"Для реализации Закона № 83-ФЗ мы сделали максимум того, что было возможно"

4197
Близится к концу 2011 г. - год активных преобразований бюджетной сферы. За этот период должны быть проведены основные мероприятия по реализации положений Закона № 83-ФЗ. Об основных этапах этой работы в системе МЧС России рассказывает Ольга Никитина, заместитель директора Финансово-экономического департамента, начальник отдела организации администрирования министерства.

- Ольга Борисовна, как в целом Вы оцениваете работу, проделанную ми­нистерством в 2011 г. для реализации положений Закона № 83-ФЗ? Все ли удалось сделать, что было запланиро­вано, или остались какие-то незакон­ченные мероприятия?

- Без ложной скромности я вы­соко оцениваю работу, которую мы проделали в этом году. В условиях отсутствия четких методических указаний, на основе общих ре­комендаций мы разработали все необходимые нормативные доку­менты. На мой взгляд, у нас это получилось достаточно качествен­но. Конечно, только практика по­кажет, действительно ли это так. Вероятно, потом придется вносить корректировки, но на данном эта­пе мы сделали максимум того, что было возможно.

Безусловно, в течение года про­водились семинары, публиковались статьи с разъяснениями экспертов, но они носили рекомендательный, а не нормативный характер. Поэтому пришлось до всего додумываться са­мостоятельно.

- Проводит ли Минфин России экспер­тизу разработанных министерствами нормативных документов? Ведь на данном этапе очень важно понять, в правильном ли ключе они составлены или в них изначально заложены оши­бочные подходы.

- Нет, никакой экспертизы Мин­фин России не проводит. Исключе­нием является Порядок определения нормативных затрат на оказание фе­деральными государственными уч­реждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Он подлежит согласова­нию с Минэкономразвития России и Минфином России, а также реги­страции в Минюсте России.

- Остановимся более подробно на тех направлениях деятельности, которые осуществлялись в 2011 г. Так как преоб­разования затронули в первую очередь бюджетные учреждения, вначале пого­ворим о них. Внесены ли изменения в ус­тавы всех бюджетных учреждений?

- Всего их насчитывается почти полторы тысячи. Пришлось вникать во все нюансы осуществляемых каждым уч­реждением видов бюджетной и при­носящей доход деятельности, анали­зировать специфику, чтобы ничего не упустить и четко определить все виды деятельности в новом уставе.

Во многом нам помогло то, что в МЧС России регулярно проводят­ся региональные сборы, на которых происходит обмен опытом между учреждениями. Также специалисты центрального аппарата часто выез­жают в командировки на места, что­бы лучше ознакомиться с состояни­ем дел. Поэтому, конечно, серьезных неожиданностей не было.

Правда, иногда бюджетные учреж­дения пытались внести в свои уста­вы виды деятельности, совершенно далекие от целей, ради которых они созданы. Например, одно учреждение собиралось реализовывать ГСМ. Ко­нечно, на стадии согласования уста­вов в центральном аппарате инициа­тивы такого рода сразу пресекались.

- В части внесения изменений в уставы бюджетных учреждений центральным аппаратом министер­ства была проделана, не побоюсь этого слова, грандиозная работа. Поначалу она не казалась такой уж сложной, но в результате вылилась в доскональное изучение уставов всех бюджетных учреждений вплоть до четвертого уровня иерархии ве­домственной подчиненности.

­

- Изменение уставов — это большие дополнительные затраты. Выделялось ли финансовое обеспечение на эти цели?

- Действительно, затраты в связи с изменением уставов учреждений немалые, порядка 46 млн руб.: нужно зарегистрировать устав в налоговом органе, изменить печать, бланки, наконец, табличку с наименованием учреждения. Насколько мне известно, Минфином России запрашива­лись сведения о суммах, необходи­мых для реализации мероприятий по преобразованию учреждений путем изменения их типов. Но дополни­тельных лимитов бюджетных обяза­тельств на эти цели до настоящего момента не выделялось.

- Утвержден ли в МЧС России пере­чень особо ценного движимого имуще­ства бюджетных учреждений?

- Да, утвержден. Он тоже рождал­ся в муках, но в конце концов мы решили остановиться на более или менее приемлемом варианте, а впо­следствии скорректировать его, если возникнет такая необходимость.

Постановлением Правительства РФ установлен стоимостный интервал для отнесения движимого имущества к особо ценному, а далее указано, что в состав такого имущества может быть включено иное движимое имущество, без которого осуществление бюджет­ным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятель­ности будет существенно затруднено. Как определить степень необходимо­сти того или иного имущества для осу­ществления уставной деятельности, большой вопрос.

С одной стороны, если включить в перечень дешевые и быстро вы­ходящие из строя предметы, нужно иметь в виду, что их придется реги­стрировать в Росимуществе, следо­вательно, согласовывать их выбытие.

А это очень длительный и трудоем­кий процесс, который существенно ограничивает свободу учреждения в распоряжении имуществом.

С другой стороны, если включить в перечень только дорогостоящее иму­щество с большим сроком полезного использования, существует риск зло­употреблений со стороны отдельных должностных лиц в отношении ма­лоценных предметов, поскольку ими можно распоряжаться без согласия учредителя. В этом случае отнесение имущества к особо ценному будет спо­собствовать его большей сохранности.

Поэтому при определении перечня особо ценного движимого имущества было очень важно найти золотую се­редину. Вряд ли мы достигли идеала, но по крайней мере очень к этому стремились.

- На первом этапе реформирования определение объемов госзаданий для бюджетных учреждений и нормати­вов затрат по ним вызывало серьезные трудности. Удалось ли их рассчи­тать, какие показатели были взяты за основу?

- Сейчас мы как раз приступаем к формированию бюджета и, конеч­но, будем определять объемы госза­даний и нормативы затрат по ним. Перечень госуслуг был утвержден давно, еще в декабре 2010 года. А вот нормативы затрат на эти услуги рас­считать действительно сложно. Если учреждение оказывает одну услугу, такие учреждения у нас есть, опре­делить нормативы проще. А если уч­реждение оказывает несколько услуг силами одного и того же персонала, то затраты каждого сотрудника нуж­но распределить на каждую услугу. В этом и заключается главная труд­ность.

Конечно, на начальном этапе мы будем отталкиваться от финансо­вого обеспечения и объемов услуг в предыдущие годы, учитывая, что часть расходов будет покрываться за счет средств от приносящей доход деятельности. В дальнейшем прак­тика покажет, каким образом нужно произвести корректировку.

- В МЧС России уже определен поря­док составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельно­сти? Как проходила эта работа, что вызвало сложности?

- Да, на основании приказа Мин­фина России № 81н мы утвердили свой план, который практически ни­чем не отличается от минфиновского, и довели до бюджетных учреждений. Пока никаких вопросов от них не по­ступало. В принципе ничего нового от учреждений не требуется. Они и ранее в несколько другой форме составляли планы деятельности на год, а также от­четы о результатах деятельности.

Непосредственно составлением планов финансово-хозяйственной деятельности на 2012 г. бюджетные учреждения займутся после того, как будет утвержден бюджет и мы дове­дем до них нормативы затрат на каж­дую услугу. Возможно, в процессе со­ставления планов и будут возникать какие-то вопросы.

- В 2011 г. одним из важнейших на­правленийреализации Закона № 83-ФЗ в МЧС России значилась разработка перечня госуслуг для казенных учреж­дений. В каком состоянии сейчас находится эта работа? Можно ли привести примеры услуг?

- Казенные учреждения по-преж­нему будут работать по бюджетной смете. Разница только в том, что те­перь доходы от приносящей доход деятельности подлежат перечисле­нию в бюджет. Перечень госуслуг для них мы пока не разрабатывали. До сих пор остается непонятным, какое госзадание можно дать, например, отряду федеральной противопожар­ной службы. Очевидно, что он всегда должен находиться в боевой готов­ности и в любое время выехать, для этого и создан. Или спасательный от­ряд — какое ему может быть задание?

- В продолжение разговора хотелось бы остановиться на вопросах при­носящей доход деятельности. Уже утверждены виды такой деятельно­сти? Останутся ли они теми же, что и ранее, или произошли изменения?

- Да, виды приносящей доход деятельности определены как для казенных, так и для бюджетных учреж­дений.

В отношении казенных учрежде­ний принято решение ограничить им приносящую доход деятельность — отказаться от оказания платных услуг и разрешить только предоставлять места в общежитиях. Для таких учреж­дений, как пожарные отряды, оказа­ние платных услуг просто нерента­бельно. Выезд пожарной машины на вызов, относящийся к приносящей доход деятельности, — это огромные затраты: ГСМ, амортизация, боевая одежда пожарного (обмундирова­ние). Скорее всего, получится только одно, что мы за счет своего бюджет­ного финансового обеспечения бу­дем оказывать услуги на сторону.

В течение 2012 г. мы проанализиру­ем ситуацию, если возникнет необхо­димость, нам ничто не мешает внести изменения в уставы, добавить новый вид деятельности. Но на данный мо­мент приносящая доход деятельность казенных учреждений ограничена.

У бюджетных учреждений мы также пересмотрели виды приносящей доход деятельности, сделали закрытый пере­чень, более конкретный, чем раньше.

- Расскажите, пожалуйста, о бли­жайших планах министерства. Что планируется сделать на завершающем этапе внедрения Закона № 83-ФЗ?

- Сейчас мы приступаем к фор­мированию субсидий бюджетным уч­реждениям. Это очень ответственная работа, т. к. от размера субсидии во многом зависит финансовое состоя­ние учреждения. Одно дело — не хватит средств на ручки, бумагу и т. д., и дру­гое — если не хватит денег на оплату коммунальных услуг, зарплату...

При расчете субсидии важ­но учесть, что персонал учрежде­ний — военнослужащие, соответ­ственно, для них законодательством предусмотрены различные льготы, индексация денежного довольствия. Вместе с тем Министерство финан­сов разъясняло, что размер субси­дии не будет увеличиваться. Будут ли эти затраты включаться в стоимость услуги и оплачиваться за счет субси­дии или это будет другой вид финан­сового обеспечения, еще предстоит определить, согласовать с Минфи­ном России.

- В заключение нашей беседы, с вы­соты уже накопленного опыта какие рекомендации Вы могли бы дать своим коллегам?

- Главное — не откладывать ре­шение дел на потом. У нас силовое ведомство, поэтому если задача по­ставлена, ее надо решить без про­медления. Не нужно бояться обра­титься за помощью к тем, кто уже проделал определенную работу. По­делиться своим опытом никто не от­кажется, потому что все находятся в одинаковом положении.

Ознакомиться с содержанием свежего номера можно на портале.
Посмотреть содержание номера, оформить подписку и заказатьБЕСПЛАТНЫЙ ознакомительный номер журнала можно в Интернет-магазине МЦФЭР.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль