Выбытие объектов основных средств: причины и следствие

2635
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Списание объектов основных средств осуществляется с соблюдением требований действующего законодательства и внутриведомственных нормативных правовых актов. В данной статье рассмотрим порядок, важные нюансы и учет выбытия указанных активов учреждения.

Когда списание разрешается

Выбытие объектов основных средств может осуществляться по следующим основаниям:

Выбытие объектов основных средств: причины и следствие

Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» содержит еще одну возможную причину для списания имущества федеральных государственных учреждений: вследствие невозможности установления его местонахождения.

Основанием для получения разрешения на списание могут быть:

  • техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции;
  • нецелесообразность дальнейшего использования.

С 2011 г. с введением в действие Инструкции № 157н1 в перечень оснований для списания основных средств добавлен моральный износ. При этом нет ни определения термина «моральный износ», ни указаний на какие-либо документы, которыми учреждение могло бы обосновать данный факт, что серьезно затрудняет применение этой законодательной нормы.

Главное

Списание объектов включает:

1 определение технического состояния имущества;

2 оформление необходимой документации;

3 получение разрешения на списание;

4 реализацию (передачу);

5 демонтаж, разборку, утилизацию объектов основных средств и принятие к учету материалов, полученных от их ликвидации;

6 списание с балансового (в части объектов, учтенных в установленном порядке на забалансовом счете, - с забалансового) учета учреждения.

В практике нередко вместо термина «моральный износ» ошибочно используется термин «моральное устаревание», что имеет иной смысл и не предусмотрено Инструкцией № 157н.

Под «моральным устареванием» обычно подразумевается, что техническое изделие не соответствует передовому уровню технологии, т. е. моральное устаревание - это всегда относительное понятие.

Например, сотовые телефоны с черно-белым экраном можно считать морально устаревшими по сравнению с цветными телефонами, а цветные телефоны, в свою очередь, можно считать морально устаревшими по сравнению с телефонами с тачскрином. Это, тем не менее, не означает невозможности дальнейшего использования таких телефонов.

В случае отсутствия в штате необходимых специалистов для обоснования непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности их восстановления учреждением при наличии средств на указанные цели могут привлекаться специалисты других организаций, удовлетворяющих критериям, определенным ГРБС, собственником имущества и (или) учетной политикой учреждения.

Истечение нормативного срока полезного использования основных средств не является основанием для их списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.

Кто осуществляет списание

Определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также оформление документации при списании (выбытии) объектов в государственных (муниципальных) учреждениях рекомендуется возлагать на комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную на постоянной основе.

Комиссия производит непосредственный осмотр объекта, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению, оперируя технической документацией (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т. п.).

Затем устанавливаются конкретные причины списания (выбытия) объекта, которыми могут быть физический или моральный износ, авария, нарушение условий эксплуатации, низкое качество ремонта (ремонтов), ликвидация вследствие реконструкции, перевооружения учреждения, стихийного бедствия и др.

Выявляются лица, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, и вносятся предложения о привлечении этих лиц к ответственности. Определяется возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего объекта в деятельности учреждения и производится их оценка исходя из текущей рыночной стоимости.

По результатам проверки комиссия оформляет соответствующие акты и комплектует пакет документов для согласования списания объектов.

Что важно помнить при списании объектов

Списание имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, в обязательном порядке согласовывается с собственником имущества, его уполномоченным представителем или ГРБС. Порядок согласования определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

Для согласования списания основных средств учреждение представляет акты на списание (№ ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, ф. 0504143, ф. 0504144).

Действующее федеральное законодательство, в т. ч. Инструкция № 157н, Инструкция № 162н, постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, не содержат дополнительных требований к документальному обоснованию списания основных средств, кроме составления актов установленной формы. Требования об оформлении дополнительных документов могут быть установлены на уровне территориальных, ведомственных нормативных актов, учетной политики учреждения.

При списании основных средств, выбывших вследствие аварии, кроме предусмотренных законодательством актов установленной формы, в состав документации на списание могут включаться:

  • копия акта об аварии;
  • экспертное заключение о техническом состоянии объекта;
  • справка о стоимости нанесенного ущерба.

В случае списания основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации, дополнительно прилагаются справки органов исполнительной власти субъектов РФ или иных органов местного самоуправления либо территориальных органов МЧС России, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.

В случаях хищения или нанесения ущерба дополнительно могут истре-боваться (прилагаться):

  • копия постановления о возбуждении уголовного дела или иные документы о принятии мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба;
  • копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта основных средств;
  • копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.

Списание незавершенного строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) осуществляется при наличии:

  • заключения технической экспертизы, выданного организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (копия лицензии прилагается);
  • протокола решения комиссии о нецелесообразности достройки объектов и (или) о социальной или иной опасности для людей с предписанием разборки и уничтожения;
  • балансовой справки о произведенных затратах.

При списании недвижимого имущества в связи со строительством, реконструкцией новых объектов и сносом старых комиссия учреждения должна во всех документах на списание делать ссылку на номер проекта, распоряжение главы администрации публично-правового образования о сносе зданий и (или) на акт межведомственной комиссии администрации публично-правового образования с приложением копий этих документов.

Разборка или демонтаж основных средств до утверждения актов и согласования списания (ликвидации) основных средств не допускается.

После утверждения актов о списании основных средств в установленном порядке комиссия учреждения снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных надзорных органах, а также:

  • осуществляет контроль за изъятием пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес;
  • контролирует сдачу на склад узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию, с предоставлением накладных в бухгалтерию учреждения для постановки их на учет;
  • контролирует сдачу вторичного сырья с представлением документов в бухгалтерию учреждения.

Первый экземпляр актов о списании основных средств передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат накоплению на складе для отправки в дальнейшем на заводы вторичной переработки драгоценных металлов.

Номерные агрегаты (двигатель, шасси, грузоподъемный механизм, сосуды, работающие под давлением, и т. п.), регистрируемые в государственных надзорных органах, приходуют после данной регистрации.

Об уничтожении непригодных материалов, не подлежащих сдаче в металлолом, составляется акт.

При уничтожении непригодных к использованию материалов следует соблюдать нормы федерального и местного законодательства об охране окружающей среды.

Ответственность за результаты работы комиссии по списанию и выполнение всех мероприятий несет руководитель учреждения.

Бюджетный учет выбытия объектов

Отражение списания объектов основных средств во многом схожи у государственных (муниципальных) учреждений разных типов. Однако учет в казенных учреждениях имеет ряд специфических особенностей.

Так, при внутриведомственной (между учреждениями, подведомственными одному ГРБС) передаче объектов оформляются записи:

Выбытие объектов основных средств: причины и следствие

На переданные объекты основных средств передающей стороной оформляются акты о приеме-передаче и Извещение (ф. 0504805).

При безвозмездной передаче объектов основных средств иным казенным учреждениям и государственным (муниципальным) предприятиям оформляются записи:

Выбытие объектов основных средств: причины и следствие

Вложение объектов основных средств в уставной капитал (фонд) организаций оформляется следующим образом (п. 10 Инструкции № 162н):

Выбытие объектов основных средств: причины и следствие

Реализация объектов основных средств

Реализация казенными учреждениями объектов основных средств осуществляется с соблюдением требований действующего законодательства и внутриведомственных нормативных правовых актов органами, уполномоченными по управлению имуществом соответствующего публично-правового образования.

Казенное учреждение, не являющееся уполномоченным по управлению имуществом, не имеет права самостоятельно производить реализацию объектов основных средств.

Суммы, полученные учреждениями от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат перечислению в доход бюджета.

С 2011 г. из БК РФ исключено требование о том, чтобы доходы от реализации перечислялись в доход бюджета только после уплаты соответствующих налогов. Кроме того, в гл. 25 НК РФ из состава объектов налогообложения налогом на прибыль исключены доходы казенных учреждений от оказания платных услуг и исполнения государственных функций, к которым, в принципе, можно отнести и функции уполномоченного органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом.

НДС с реализованного государственного (муниципального) имущества уплачивает покупатель как налоговый агент. В результате суммы НДС в учете казенного учреждения не отражаются.

В учете учреждения, уполномоченного по управлению имуществом, оформляются следующие записи по реализации основных средств (учреждение является администратором соответствующих доходов бюджета):

Выбытие объектов основных средств: причины и следствие



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль