Какие организационно-правовые вопросы необходимо решить казенным учреждениям и их учредителям в ближайшее время.

3545
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Какие организационно-правовые вопросы необходимо решить казенным учреждениям и их учредителям в ближайшее время.

Татьяна Васильевна, какие задачи во время переходного периода, начавшегося с января 2011 г., необходимо решить казенным учреждениям и на что обратить основное внимание?

– Работа по подготовке к изменению типа бюджетного учреждения на казенное начата задолго до 2011 г. Правительством РФ был утвержден план подготовки в 2010 г. нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона № 83-ФЗ.

Аналогичные планы должны были быть утверждены в субъектах РФ (муниципальных образованиях). В течение всего 2010 г. Минфин России осуществлял формирование нормативно-правового поля, в рамках которого будут действовать учреждения, в т. ч. и нового типа - казенного.

Согласно ст. 31 Закона № 83-Ф3 к ноябрю 2010 г. федеральные органы исполнительной власти должны были определиться с перечнем типов подведомственных им федеральных учреждений и представить его в Федеральное казначейство. По сути это должна была быть «фотография» подведомственного сектора, фактически сложившаяся на 1 ноября 2010 г.

В указанном перечне казенные учреждения могли появиться только в двух случаях: в силу ст. 31 Закона № 83-ФЗ либо на основании отдельного распоряжения Правительства РФ. Но при условии, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти успел внести проект такого распоряжения в правительство до 1 октября 2010 г.

Принятие решения об изменении типа учреждения с бюджетного на казенное с 1 января 2011 г. осуществляется в порядке, установленном Постановлением РФ № 539.

Кроме того, к 1 декабря 2010 г. Закон № 83-ФЗ обязывал принять нормативные правовые акты, регламентирующие создание казенных учреждений в субъектах РФ (муниципальных образованиях).

В переходный период основная нагрузка ложится на орган исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

В соответствии с Постановлением РФ № 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя - главный распорядитель средств федерального бюджета, - самостоятельно принимает решение об установлении соответствующего типа подведомственных ему бюджетных учреждений. А в отношении казенных учреждений - утверждает устав, назначает (при необходимости) руководителя и принимает решение о том, какие из учреждений будут работать в соответствии с государственными заданиями.

...В переходный период основная нагрузка ложится на орган исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя...

При этом, независимо от того, будет казенное учреждение работать в рамках государственного задания или нет, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется на основании бюджетной сметы.

Важно разобраться и с таким вопросом, как распоряжение имуществом, находящимся у казенного учреждения на праве оперативного управления, в т. ч. при сдаче его в аренду.

В переходный период порядок использованиям казенным учреждением доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, полученных средств от иной приносящей доход деятельности устанавливается законом субъекта РФ (правовым актом муниципального образования).

Таким образом, в переходный период на основании указанного закона (решения) субъекта РФ (муниципального образования) казенные учреждения вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, в т. ч. от сдачи в аренду имущества на обеспечение своей деятельности.

По окончанию переходного периода все полученные казенным учреждением средства от приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет.

Дата окончания переходного периода устанавливается в отношении федеральных бюджетных учреждений федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений) законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления). Это может быть любая дата, но не позднее 1 июля 2012 г.

...Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу, исходя из сферы деятельности, в которой оно создается...

Бюджетные учреждения в переходный период (до момента перевода их на новый порядок финансового обеспечения деятельности) также работают в прежнем правовом режиме и сохраняют статус получателя бюджетных средств. То есть принимают и исполняют бюджетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, используют доходы от приносящей доход деятельности в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), и сметами доходов и расходов и т.д.

Кто и на каком основании принимает решение о смене статуса учреждения?

– Решение всех вопросов о системе региональных и муниципальных учреждений находится в компетенции соответственно субъектов РФ и муниципальных образований, которые самостоятельно определяют:

  1. Какие учреждения переведут в казенные, а какие оставят в статусе бюджетных;
  2. Процедуры, этапы и сроки реформирования бюджетной сети в течение переходного периода.

Таким образом, Закон № 83-Ф3 не обязывает переводить все бюджетные учреждения в новый правовой статус, на новый порядок финансового обеспечения, они могут работать и по типу казенных.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу, исходя из сферы деятельности, в которой оно создается.

Сферы деятельности бюджетных и казенных учреждений не ограничены.

С учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к ним, в первую очередь, учреждения, осуществляющие не только оказание государственных услуг, но и выполнение государственных функций в сфере управленческой деятельности, например:

  • контрольно-надзорные мероприятия;
  • выдачу разрешения, свидетельства, лицензии и т. д.

Обязаны ли казенные учреждения работать в рамках государственных заданий?

– Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для казенных учреждений в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

В данных вопросах следует руководствоваться законодательными актами и здравым смыслом.

Например, есть ли смысл устанавливать государственное задание для воинской части или учреждения, осуществляющего исполнение наказания, если деятельность этих организаций регламентируется уставом (положением)?

Какие нормативно-правовые акты, на ваш взгляд, требуется принять или доработать, с целью повышения эффективности работы казенных учреждений?

– Прежде всего, я бы рекомендовала актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования установить необходимость разработки и утверждения органами, осуществляющими функции и полномочия казенных учреждений, нормативных правовых документов, которые регламентированы постановлением № 537 (о нем я говорила выше). При этом важно учесть особенности каждого субъекта РФ или муниципального образования:

...Основной документ, который должен быть принят (изменен) в отношении казенного учреждения, - это устав...

  • порядок согласования распоряжения недвижимым и движимым имуществом (списание, сдача в аренду и т. д.);
  • порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
  • порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;
  • порядок определения нормативных затрат при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И, наконец, основной документ, который должен быть принят (изменен) в отношении казенного учреждения, -это устав. Именно он регламентирует деятельность учреждения, в т. ч. оказание услуг на платной основе (хотя все доходы от этой деятельности с соответстствующей даты должны поступать в бюджет, но не позднее 1 января 2012 г.).

Какие учреждения - казенные или бюджетные - более защищены в социально-экономическом плане?

– Прежде всего, отмечу, что за казенным учреждением сохраняется субсидиарная ответственность государства по обязательствам, а у бюджетных учреждений нового типа она устраняется.

Учитывая, что изменение типа учреждения не является его реорганизацией, имущество сохраняется у него в полном объеме в оперативном управлении без перезакрепления. Также не потребуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (в т. ч. военнослужащих и приравненных к ним лиц).

Таким образом, социально защищенными остаются сотрудники всех учреждений.

В 2011 г. нас всех ожидают глобальные перемены в бюджетной сфере. Уверена, что первые положительные результаты начатой реформы во многом зависят от понимания и эффективной работы бухгалтеров и финансистов на местах.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль