Порядок уплаты экологических платежей

1339
Ежеквартально учреждение должно формировать отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую природную среду. Отметим, что с III квартала этого года расчет платы за загрязнение окружающей среды учреждение должно производить на новых бланках. О том, как рассчитываются эти платежи, а также об особенно-стях заполнения формы мы расскажем в этой статье.

За загрязнения нужно платить

Государственный контроль за загрязнением окружающей среды осуществляют территориальные органы Ростехнадзора. В рамках такого контроля производится нормирование загрязнений в зависимости от видов и масштабов деятельности бюджетных учреждений. Выбросы химических веществ и размещение отходов учреждениями допускаются только на основании специально выданных уполномоченными органами разрешений и в пределах установленных лимитов. Эти принципы закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При этом определенные виды вредного воздействия облагаются платой. В частности:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
— сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
— размещение отходов производства и потребления.
Поэтому учреждение обязано обеспечить измерение и учет объемов загрязнений, возникающих в производственном процессе.
Порядок определения платы за вредное воздействие на окружающую природную среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. А нормативы платы по каждому из неблагоприятных факторов введены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Новая форма расчета

Как мы уже упоминали, плата за негативное воздействие на окружаю-щую среду вносится на основании соответствующего расчета. Он составляется ежеквартально по специально предусмотренным формам. Такой расчет подписывают руководитель и главный бухгалтер бюджетного учреждения. Платежи определяются в рублях и копейках. Представляется расчет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
С III квартала 2007 года расчет выполняют на новых бланках, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Ранее действовала форма расчета, утвержденная приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459.
Виды негативного воздействия представлены в четырех разделах расчета:
раздел 1 — «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стацио-нарными объектами»;
раздел 2 — «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
раздел 3 — «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;
раздел 4 — «Размещение отходов производства и потребления».
Разделы 1, 3 и 4 расчета плательщик заполняет по отдельным объектам негативного воздействия, зарегистрированным Ростехнадзором, с указанием регистрационного номера объекта.
На каждый самостоятельный объект формируется отдельный лист, внутри которого будут перечислены наименования характерных для данного объекта загрязнителей.
Что касается раздела 2, то в нем перечисляют транспортные средства под государственными регистрационными номерами. Для них специальной регистрации в органах Ростехнадзора не требуется.
Итоги расчетов по разделам 1–4 переносят в листы «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». В них плательщик отражает уменьшение платежа:
— в результате зачета средств на выполнение природоохранных мероприятий;
— за счет льгот организациям, финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Условия для такого уменьшения разъяснены Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утверждены Минприроды России 26 января 1993 г.) В частности, зачет расходов предусмотрен по таким природоохранным мероприятиям, как:
— создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод;
— оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов;
— создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха;
— строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства;
— работа по экологическому образованию кадров;
— научно-исследовательские работы соответствующей тематики.
Обратите внимание: от платы освобождены воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) силовых министерств и ведомств, финансируемые из федерального бюджета (п. 7.5.4 Указаний). Но только при условии соблюдения природоохранного законодательства.
Дополнительные льготы для отдельных плательщиков разъяснены письмом Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-06-05-04/4.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это установлено приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.

Особенности экологических расчетов

Порядок заполнения новой формы расчета, да и сама структура бланков расчета задают четкий алгоритм исчисления платежей.
При оформлении расчета нужно учитывать, что постановление № 632 вводит два вида базовых нормативов платы:
— за вредное воздействие в пределах допустимых нормативов (ПДН);
— за вредное воздействие в пределах установленных лимитов (УЛ) или временно согласованных нормативов.
По этим видам нормативов в постановлении № 344 дифференцированы ставки платы. А показатели ПДН и УЛ по каждому разрешенному загрязнителю должны быть зафиксированы в экологической документации учреждения.
Обозначим фактический объем загрязнения за отчетный период как ФО. Для выбора ставки платежа нужно сравнить величину ФО с показателями ПДН и УЛ.
Если фактический объем допущенного загрязнения меньше предельно допустимого норматива, то плата рассчитывается путем умножения этого объема на соответствующую ставку. Если же фактический объем превысил предельно допустимый норматив, но не достиг установленного лимита, то превышение оплачивается по ставке, действующей в пределах лимита. Ну а если фактический объем больше установленного лимита, то весь он оплачивается по ставке, действующей в пределах лимита, увеличенной в пять раз. Таким же способом определяется размер платежа при отсутствии разрешения на загрязнение. Полученный результат дополнительно корректируется при помощи ряда коэффициентов, указанных в форме расчета (учитывающих территориальные факторы и инфляцию).

ПРИМЕР 1

За III квартал 2007 года в водный объект Калужской области сброшен аммиак (ФО = 0,05 т; ПДН = 0,02 т; УЛ = 1,0 т). Чтобы рассчитать экологические платежи, найдем соответствующий норматив платы в постановлении № 344:

 



 

Наименование загрязняющих веществ
Нормативы платы за сброс одной тонны загрязняющих веществ, руб.
в пределах установленных допустимых нормативов сбросов
в пределах установленных лимитов сбросов
Аммиак
5510
27 550


При таких условиях плата за загрязнение окружающей среды составит:
— в пределах ПДН: 110,2 руб. (0,02 т Х5510 руб/т);
— свыше ПДН, но менее УЛ: 826,5 руб. ((0,05 — 0,02) т Х27 550 руб/т).
Эти результаты нужно умножить на коэффициент экологической значимости для Калужской области — 1,12 (значения коэффициентов приведены в рубрике «Для справки» на стр. 87) и на коэффициент, учитывающий инфляцию — 1,4 (согласно ст. 21 Федерального закона от 19 декаб-ря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» для нормативов, установленных в 2003 году).
В результате за негативное воздействие на окружающую среду предстоит уплатить:
(110,2 руб. + 826,5 руб.) Х 1,12 Х1,4 = 1468,75 руб. 

Платим за транспортные средства

Транспортные средства эксплуатируют большинство учреждений. Плату за негативное влияние на окружающую среду от передвижных загрязнителей рассчитывают исходя из количества израсходованного ими топлива. При этом не играет роли, является ли учреждение собственником транспортного средства или арендует его.
Транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Например, для автомобилей такой контроль осуществляется в рамках государственного технического осмотра. Эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр, запрещена.
Поэтому дополнительное индивидуальное лимитирование загрязнений от автомобильных выхлопов не применяется. Постановление № 344 устанавливает для них только один норматив платы в зависимости от вида топлива.
Определение платы за негативное воздействие от передвижных средств отражают в разделе 2 расчета. Рассмотрим, как его заполнить на конкретной ситуации.

ПРИМЕР 2

Медицинское учреждение, находящееся в городе Москве, имеет легковой автомобиль ВАЗ-2109. Расход бензина на его эксплуатацию за III квартал 2007 года составил 500 литров. Норматив платы — 1,3 руб./т (согласно постановлению № 344). Однако учет бензина чаще всего ведется в литрах. Поэтому бухгалтеру нужно произвести пересчет литров в тонны исходя из среднегодовой плотности бензина. Этот показатель необходимо уточнить в территориальном органе Ростехнадзора. Так, в московском регионе применяется коэффициент 0,73 кг/л. Таким образом, в примере 500 л составляет:
500 л Х 0,73 кг/л = 365 кг (или 0,365 т)
Этот показатель отражается в столбце 6 расчета.
Данные в столбцах 4 и 5 указывают согласно постановлению Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609. Столбцы 9 и 11 заполняются в соответствии с приложением 2 постановления № 344.
В нашем примере в столбце 10 указывается дополнительный коэффициент 1, так как 2 применяется только в особых случаях. В частности:
— для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
— Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
В столбце 12 нужно указать коэффициент, учитывающий инфляцию — 1,4 (см. пример 1).
Определяется сумма платы путем перемножения столбцов 6, 8, 9, 10, 11, 12. Так, в нашем примере размер платы составит 1,51 руб. (0,365 т Х1,3 руб. Х1,9 Х 1 Х1,2 Х1,4).
Образец заполнения раздела 2 Порядок уплаты экологических платежей  Скачать

Споры вокруг отходов

А вот платежи за загрязнение отходами производства и потребления вызывают нескончаемые споры. Дело в том, что плательщиками его являются природопользователи, осуществляющие размещение отходов производства и потребления в нормативном понимании. Определение данного термина приведено в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Размещение отходов — это их хранение и захоронение. Хранение осуществляется в объектах размещения отходов, которые вносятся в государственный реестр (ст. 12 Закона № 89-ФЗ). Значит, при накоплении отходов в обычных условиях их хранения не возникает. А захоронение отходов подразумевает их изоляцию в специальных хранилищах, предотвращающую попадание в окружающую среду. Значит, и захоронение осуществляют лишь специально уполномоченные лица.
На этом основании можно сделать вывод, что рядовой «производитель» отходов их размещением не занимается. Тем более что для этого требуется специальная лицензия. Следовательно, раздел 4 расчета он не заполняет и за свой мусор в бюджет не платит. Эта позиция отражена в письме Ростехнадзора от 28 апреля 2007 г. № 04-09/472. В нем также разъясняется, как платить за отходы при их временном накоплении для последующей переработки в собственном производстве.
Как правило, вывоз отходов учреждений выполняют специализированные организации на основании заключенного договора. Но если такая организация осуществляет размещение отходов на основании агентского договора от имени их собственника, то и обязанности по экологическим платежам возникают у собственника. Этот нюанс разъяснен письмом Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.
Однако на основании статьи 11 Закона № 89-ФЗ учреждения должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР). При этом нужно руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными приказом МПР России от 11 марта 2002 г. № 115. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма проекта, которую можно подготовить собственными силами.
Если учреждение не разработало ПНООЛР, все количество размещенных им отходов будет признано сверхлимитным. Подтверждение тому — постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2007 г. № Ф03-А16/07-1/341.

Нарушения и наказания

Определением Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к платежам неналогового характера. Это значит, что меры воздействия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, на «загрязнителей» не распространяются. В частности, при нарушении сроков экологических платежей не начисляются пени. А вот за несвоевременное представление расчета не налагаются санкции, применяемые по налоговым декларациям.
Нарушения в природоохранной сфере являются административными. Так, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях). За непредставление расчета наказание не предусмотрено.



 

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.19%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.52%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 23.81%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль