Учетную политику ведем грамотно

1673
 Никишина Н.В.
Бухгалтер ГОУ СОШ № 213
При формировании учетной политики учреждения бухгалтеры часто допускают ошибки, которые влекут за собой нарушения бюджетного учета в целом, а также другие мелкие неприятности. Что это за ошибки и как их предотвратить, рассмотрим на примере рабочих ситуаций.

Подправляем план счетов

Нередко для целей более детального, удобного ведения учета в перечень кодов счетов вносятся дополнения. Но Инструкция № 157н дает субъектам учета весьма ограниченные (по сравнению с ранее действовавшими инструкциями по бюджетному учету) права по внесению таких изменений.

СИТУАЦИЯ. В учреждении, осуществляющем работы по капитальному строительству сооружений, в учетной политике в состав рабочего плана счетов был внесен дополнительный код счета в рамках счета 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения». Это было сделано для учета вложений в объекты капитального строительства отдельно от иных видов вложений в недвижимое имущество (приобретения, реконструкция и т. д.).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Поскольку все 5 знаков кода счета 106 11 уже регламентированы действующими инструкциями по учету, бухгалтер «создал» новый счет 106КС. В данном случае необходимо было применить иные методы ведения дополнительного аналитического учета, не изобретая новый код счета.

КОММЕНТАРИЙ. Инструкция № 157н не дает права субъектам учета вводить новые коды счетов. Дается право только на использование незанятых разрядов в коде счета, т. е. тех, где стоит ноль (в четвертом или пятом разряде кода счета), причем не для всех счетов, а только для тех, для которых такое право прямо указано в соответствующих пунктах Инструкции № 157н.

Кроме того, внесение в рабочий план счетов нового кода счета таким образом, как это указано в примере, противоречит установленному порядку заполнения форм отчетности, поскольку отражение остатков счета 106КС не предусмотрено ни в одной из отчетных форм, содержащих данные об остатках вложений в основные средства.

СИТУАЦИЯ. В учреждении, осуществляющем оказание платных услуг, для разделения сальдо расчетов с дебиторами на авансы и задолженность в учетной политике в составе рабочего плана счетов кроме счета 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» был внесен дополнительный код счета.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Поскольку все 5 знаков кода счета 205 31 уже регламентированы инструкциями по учету, бухгалтер «создал» новый счет 2053А. В данном случае рекомендуется применять иные методы ведения дополнительного аналитического учета, не вводя новый код счета.

КОММЕНТАРИЙ. С одной стороны, п. 199 Инструкции № 157н дает право субъектам учета устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. Но с другой стороны, Инструкция № 157н не дает никакой возможности этим правом воспользоваться, поскольку прямо устанавливает для счета 205 30 единственное возможное значение показателя в пятом знаке кода счета - 1.

Если бы Инструкция №157н оставляла в пятой позиции кода счета 0, тогда можно было бы думать о возможности использовать эту позицию для дополнительного аналитического учета.

СИТУАЦИЯ. Управление труда и социальной защиты населения городского округа получает субсидии на оказание социальной помощи населению как из бюджета субъекта РФ, так и из федерального бюджета (через финансовый орган субъекта РФ). При этом из разных источников могут поступать субсидии на одни и те же цели (по одному и тому же коду КБК доходов).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Поскольку разделить в учете расчеты по полученным субсидиям на федеральные и субъекто-вые на основании только кодов КБК невозможно, бухгалтер в рамках учетной политики разбил счет 205 51 на два субсчета 205 51.1 (федеральные) и 205 51.2 (субъект РФ). В данном случае необходимо применить иные методы ведения дополнительного аналитического учета, не вводя субсчета.

КОММЕНТАРИЙ. Структура счета рабочего плана счетов, предусмотренная п. 21 Инструкции № 157н, не допускает введение субсчетов, поскольку субсчет следует после кода счета и, таким образом, занимает в полном номере счета рабочего плана счетов позиции начиная с 24, где для казенных учреждений должен находиться код КОСГУ. Единственная не закрытая Инструкцией № 157н возможность добавить в рабочий план счетов свой аналитический код состоит в том, чтобы добавлять коды после 26 позиции, что не будет являться субсчетом в общепринятом понимании.

Упрощенный порядок недопустим

Встречаются ситуации, когда учреждения с целью устранить неудобные, на их взгляд, положения законодательства в рамках своей учетной политики устанавливают для себя упрощенный порядок учета.

СИТУАЦИЯ. Штат одного из комитетов администрации муниципального района составляет четыре человека, включая руководителя и главного бухгалтера. В результате руководитель часто вынужден решать не только управленческие вопросы, но и общехозяйственные, для чего нередко берет денежные средства под отчет. Руководитель не видел смысла писать самому себе заявление и давать самому себе распоряжение.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Чтобы «узаконить» упрощенную процедуру выдачи денежных средств под отчет руководителю, в учетной политике было зафиксировано его право получать денежные средства без заявления и распоряжения. Руководитель должен получать денежные средства под отчет на общих основаниях.

КОММЕНТАРИЙ. Пункт 213 Инструкции № 157н регламентирует единый для всех сотрудников учреждения порядок получения подотчетных сумм, который также распространяется и на руководителя.

В описанном примере у руководителя не вызывало проблем оформлять на самого себя кадровые и командировочные приказы, подписывать в двух местах расходные кассовые ордера.

СИТУАЦИЯ. Основным направлением деятельности Комитета по делам молодежи администрации городского поселения является проведение различных мероприятий: праздников, конкурсов, представлений и т. д. Бюджетные ассигнования выделяются Комитету по двум кодам КБК: отдельно на содержание аппарата и на проведение мероприятий. При этом, в силу сложившейся в городском округе практики, в рамках средств на содержание аппарата предусмотрены лимиты бюджетных обязательств по всем необходимым кодам КОСГУ, а в рамках средств на проведение мероприятий - только по КОСГУ 290.

В то же время фактически для проведения мероприятий нередко закупаются материальные запасы, предназначенные не для награждения, а для оформления помещений (канцтовары, воздушные шары и т. д.) и рекламы (листовки).

Для проведения мероприятий также заключаются отдельные договоры на оказание услуг перевозки, предоставления помещений.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
В учетной политике Комитет сам себе определил право производить закупку материальных запасов, приобретение различных услуг по коду 290 КОСГУ, если указанные расходы осуществляются для целей проведения мероприятий. Также в учетной политике были зафиксированы проводки по приобретению материальных запасов с кредита счетов 0 302 91 730, 0 208 91 660. Код КОСГУ следует выбирать в соответствии с предметом договора. Если предметом договора является приобретение материальных запасов (кроме предназначенных для дарения), оплату следует проводить по коду 340 КОСГУ, независимо от того, на что затем планируется израсходовать материальные запасы.

КОММЕНТАРИЙ. Проблему следует решать не через учетную политику, а на уровне бюджетного планирования и взаимоотношений с финансовыми органами. Ни на каком уровне локальных учетных стандартов нет права самостоятельно интерпретировать бюджетную классификацию КОСГУ в тех случаях, для которых выбор кода КОСГУ однозначно регламентирован федеральным законодательством.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×