Если госслужащий получил подарок: особенности учета

2243
 Карташов А.В.
Старший преподаватель кафедры финансового права МГЮА имени О.Е. Кутафина
В последнее время в связи с наметившейся тенденцией борьбы с коррупцией государственным и муниципальным служащим очень важно соблюдать установленные законодательством процедуры получения и выкупа подарков, чтобы такие дары не сочли взяткой. Рассмотрим правовую сторону этого вопроса, а также порядок документального оформления и бюджетного учета операций, связанных с получением подарков госслужащими.

Когда госслужащие вправе получать подарки

Отношения по договору дарениярегулируются гл. 32 ГК РФ. Положения, касающиеся дарения подарков лицам,замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ,муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим всвязи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебныхобязанностей, содержатся в ст. 575 указанной главы.

Подпункт 3 п. 1 ст. 575 ГК РФсодержит запрет на дарение перечисленным лицам подарков, стоимость которыхпревышает 3 тыс. руб. Он закреплен также в других федеральных законах и внормативных правовых актах субъектов РФ:

  • на федеральном уровне — вподп. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "Огосударственной гражданской службе Российской Федерации", в подп. 5 п. 1ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе вРоссийской Федерации" (далее — Закон № 25-ФЗ);
  • на региональном уровне —например в подп. 6 п. 1 ст. 16 Закона Приморского края от 08.08.2005 № 284-КЗ"О государственной гражданской службе Приморского края"; в подп. 6п. 1 ст. 14 Закона Чеченской Республики от 06.10.2006 № 29-РЗ "Огосударственной гражданской службе Чеченской Республики"; в подп. 6 п. 1ст. 15 Закона ЯНАО от 29.03.2005 № 26-ЗАО "О государствен­ной гражданскойслужбе Ямало-Ненецкого автономного округа"; в подп. 5 п. 1 ст. 13 Кодексао муниципальной службе Чукотского автономного округа от 07.08.2007 № 74-ОЗ.

Аналогичные положениясодержатся и в ведомственных нормативных правовых актах, например в п. 17разд. 2 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственныхгражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации (утв. МинфиномРоссии 23.03.2011).

Запрет обусловлен потенциальной возможностьювозникновения конфликта интересов, о чем прямо сказано в ст. 14.1 Закона №25-ФЗ. Для урегулирования такого конфликта в ведомстве может создаватьсяспециальная комиссия (см., например, приказ Госжилинспекции Краснодарского краяот 02.08.2007 № 43 "О комиссии по соблюдению требований к служебномуповедению государственных служащих государственной жилищной инспекцииКраснодарского края и урегулированию конфликта интересов").

В п. 2 ст. 575 ГК РФ содержится оговорка, что запрет на дарение не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В таких случаях подарки, стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган власти, в котором он замещает должность.

Следовательно, у служащего невозникает обязанности по передаче работодателю в лице соответствующегоучреждения подарка, полученного в связи с официальным мероприятием, если егостоимость не превышает 3 тыс. руб.

Гражданский служащий,передавший подарок, полученный им в связи с официальным мероприятием, можетего выкупить в порядке, установленном нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.

Как передать подарок

Нормативное регулирование. Процедура передачи подарковгосслужащими на федеральном уровне регламентируется соответствующиминормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств, в которыхони замещают должности; на региональном уровне — нормативными правовыми актами уполномоченногооргана власти субъекта РФ.

Так, например, правила передачи подарков, полученныхгосслужащими Минфина России и Федерального казначейства, определенысоответственно следующими документами:

  • Порядком передачи вМинистерство финансов Российской Федерации подарков, полученныхгосударственными гражданскими служащими Министерства финансов РоссийскойФедерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками идругими официальными мероприятиями, утвержденным приказом Минфина России от26.02.2010 № 136 (далее — Порядок Минфина России № 136);
  • Правилами передачи подарков,полученных федеральными государственными гражданскими служащими Федеральногоказначейства в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировкамии другими официальными мероприятиям, утвержденными приказом Казначейства РФ от24.09.2010 № 245. Примерами региональных документов могут служить:
  • Порядок передачи подарков,полученных губернатором Приморского края, (первыми) вице-губернаторамиПриморского края, а также лицами, замещающими должности государственной гражданскойслужбы Приморского края в органах исполнительной власти Приморского края,аппарате губернатора Приморского края, аппарате администрации Приморского края,в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другимиофициальными мероприятиями, утвержденный постановлением губернатора Приморскогокрая от 15.06.2009 № 35-пг;
  • Порядок передачи подарков,полученных лицами, замещающими государственные должности Республики Саха(Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия),утвержденный Указом президента РС (Я) от 30.12.2010 № 446 (далее — ПорядокРеспублики Саха (Якутия) № 446);
  • Положение о порядке передачив государственную собственность Республики Тыва и хранении подарков, полученныхгосударственными гражданскими служащими Министерства экономики РеспубликиТыва в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками идругими официальными мероприятиями, утвержденное приказом МинэкономикиРеспублики Тыва от 21.06.2010 № 63;
  • Типовой порядок передачиподарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебнымикомандировками и другими официальными мероприятиями, утвержденный распоряжениемправительства Москвы от 11.04.2011 № 266-РП.

Заявление о передаче подарка. Лицо, получившее подарок,пишет соответствующее заявление (уведомление) о его передаче. В нем содержитсяследующая информация: наименование мероприятия, в ходе которого был полученподарок; наименование подарка и его описание, а также количество и стоимость(при наличии документов, подтверждающих стоимость подарка).

Образцызаявлений приведены, в частности:

  • в приложении 1 к ПорядкуМинфина России № 136;
  • в приложении 1 к Порядкупередачи подарков, полученных государственными гражданскими служащимиРоскосмоса в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками идругими официальными мероприятиями, утвержденному распоряжением Роскосмоса от19.04.2010 № АП-80.

Передача подарка и принятиеего на хранение. При передаче и принятии на хранение подарка составляется актприема-передачи (как правило, в трех экземплярах), который подписываетсясоответствующим материально ответственным лицом и служащим, передающимподарок. К подарку должны прилагаться (при наличии) его техническое описание(технический паспорт), гарантийный талон, инструкция по эксплуатации и иныедокументы; содержащиеся в них данные используются в дальнейшем при организации учетаданного объекта.

В ряде регионов нормативными актами устанавливаетсяобязанность по заключению договора хранения подарка между служащим исоответствующим учреждением (например, п. 7 Порядка Республики Саха (Якутия) №446).

Составление акта приема-передачии прием на ответственное хранение подарка учреждением производится до моментапроведения оценки и составления соответствующего акта комиссией, формируемойна постоянной основе из числа государственных (муниципальных) служащихсоответствующего учреждения.

Оценка подарка. Далее с учетом наличия илиотсутствия в распоря­жении комиссии документов, подтверждающих стоимостьподарка, производится его оценка, которая оформляется решением комиссии.

Следует учесть!

При определении текущей ры- ночной стоимости в целях при- нятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и вы- бытию активов, созданной в уч- реждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные цен- ности, полученные в письменной форме от организаций-изготови- телей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государ- ственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специ- альной литературе.

При определении стоимости полученного подарка нужноруководствоваться п. 25 Инструкции № 157н, согласно которому определениетекущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объектанефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования)имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества.Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможностидокументального подтверждения — экспертным путем.

На данном этапе для оценки могут быть привлечены эксперты.Необходимость экспертной оценки может возникнуть, например, в том случае еслисуществует необходимость не только стоимостной, но и исторической,художественной, научной, культурной ценности.

Бюджетный учет

Поскольку первоначально подарки передаются нахранение, до момента принятия в качестве объектов соответствующейсобственности (государственной, муниципальной) они отражаются на забалансовомсчете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" по цене,указанной в заявлении государственного (муниципального) служащего, а при ее отсутствии— в условной единице 1 руб. за один предмет.

Важный нюанс

В случае, если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб., материально ответственным лицом, ранее принявшим подарок на хранение, осуществляется его оформление в собственность (федеральную, субъекта РФ или местную). Если государственный (муниципальный) служащий желает выкупить подарок, он должен уведомить учреждение о своем решении, подав заявление на имя руководителя соответствующего структурного подразделения.

Послеоценки подарка комиссией учреждения в зависимости от его стоимости могутосуществляться следующие действия:

  • если стоимость подарка менее3 тыс. руб., он возвращается государственному (муниципальному) служащему иодновременно списывается с забалансового счета 02;
  • если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб., онсписывается с забалансового счета 02 и принимается на балансовый учет в качествесоответствующего объекта нефинансовых активов, поскольку оформляется всобственность публично-правового образования.

В случае выкупа подарка служащимотражение дохода, полученного учреждением, производится по дебету счета 1 20571 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций сосновными средствами" (1 205 74 560 " Увеличение дебиторскойзадолженности по доходам от операций с материальными запасами") и кредитусчета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Таким образом, в соответствиис Инструкцией № 162н операции, связанные с получением государственным(муниципальным) служащим подарка в рамках официального мероприятия, могут быть отражены в учете следующими записями:

Оправдательными документами для принятия к бюджетному учету подарка будут выступать: заявление государственного служащего о передаче подарка; акт комиссии учреждения; экспертное заключение; документы, которые содержат данные о ценах на определенный товар или его аналог (газета, журнал, документ официального статистического наблюдения).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль