“Для реализации Закона № 83-ФЗ мы сделали максимум того, что было возможно”

1760
 Никитина О.Б.
Начальник отдела доходов МЧС России
Близится к концу 2011 г. – год активных преобразований бюджетной сферы. За этот период должны быть проведены основные мероприятия по реализации положений Закона № 83-ФЗ. Об основных этапах этой работы в системе МЧС России рассказывает Ольга Никитина, заместитель директора Финансово-экономического департамента, начальник отдела организации администрирования министерства.

— Ольга Борисовна, как в целом Вы оцениваете работу, проделанную министерством в 2011 г. для реализации положений Закона № 83-ФЗ? Все ли удалось сделать, что было запланировано, или остались какие-то незаконченные мероприятия?

— Без ложной скромности я высоко оцениваю работу, которую мы проделали в этом году. В условиях отсутствия четких методических указаний, на основе общих рекомендаций мы разработали все необходимые нормативные документы. На мой взгляд, у нас это получилось достаточно качественно. Конечно, только практика покажет, действительно ли это так. Вероятно, потом придется вносить корректировки, но на данном этапе мы сделали максимум того, что было возможно.

Безусловно, в течение года проводились семинары, публиковались статьи с разъяснениями экспертов, но они носили рекомендательный, а не нормативный характер. Поэтому пришлось до всего додумываться самостоятельно.

— Проводит ли Минфин России экспертизу разработанных министерствами нормативных документов? Ведь на данном этапе очень важно понять, в правильном ли ключе они составлены или в них изначально заложены ошибочные подходы.

— Нет,никакой экспертизы Минфин России не проводит. Исключением является Порядокопределения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениямигосударственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Он подлежитсогласованию с Минэкономразвития России и Минфином России, а также регистрациив Минюсте России.

— Остановимся более подробно на тех направлениях деятельности, которые осуществлялись в 2011 г. Так как преобразования затронули в первую очередь бюджетные учреждения, вначале поговорим о них. Внесены ли изменения в уставы всех бюджетных учреждений?

— В частивнесения изменений в уставы бюджетных учреждений центральным аппаратом министерствабыла проделана, не побоюсь этого слова, грандиозная работа. Поначалу она неказалась такой уж сложной, но в результате вылилась в доскональное изучениеуставов всех бюджетных учреждений вплоть до четвертого уровня иерархии ведомственнойподчиненности. Всего их насчитывается почти полторы тысячи. Пришлосьвникать во все нюансы осуществляемых каждым учреждением видов бюджетной и приносящейдоход деятельности, анализировать специфику, чтобы ничего не упустить и четкоопределить все виды деятельности в новом уставе.

Во многомнам помогло то, что в МЧС России регулярно проводятся региональные сборы, накоторых происходит обмен опытом между учреждениями. Также специалистыцентрального аппарата часто выезжают в командировки на места, чтобы лучшеознакомиться с состоянием дел. Поэтому, конечно, серьезных неожиданностей небыло.

Правда,иногда бюджетные учреждения пытались внести в свои уставы виды деятельности,совершенно далекие от целей, ради которых они созданы. Например, одноучреждение собиралось реализовывать ГСМ. Конечно, на стадии согласования уставовв центральном аппарате инициативы такого рода сразу пресекались.

- Изменение уставов – это большие дополнительные затраты. Выделялось ли финансовое обеспечение на эти цели?

—Действительно, затраты в связи с изменением уставов учреждений немалые, порядка46 млн руб.: нужно зарегистрировать устав в налоговом органе, изменить печать,бланки, наконец, табличку с наименованием учреждения. Насколько мне известно, Минфином России запрашивались сведения о суммах,необходимых для реализации мероприятий по преобразованию учреждений путемизменения их типов. Но дополнительных лимитов бюджетных обязательств на этицели до настоящего момента не выделялось.

— Утвержден ли в МЧС России перечень особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений?

— Да,утвержден. Он тоже рождался в муках, но в конце концов мы решили остановитьсяна более или менее приемлемом варианте, а впоследствии скорректировать его,если возникнет такая необходимость.

ПостановлениемПравительства РФ* установлен стоимостный интервал для отнесения движимогоимущества к особо ценному, а далее указано, что в состав такого имущества можетбыть включено иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетнымучреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будетсущественно затруднено. Как определить степень необходимости того или иногоимущества для осуществления уставной деятельности, большой вопрос.

*Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

С однойстороны, если включить в перечень дешевые и быстро выходящие из строяпредметы, нужно иметь в виду, что их придется регистрировать в Росимуществе,следовательно, согласовывать их выбытие.

А это очень длительный и трудоемкий процесс, которыйсущественно ограничивает свободу учреждения в распоряжении имуществом.

С другойстороны, если включить в перечень только дорогостоящее имущество с большимсроком полезного использования, существует риск злоупотреблений со стороныотдельных должностных лиц в отношении малоценных предметов, поскольку имиможно распоряжаться без согласия учредителя. В этом случае отнесение имуществак особо ценному будет способствовать его большей сохранности.

Поэтомупри определении перечня особо ценного движимого имущества было очень важнонайти золотую середину. Вряд ли мы достигли идеала, но по крайней мере очень кэтому стремились.

— На первом этапе реформирования определение объемов госзаданий для бюджетных учреждений и нормативов затрат по ним вызывало серьезные трудности. Удалось ли их рассчитать, какие показатели были взяты за основу?

— Сейчасмы как раз приступаем к формированию бюджета и, конечно, будем определятьобъемы госзаданий и нормативы затрат по ним. Перечень госуслуг был утверждендавно, еще в декабре 2010 года. А вот нормативы затрат на эти услуги рассчитатьдействительно сложно. Если учреждение оказывает одну услугу, такие учреждения у нас есть, определить нормативыпроще. А если учреждение оказывает несколько услуг силами одного и того жеперсонала, то затраты каждого сотрудника нужно распределить на каждую услугу.В этом и заключается главная трудность.

Конечно,на начальном этапе мы будем отталкиваться от финансового обеспечения и объемовуслуг в предыдущие годы, учитывая, что часть расходов будет покрываться за счетсредств от приносящей доход деятельности. В дальнейшем практика покажет, какимобразом нужно произвести корректировку.

— В МЧС России уже определен порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности? Как проходила эта работа, что вызвало сложности?

— Да, наосновании приказа Минфина России № 81н* мы утвердили свой план, которыйпрактически ничем не отличается от минфиновского, и довели до бюджетныхучреждений. Пока никаких вопросов от них не поступало. В принципе ничегонового от учреждений не требуется. Они и ранее в несколько другой формесоставляли планы деятельности на год, а также отчеты о результатахдеятельности.

*Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Непосредственносоставлением планов финансово-хозяйственной деятельности на 2012 г. бюджетныеучреждения займутся после того, как будет утвержден бюджет и мы доведем до нихнормативы затрат на каждую услугу. Возможно, в процессе составления планов ибудут возникать какие-то вопросы.

— В 2011 г. одним из важнейших направленийреализации Закона № 83-ФЗ в МЧС России значилась разработка перечня госуслуг для казенных учреждений. В каком состоянии сейчас находится эта работа? Можно ли привести примеры услуг?

— Казенные учреждения по-прежнемубудут работать по бюджетной смете. Разница только в том, что теперь доходы отприносящей доход деятельности подлежат перечислению в бюджет. Переченьгосуслуг для них мы пока не разрабатывали. До сих пор остается непонятным,какое госзадание можно дать, например, отряду федеральной противопожарнойслужбы. Очевидно, что он всегда должен находиться в боевой готов­ности и влюбое время выехать, для этого и создан. Или спасательный отряд — какое емуможет быть задание?

— В продолжение разговора хотелось бы остановиться на вопросах приносящей доход деятельности. Уже утверждены виды такой деятельности? Останутся ли они теми же, что и ранее, или произошли изменения?

— Да,виды приносящей доход деятельности определены как для казенных, так и для бюджетных учреждений.

Вотношении казенных учреждений принято решение ограничить им приносящую доходдеятельность — отказаться от оказания платных услуг и разрешить толькопредоставлять места в общежитиях. Для таких учреждений, как пожарные отряды,оказание платных услуг просто нерентабельно. Выезд пожарной машины на вызов,относящийся к приносящей доход деятельности, — это огромные затраты: ГСМ,амортизация, боевая одежда пожарного (обмундирование). Скорее всего, получитсятолько одно, что мы за счет своего бюджетного финансового обеспечения будемоказывать услуги на сторону.

В течение2012 г. мы проанализируем ситуацию, если возникнет необходимость, нам ничтоне мешает внести изменения в уставы, добавить новый вид деятельности. Но наданный момент приносящая доход деятельность казенных учреждений ограничена.

Убюджетных учреждений мы также пересмотрели виды приносящей доход деятельности,сделали закрытый перечень, более конкретный, чем раньше.

— Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах министерства. Что планируется сделать на завершающем этапе внедрения Закона № 83-ФЗ?

— Сейчас мы приступаем к формированиюсубсидий бюджетным учреждениям. Это очень ответственная работа, т. к. от размерасубсидии во многом зависит финансовое состояние учреждения. Одно дело — нехватит средств на ручки, бумагу и т. д., и другое — если не хватит денег наоплату коммунальных услуг, зарплату...

Прирасчете субсидии важно учесть, что персонал учреждений — военнослужащие,соответственно, для них законодательством предусмотрены различные льготы,индексация денежного довольствия. Вместе с тем Министерство финансовразъясняло, что размер субсидии не будет увеличиваться. Будут ли эти затратывключаться в стоимость услуги и оплачиваться за счет субсидии или это будетдругой вид финансового обеспечения, еще предстоит определить, согласовать сМинфином России.

— В заключение нашей беседы, с высоты уже накопленного опыта какие рекомендации Вы могли бы дать своим коллегам?

— Главное— не откладывать решение дел на потом. У нас силовое ведомство, поэтому еслизадача поставлена, ее надо решить без промедления. Не нужно бояться обратитьсяза помощью к тем, кто уже проделал определенную работу. Поделиться своимопытом никто не откажется, потому что все находятся в одинаковом положении.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль