Замолвим слово о руководителе

1500
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Некоторые учредители бюджетных и автономных учреждений не в полной мере осознают, что результат реформ в бюджетной сфере во многом зависит от условий, создаваемых руководителям учреждений. Учредители нередко нарушают их права, предъявляя при этом жесткие требования. Это сказывается на деятельности не только самого руководителя, но и главного бухгалтера, поскольку они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим типичные нарушения и разберемся, как их избежать.

Обеспечение правовой основы осуществления трудовой функции руководителя, минимизация психологических издержек на этапе заключения и расторжения трудовых договоров, внедрение эффективной системы контроля за деятельностью учреждения — вот те условия, которые учредитель должен создать для обеспечения эффективной работы руководителя учреждения.

Правовая основа

Правовой статус руководителялибо непосредственно закрепляется в нормативных правовых актах, либо вытекаетиз требований законодательства к организации деятельности учреждений.

Следует учесть!

Гражданский и Бюджетный ко- дексы РФ, а также ряд феде- ральных законов, в частности от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об об- щих принципах организации за- конодательных (представитель- ных) и исполнительных органов государственной власти субъ- ектов Российской Федерации”, от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об об- щих принципах организации местного самоуправления в Рос- сий ской Федерации”, от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юри- дических лиц и индивидуальных предпринимателей при осущест- влении государственного кон- троля (надзора) и муниципаль- ного контроля”, непосредствен- но не регулируют правовой ста- тус руководителей учреждений. ГК РФ и БК РФ устанавливают границы правоспособности учре- ждений либо пределы возможно- го вмешательства в деятельность учреждений и возглавляющих их руководителей со стороны го- сударства, включая контроли- рующие и правоохранительные органы, органы местного само- управления. Иными словами, они определяют полномочия ру- ководителей учреждений опо- средованно.

Особенности правового статуса руководителейорганизаций и минимальные социальные трудовые гарантии для них определены гл.43 ТК РФ. Кроме того, правовой статус руководителей учреждений устанавливаетсяфедеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"(далее — Закон № 7-ФЗ), от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономныхучреждениях" (далее — Закон № 174-ФЗ), а также законами, регламентирующими деятельность вконкретной сфере.

Также существует огромныйправовой пласт подзаконных актов. Степень детализации правил поведения,закрепляемых ими, очень велика. Даже опытный юрист не всегда в состоянииграмотно оперировать нормами, содержащимися в нормативных правовых актах,принимаемых во исполнение законодательства. В этом случае на помощь руководителюучреждения приходит профессиональное чутье и соображения целесообразности.

Знание границ собственнойправоспособности поможет любому руководителю избежать сложных ситуаций.Разберемся, когда имеют место нарушения правовых норм в отношениируководителей учреждений со стороны учредителя.

Прием на работу

Очень часто манипулирование правовыми нормаминачинается уже на этапе трудоустройства, заключения трудовых договоров сруководителями учреждений.

Срочный или бессрочный договор. Как правило, большинствопотенциальных руководителей к моменту назначения на должность имеют признаниев профессиональном сообществе. Несмотря на это обычным делом счи­таетсяпринимать руководителей учреждений на работу по срочному трудовому договору.Вместе с тем, согласно Закону № 83-ФЗ, в трудовом договоре с ру­ководителембюджетного учреждения срок действия договора указывается только в случаях,если такой срок установлен учредительными документами учреждения, т. е.уставом. Это дополнительная гарантия для руководителя при заключении трудовогодоговора.

В соответствии спостановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применениисудами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"срочный трудовой договор, заключаемый с руководителем организации, можетбыть признан правомерным, если имелось соглашение сторон, т. е. если он былзаключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.

Важный нюанс

Трудовой кодекс РФ не обязывает учредителей заключать именно срочные трудовые договоры с руководителями организаций. Срочный договор может быть заключен только при соблюдении двух условий: наличие соглашения сторон, указание на срок действия этого договора в уставе учреждения или непосредственно в тексте договора. Если уставом учреждения не установлен срок действия трудового договора, он не должен заключаться на определенный срок.

Если дело о правомерностизаключения срочного договора рассматривается в суде, то факт согласияработника (руководителя учреждения) на его заключение подтверждается всоответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ: принимаютсяобъяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественныедоказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. При отсутствииписьменного соглашения о заключении срочного трудового договора суд принимаеттакие доказательства.

В интересах учредителя иметь соглашение с руководителем о заключении срочного трудового договора, составленное в письменной форме.

Все приведенные выше сведенияможет применить на практике и сам руководитель, принимая на работу своегозаместителя и главного бухгалтера. Руководителю необходимо иметь письменныесоглашения с лицами, занимающими указанные должности, о согласии на заключениесрочных трудовых договоров. В судебных и контролирующих инстанциях такиесоглашения станут основным доказательством факта, что руководитель учрежденияне злоупотребляет правом на заключение срочных договоров.

Конкурс, избрание илиназначение. Согласноч. 2 ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документамиорганизации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключениютрудового договора с руководителем организации.

Трудовой договор можетзаключаться по результатам проведения конкурса, на основании избрания илиназначения на должность руководителя учреждения. Федеральное законодательствопредусматривает подобные процедуры, например, в отношении руководителейисполнительных органов государственной власти (назначение на должность),руководителей негосударственных образовательных учреждений (избрание надолжность).

Если учредитель или руководитель учреждения стремятсяобеспечить высокий уровень управления учреждением, подобные процедуры могутбыть закреплены в уставе учреждения. При этом они не должны ущемлять праваграждан на трудоустройство в учреждение.

Пример

Если уставом учреждения культуры предусмотрено, что надолжность руководителя назначается лицо, достигшее значительных творческихуспехов в сфере театрального искусства, недопустимо формулировать условияприема следующим образом: «Учредитель назначает руководителем учреждения культурылицо из числа творческих работников, являющихся членами творческой организации"Прозаики Поволжья"».

Правильно будет предусмотреть это условие так:"Учредитель назначает руководителем учреждения культуры гражданинаРоссийской Федерации, достигшего возраста__________ лет, имеющего высшее профессиональное образование, которыйна момент назначения занимается творческой деятельностью и имеет творческиезаслуги в литературной сфере".

Следует различать процедуру назначения руководителя и процедуру, связанную с проведением конкурса. В первом случае учредитель может назначить руководителем учреждения любого, кто подходит под формулировку, данную в уставе. Во втором — процедура проведения конкурсного отбора должна быть определена в уставе учреждения, и учредитель не вправе назначить не выигравшее в конкурсе лицо.

Расторжение трудового договора

Дополнительные основания дляпрекращения как срочных, так и бессрочных трудовых договоров с руководителямиорганизаций предусмотрены ст. 278 ТК РФ. При этом увольнение руководителяучреждения за невиновные действия должно сопровождаться выплатой емукомпенсации в размере, установленном трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

Виновные действияруководителя учреждения могут быть установлены только с соблюдением процедур,предусмотренных ст. 192, 193 ТК РФ, касающихся наложения дисциплинарныхвзысканий. В ином случае вина руководителя не может быть доказана.

Если порядок применения дисциплинарного взыскания был нарушен или не соблюден, руководитель вправе требовать соответствующей компенсации в судебном порядке.

В связи с совершенствованиемправового положения государственных (муниципальных) учреждений учредительможет включить в тру­довые договоры с руководителями учреждений такие основанияих прекращения, как:

  • неисполнение государственного(муниципального) задания в течение определенного периода времени;
  • недостижение показателейэффективности и результативности деятельности руководителя бюджетногоучреждения в течение определенного срока;
  • превышение предельнодопустимых значений просроченной кредиторской задолженности.

Увольнение руководителейбюджетных учреждений за превышение предельно допустимых значений просроченнойкредиторской задолженности, предусмотренное Законом № 83-ФЗ, производится впорядке, установленном приказами учредителя. На федеральном уровне в правовыхактах большинства учредителей отсутствуют указания на суммы кредиторскойзадолженности, превышение которых считается превышением предельно допустимыхзначений, в обязанность учредителя вменяется проводить ежеквартальныймониторинг образования задолженности.

В этой связи интереснорассмотреть региональный опыт. Министерство культуры и архивов Иркутскойобласти пошло по иному пути: превышение предельных значений просроченнойкредиторской задолженности ставится в зависимость не только от срока образованиязадолженности, но и от ее суммы, вместо ежеквартального мониторингапредусмотрено определение кредиторской задолженности по факту проведения плановыхбухгалтерских проверок. Кроме того, руководители бюджетных учреждений наделеныправом давать объяснения по образовавшейся задолженности.

Далее приведен Порядокопределения предельно допустимых значений просроченной кредиторскойзадолженности бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которыхосуществляет министерство, являющийся приложением к приказу.





Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль