Процедуры администрирования доходов бюджетов

3449
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Статьей 218 БК РФ установлены процедуры исполнения бюджетов по доходам, которые предусматривают, в частности, выполнение администраторами доходов бюджетов закрепленных за ними полномочий. Понятия главного администратора (администратора) доходов бюджета, а также их полномочия были определены в БК РФ относительно недавно, в 2007 г.* Несмотря на то, что с этого времени, безусловно, наработана определенная практика, все же остаются вопросы, которые требуют подробных разъяснений. Поэтому в данной статье рассмотрим правовые основы администрирования доходов, а также особенности казначейского исполнения бюджетов по доходам.

Правовые основы администрирования доходов бюджетов

Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

Понятие администратора доходов бюджета дано в ст. 6 БК РФ. Согласно указанной статье администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Банк России, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие определенные БК РФ полномочия по администрированию доходов.

В случае если перечисленные участники бюджетного процесса определены законом (решением) о бюджете, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют в своем ведении других администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторами доходов бюджета, то такие органы являются главными администраторами доходов бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Так, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета на 2010 г. приведен в приложении 4 к Федеральному закону от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее — Закон № 308-ФЗ), а также в приложении 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

В соответствии с п. 1 ст. 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджетов обладает следующими бюджетными полномочиями:

Следует учесть!

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов РФ.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

  • формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
  • представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
  • формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Полномочия администратора доходов бюджета в соответствии с п. 2 данной статьи заключаются в следующем:

  • начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
  • принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление уведомлений в орган Федерального казначейства;
  • формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета, в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета;
  • осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап. Принятие федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также постановления Правительства РФ о мерах по реализации данного закона. Так, на 2010 г. это Закон № 308-ФЗ и постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"» (далее — Постановление № 1181).

В соответствии с указанным Постановлением главным администраторам доходов федерального бюджета необходимо:

  • принять меры по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате;
  • представить в Минфин России прогноз поступлений доходов на 2010 г. с поквартальным и помесячным распределением;
  • в случае внесения изменений в Закон № 308-ФЗ представлять в Минфин России в 2-недельный срок с даты принятия федерального закона о внесении изменений уточненный прогноз поступлений доходов на текущий финансовый год с поквартальным и помесячным распределением;
  • представлять аналитические материалы по исполнению федерального бюджета в части поступлений доходов в порядке и сроки, которые установлены Минфином России.

Аналогичные нормативные правовые акты принимаются в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Второй этап. В соответствии с п. 4 Постановления № 1181 соответствующий главный администратор доходов федерального бюджета обязан обеспечить издание нормативных правовых актов, определяющих порядок администрирования органами государственной власти субъектов РФ доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, и осуществления переданных этим органам полномочий, а также издание соответствующих методических и инструктивных материалов.

Органы государственной власти субъекта РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, если администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством Российской Федерации за органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Банка России и органами государственной власти субъекта РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования. Источники доходов бюджета муниципального образования закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ. Исключение составляют доходы, администрируемые как органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Банка России, органами государственной власти субъекта РФ, так и органами местного самоуправления.

Третий этап. Заключение договора (соглашения) между администраторами поступлений в бюджет и органом Федерального казначейства об обмене электронными документами. Указанное соглашение определяет формат передачи органам Федерального казначейства информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений, а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.

Четвертый этап. Бюджетный учет соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами доходов, и формирование бюджетной отчетности. Отражение в бюджетном учете операций по начислению и поступлению доходов (платежей), а также расчетов с органами Федерального казначейства по средствам бюджета, которые находятся на отчетную дату на счете для их распределения по соответствующим бюджетам и подлежат зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, осуществляется администратором в соответствии с Инструкцией № 148н.

Бюджетный учет операций по поступлениям в бюджет ведется финансовыми органами, органами Федерального казначейства и администраторами доходов на основании соответствующих первичных документов.

Представление бюджетной отчетности в Федеральное казначейство осуществляется главными администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее — Инструкция № 128н).

Бюджетная отчетность формируется раздельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации.

Порядок открытия лицевых счетов администратора и отражения на них операции по администрированию

В соответствии с положениями п. 2.4 приказа Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее — Приказ № 7н) документы, необходимые для открытия лицевых счетов администратора доходов бюджета, представляются по месту его нахождения, если он не является получателем бюджетных средств, или по месту его обслуживания как получателя бюджетных средств.

При этом администратору доходов бюджета открываются отдельные лицевые счета для учета операций по администрированию доходов бюджета в зависимости от того, какой орган власти наделен полномочиями по установлению размеров платежей — орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, в соответствии с кодом типа бюджета.

Открытие лицевого счета администратора доходов бюджета осуществляется на основании следующих представленных в орган Федерального казначейства документов:

  • заявление на открытие лицевого счета;
  • карточка образцов подписей;
  • копия учредительного документа, заверенная учредителем либо нотариально.

При этом следует учитывать, что лицевой счет администратора доходов бюджета в соответствии с Приказом № 7н должен быть открыт клиенту в течение 5 рабочих дней.

При открытии лицевого счета администратора доходов бюджета код типа бюджета указывается в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей, а также наличия прав требования к плательщикам публично-правовыми образованиями:

  • Российской Федерацией — "1";
  • органами государственной власти субъектов РФ — "2"; D органами местного самоуправления — "3";
  • органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — "4";
  • органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов — "5".

Исключение составляют лицевые счета администратора доходов бюджета, открываемые управлениям ФНС России: у них может быть только код бюджета “1” (федеральный бюджет).

Важный нюанс

Дополнительно для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета в орган Федерального казначейства представляется правовой акт главного администратора доходов бюджета, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющий участника бюджетного процесса соответствующими полномочиями, с указанием администрируе-мых им кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Копия данного правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов бюджета.

При открытии клиенту лицевого счета администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета "2" и (или) "3" данный клиент должен быть указан в Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов соответствующего бюджета.

На лицевом счете администратора доходов бюджета отражаются следующие операции:

  • поступление средств;
  • возвраты средств;
  • зачеты (уточнения);
  • неисполненные возвраты;
  • неисполненные зачеты (уточнения).

Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта РФ или правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями письма Федерального казначейства от 22.12.2008 № 42-7.1-15/5.4-591 операции по лицевому счету администратора доходов оформляются следующими документами:

Процедуры администрирования доходов бюджетов

Порядок работы с невыясненными поступлениями

Администратор доходов бюджета вправе уточнить коды классификации доходов бюджетов, по которым отражены операции по поступлениям на его лицевом счете, или отказаться от поступлений, отраженных на его лицевом счете (п. 3.15 Приказа № 7н). Такое уточнение не ограничивается пределами текущего финансового года.

В соответствии с п. 12 Приказа № 92н невыясненные поступления возвращаются плательщику при поступлении от него заявления в случае, если исходя из текстового поля "Назначение платежа" расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет.

Для уточнения реквизитов документа или отказа от поступления администратор доходов бюджета представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код по КФД 0531809) на общую сумму платежа по коду бюджетной классификации и коду ОКАТО без указания реквизитов расчетного документа и плательщика.

Актуальный вопрос

Управление является администратором платежей одновременно в краевой и республиканский бюджеты. По ошибке кассир-операционист Сбербанка РФ произвел зачисление оплачиваемой суммы штрафа на расчетный счет УФК по республике вместо УФК по краю. Администратор платежей обнаружил ошибку. Какие действия он должен предпринять?

В соответствии с п. 10 Приказа № 92н платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". Одним из документов, на основании которых органами Федерального казначейства осуществляется учет и распределение поступлений между бюджетами, согласно п. 4 Приказа № 92н является Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код по КФД 0531809), представленное администратором поступлений в бюджет. Следовательно, администратору доходов бюджета при обнаружении ошибки необходимо представить в орган Федерального казначейства, на счет которого поступил платеж, Уведомлен ие (код по КФД 0531809). В соответствующих табличных частях Уведомления следует указать данные уточняемого расчетного документа, а также данные, которые подлежат изменению по сравнению с исходным расчетным документом.

При получении от администратора поступлений в бюджет Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, в том числе если органом Федерального казначейства не направлялся запрос администратору на выяснение принадлежности платежа, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора, направившего данное Уведомление, по уточненному коду бюджетной классификации.

Невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта РФ администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.

Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат не позднее трех рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль