.) предъявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налоговая отчетность

Как было отмечено выше, налоговая декларация представляется бюджетным учреждением в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Бюджетное учреждение на основании единых книг покупок и продаж, сформированных с учетом представленных филиалами разделов и с учетом сумм НДС, подлежащих вычету по приведенному расчету, заполняет налоговую декларацию. Форма декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н.

Уплата налога за истекший налоговый период производится бюджетным учреждением равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Например, если НДС к уплате за II квартал 2010 г. составил 316 010 руб. (838 983 - 522 973), то головному учреждению необходимо уплатить налог в бюджет в срок до 20 июля — 105 337 руб., до 20 августа — 105 337 руб., до 20 сентября — 105 336 руб.

Бюджетный учет операций по НДС

На основе данных примера 5 рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете головного учреждения и его обособленных подразделений расчетов по НДС.

Пример 6

Особенности налогообложения в обособленных подразделениях бюджетного учреждения

* В разрядах 24-26 номера счета КРБ 2 304 04 000 указываются коды КОСГУ, по которым были приобретены нефинансовые активы, работы, услуги (221, 222, 223, 310, 340 и т. д.).

Если бухгалтерские записи отсутствуют в перечне типовых корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение 1 к Инструкции № 148н), бюджетному учреждению необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств их применение в части, не противоречащей данной Инструкции.

Налог на доходы физических лиц

Следует учесть!

Отчетность по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@, представляется бюджетным учреждением в налоговый орган по месту своего нахождения - в части доходов сотрудников головного учреждения, в налоговый орган по месту нахождения подразделений -в части доходов сотрудников этих подразделений. Возможность представления отчетности по месту нахождения обособленного подразделения подтверждается письмом Минфина России от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244.

Для каждого физического лица в справке по форме № 2-НДФЛ указывается код ОКАТО - код территории муниципального образования, в бюджет которого перечислен налог. Формы предоставляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Для выполнения обязанностей по уплате НДФЛ бюджетное учреждение с входящими в него обособленными подразделениями должно принять во внимание определенные правила, установленные в отношении уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ.

С точки зрения НК РФ обособленным подразделением является рабочее место, созданное на срок свыше 1 месяца вне места нахождения самой организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно бюджетное учреждение должно встать на учет в налоговых органах по месту нахождения такого стационарного рабочего места. В данном случае не имеет значения, наделено ли обособленное подразделение какими-либо полномочиями и имуществом, выделено оно на отдельный баланс или нет, так как бюджетное учреждение должно обеспечить выполнение обязанностей налогового агента, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Регистрация всех обособленных подразделений, соответствующих понятию, данному в НК РФ, по месту их нахождения важна с точки зрения уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ. Как правило, подразделения, выделенные на отдельный баланс, наделяются полномочиями по управлению кадрами.

Налогооблагаемой базой по НДФЛ, относящейся к обособленному подразделению, будут являться доходы сотрудников, работающих по месту нахождения этого подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Являясь налоговым агентом, бюджетное учреждение обязано вести учет доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, и представлять отчетность по суммам удержанного НДФЛ по месту своего учета (ст. 230 НК РФ).

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет полномочия по управлению кадрами подразделения, выплате сотрудникам доходов, уплате НДФЛ со своих лицевых счетов, представлению интересов бюджетного учреждения перед налоговыми органами по месту нахождения подразделения, то фактически бюджетное учреждение будет исполнять обязанности налогового агента с помощью обособленного подразделения. Представление налоговой отчетностиосуществляется самими подразделениями по месту своего нахождения (письмо ФНС России от 17.04.2009 № 3-5-04/460@, письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-01/210).

Если подразделение не выделено на отдельный баланс, то представление форм по его сотрудникам осуществляется головным учреждением либо должным образом уполномоченным подразделением в налоговые органы по месту нахождения подразделения (письмо Минфина России от 28.08.2009 № 03-04-06-01/224).

Ключевой момент, который должны контролировать бюджетные учреждения, - это уплата сумм НДФЛ, относящихся к доходам сотрудников головного учреждения, по месту своей регистрации, и сумм НДФЛ, относящихся к доходам сотрудников обособленных подразделений, по месту регистрации своих подразделений. Если налоговый орган применит штрафные и обеспечительные санкции в случае уплаты налога, относящегося к обособленным подразделениям, по месту нахождения самого бюджетного учреждения, учреждению, возможно, придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на имущество

Согласно ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению и находящегося по месту нахождения организации;
  • имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если подразделение, выделенное на отдельный баланс, учитывает имущество, признаваемое налогооблагаемым в соответствии со ст. 374 НК РФ, налог должен уплачиваться в бюджет по местонахождению обособленного подразделения.

Возможна ситуация, при которой обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, но по месту своего нахождения использует имущество, находящееся на балансе головного учреждения. По объектам движимого имущества их стоимость включается в расчет налога на имущество по месту, где они числятся на балансе, в данном случае по месту нахождения головного учреждения, налог на имущество уплачивается по месту нахождения головного учреждения.

Данное правило применимо только к движимому имуществу.

При наличии объекта недвижимости, расположенного вне места нахождения головного учреждения или обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, налоговая база определяется отдельно по каждому объекту. Основное правило в отношении объектов недвижимого имущества — налог уплачивается по месту фактического нахождения каждого объекта недвижимости (ст. 385 НК РФ).

Налог уплачивается по ставкам, установленным по месту нахождения подразделений, выделенных на отдельный баланс, и по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Аналогично уплате налога на имущество декларация предоставляется в налоговые органы отдельно (п. 1 ст. 386 НК РФ):

  • по месту нахождения бюджетного учреждения
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;
  • по месту нахождения объектов недвижимости.

Налоговые расчеты представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

В зависимости от условий зачисления налога на имущество в региональный бюджет возможна подача единой декларации и централизованная уплата налога, если головное учреждение и обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ или муниципального района (письмо Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-04-01/08).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 6.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 73.33%
  • Над налоговой отчетностью 6.67%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль