Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

17179
 Леонтьева Е.А.
Начальник отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Федерального казначейства
Одной из задач бюджетного учета является начисление и учет поступлений доходов бюджетов. Анализ вопросов, часто возникающих при формировании бюджетной отчетности, показал, что отражение в учете поступающих в бюджет доходов вызывает немало вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений. В данном процессе принимают участие две стороны: получатель бюджетных средств и администратор поступлений в бюджет. При этом администратор поступлений в бюджет, как правило, одновременно является и получателем бюджетных средств (но не обязательно). Рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете и отчетности операций по администрированию доходов.

Ведение бюджетного учета администраторами поступлений

Администратор поступлений ведет учет как начисленных сумм, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления, то есть формируются два информационных потока о поступлениях.

Следовательно, администратору поступлений необходимо определиться, какие структурные подразделения осуществляют учет начисленных сумм, а какие — учет поступивших сумм. Полномочиями по ведению учета начисленных сумм целесообразно наделить те структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

Учет начисления поступлений

В соответствии с п. 149 Инструкции № 148н все учреждения, использующие счет 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", названы администраторами доходов бюджета.

Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

Учет поступивших сумм

В соответствии с пп. 178, 179 Инструкции № 148н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (код формы по КФД 0531761), предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору.

Операции по счету 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами", который предназначен для учета администратором доходов бюджета поступлений в бюджет админи-стрируемых им платежей, а также расчетов с финансовыми органами по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

Учет средств, подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде

Для учета администратором доходов бюджета расчетов с органом казначейства по средствам, находящимся на отчетную дату на счете органа казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, с 1 января 2009 г. в Инструкцию № 148н был введен счет 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" (пп. 182, 183 Инструкции № 148н).

Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), предоставляемой органом казначейства соответствующим администраторам доходов бюджета.

Согласно п. 183 Инструкции № 148н операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" должны быть равны нулю.

Администратором доходов бюджета на основании данных о средствах, находящихся на отчетную дату на счете УФК по субъекту РФ, открытом на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде, ежемесячно составляется Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).

В Федеральное казначейство представляется сводная Справка (ф. 0503184), сформированная на основании справок (ф. 0503184) администраторов доходов федерального бюджета, в части:

  • поступлений межбюджетных трансфертов, возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также процентов, штрафных санкций и пеней по бюджетным кредитам между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (счета 1 210 04 151, 1 210 04 120, 1 210 04 140);
  • поступлений по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета (счет 1 210 04 640).

Главный администратор поступлений в бюджет субъекта РФ или муниципального образования формирует на основании отчетности подведомственных учреждений — администраторов сводную Справку (ф. 0503184) путем суммирования показателей и представляет ее в соответствующий финансовый орган.

Внутриведомственные расчеты по доходам

Возникновение внутриведомственных расчетов по доходам связано, прежде всего, с тем, что закрепление полномочий по администрированию, а именно полномочий по начислению доходов, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет не всегда в полном объеме осуществляется одним участником бюджетного процесса.

При этом бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их надлежащими полномочиями.

Довольно часто возникает ситуация, когда первичные документы, в силу которых в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщика перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), оформляются учреждением (администратором доходов), за которым не закреплено полномочие кассового администрирования поступлений в бюджет начисленного им дохода. То есть поступления на счета бюджета по начисленным им доходам (исполнение дебитором обязанности по уплате доходов в бюджет) отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом другому учреждению (администратору кассовых поступлений).

В целях организации взаимодействия администраторов, выполняющих отдельные полномочия по администрированию доходов бюджета (один начисляет, другой отражает кассовые поступления), и оформления между ними расчетов в Плане счетов бюджетного учета предусмотрены счета:

  • 1 304 04 100 "Внутриведомственные расчеты по доходам" (1 304 04 110, 1 304 04 120, 1 304 04 130, 1 304 04 140, 1 304 04 160, 1 304 04 180);
  • 1 304 04 400 "Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий нефинансовых активов" (1 304 04 410, 1 304 04 420, 1 304 04 430, 1 304 04 440).

Расчеты между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформляются извещениями (ф. 0504805). Соответствующие изменения в Инструкцию № 148н были внесены приказом Минфина России от 03.07.2009 № 69н. Ранее Извещением (ф. 0504805) оформлялись только операции, связанные с расчетами между главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств по централизованному снабжению.

Рассмотрим порядок отражения внутриведомственных расчетов по доходам на примере двух финансово-хозяйственных ситуаций:

1. Реализация материальных запасов, полученных в результате списания основного средства.

2. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет.

Внутриведомственные расчеты при исполнении бюджета по доходам в случае реализации материальных запасов, полученных от списания основного средства, отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

Внутриведомственные расчеты при исполнении бюджета по доходам в случае возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Документальное оформление, отражение в учете и отчетности операций по администрированию доходов бюджетов

Особенности отражения операций по администрированию доходов в бюджетной отчетности

Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации установлены Инструкцией № 128н.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 128н администратор доходов формирует бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет доходов в объеме форм месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, установленных для получателя бюджетных средств, и представляет ее главному администратору (администратору, осуществляющему отдельные полномочия главного администратора) доходов бюджетов.

Состав отчетности определен п. 11 Инструкции № 128н. Сроки представления отчетности для администратора доходов бюджета в соответствии с п. 10 Инструкции № 128н устанавливаются вышестоящим администратором, выполняющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, и (или) главным администратором доходов бюджета.

Пунктом 274 Инструкции № 128н предусмотрено, что главный администратор (администратор, осуществляющий отдельные полномочия главного администратора) доходов бюджета представляет бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет финансовому органу соответствующего бюджета, исходя из кода элемента доходов бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации и в сроки, установленные финансовым органом.

При этом в случае, если администратор (администратор, осуществляющий отдельные полномочия главного администратора) доходов бюджета не является получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, сроки представления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию между администратором (администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора) доходов в соответствующий бюджет и финансовым органом этого бюджета.

Бухгалтеру на заметку

В соответствии с п. 47 Порядка № 92н орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета при получении Запроса никакие записи в бюджетном учете не производит. Он формирует Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809), на основании которого поступившие суммы зачисляются на лицевой счет администратора (в случае если поступления относятся к администрируемым им доходам). Только после получения выписки из лицевого счета уточненные суммы отражаются в бюджетном учете администратора.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль