Из казны в казну: передача имущества в двух отчетных периодах

3333
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
От внимания участников бюджетного процесса нередко ускользает одна из серьезных проблем учета имущества казны и применения счета 1 108 00 0001. Это так называемое промежуточное состояние при передаче имущества между учреждениями. Особенно актуален данный вопрос в отношении недвижимого имущества, право оперативного управления на которое подлежит государственной регистрации. Рассмотрим, как эта проблема решается на практике.

В письме Минфина России от 01.03.2011 № 02-06-07/733 рассматривается ситуация, когда недвижимое имущество передается между учреждениями и регистрация перехода права оперативного управления проводится в два этапа с определенным временным промежутком.

Согласно рекомендациям Минфина России между прекращением права оперативного управления у передающей стороны и его возникновением у принимающей стороны недвижимое имущество должно находиться в составе имущества казны публично-правового образования. Операция должна быть документально оформлена двумя актами приема-передачи.

При этом утверждения актов в уполномоченном органе по управлению имуществом не требуется. Дело в том, что данный орган управления в одном акте будет классифицироваться как принимающая сторона, а в другом - как передающая. В соответствии с нормами ГК РФ в указанной хозяйственной ситуации иных вариантов нет.

Использование имущества казны и счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» актуально при передаче имущества (особенно недвижимого) между учреждениями разных уровней бюджета.

Пример

В 2009 г. субъект РФ принял решение о том, чтобы с 2010 г. передать здания Управления труда и социальной защиты населения с бюджета субъекта в бюджеты муниципальных районов и городских округов. При этом Управления ликвидировались как юридические лица субъекта РФ и вновь создавались под соответствующий уровень бюджета. В регламентирующем данный процесс нормативном документе была указана только одна дата передачи имущества: «по состоянию на 1 января 2010 г.».

У бухгалтеров возникла проблема: какой датой производить списание имущества ликвидируемых учреждений, а какой - приходовать вновь созданные? Передать имущество в 2009 г. было невозможно, поскольку новые учреждения регистрировались только в 2010 г. Но и откладывать передачу до 2010 г. было нельзя. Тогда у ликвидируемых учреждений сформировались бы остатки имущества по состоянию на 1 января 2010 г. Было бы необходимо сдавать отчетность за 2010 г. и платить налог на имущество. Ассигнований на это предусмотрено не было.

Чиновниками администрации субъекта РФ было предложено списать имущество 28 декабря 2009 г., а оприходовать - 11 января 2010 г. Но где имущество будет находиться в промежуточном периоде?

Наиболее правильно в данной ситуации было бы в 2009 г. передать имущество ликвидируемых учреждений в комитет по управлению имуществом субъекта РФ, а в 2010 г. - в комитеты по управлению имуществом муниципальных районов и городских округов и далее - новым учреждениям.

Это единственно верное решение не было своевременно принято. В итоге, имущество все равно прошло через казну субъекта РФ, но гораздо более сложным путем.

Для понимания проведем аналогию с движением денежных средств между учреждениями различных уровней бюджета.

Например, рассмотрим ситуацию, когда Дума субъекта РФ выделяет муниципальным районам и городским округам средства на содержание депутатов. В недалеком прошлом такие операции производились прямым перечислением денежных средств между Думой субъекта РФ и муниципальными администрациями. Сейчас - исключительно через финансовые органы как межбюджетные трансферты.

Точно так же не должно происходить прямой передачи имущества (особенно недвижимого, подлежащего госрегистрации) между учреждениями разных уровней бюджета.

Имущество должно передаваться учреждением своему уполномоченному органу по управлению имуществом, т. е. в казну. Между уровнями бюджета передачу следует производить посредством уполномоченных органов по управлению имуществом - из казны в казну. И далее от уполномоченного органа в оперативное управление учреждению.

При такой схеме исключается:

  • необходимость утверждать акт приема-передачи в уполномоченном органе по управлению имуществом.

    При правильной схеме орган по управлению имуществом сам будет принимающей или передающей стороной;

  • временные разрывы (до полугода и более) между списанием имущества передающей стороной и полным оформлением его принимающей стороной.
    При правильной схеме на протяжении всего периода оформления имущество будет находиться в составе казны;
  • расхождение в начислении амортизации, связанное с временным перерывом при оформлении приема-передачи.
    Например, передающая сторона датирует акт приема-передачи 1 февраля 2011 г. Акт «застревает» в уполномоченном органе по управлению имуществом на 3 месяца и утверждается только в мае. Следовательно, передающая сторона должна доначислить амортизацию еще за 3 месяца, но тогда придется переписывать с таким трудом утвержденный акт приема-передачи. При правильной схеме амортизацию за весь период перемещения начислит учреждение-получатель после получения имущества из казны.

Поскольку указанная выше схема перемещения имущества казны в общефедеральном законодательстве не предписана как обязательная, ее следует узаконить на уровне публично-правовых образований.

Также следует предусмотреть возможность передачи через имущество казны основных средств, списанных при вводе в эксплуатацию (забалансовый счет 21) и материальных запасов. Это будет необходимо, в первую очередь, при полной передаче имущества ликвидируемых (реорганизуемых) учреждений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль