Как правильно сформировать лот при проведении торгов

2353
 Кузенцова Я.В.
Главный специалист-эксперт правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России
Несмотря на то что неправомерное объединение в один лот технологически не связанных между собой товаров является нарушением законодательства о размещении заказов, в Законе № 94-ФЗ не содержится четких правил формирования лота по предмету торгов. О том, какими нормативными актами следует руководствоваться при формировании лота, чтобы не допустить нарушений, расскажем далее.

В связи с переходом заказчиков всех уровней наэлектронные аукционы такое понятие, как "лот", теряет своюактуальность, поскольку при проведении открытых аукционов в электронной формеформирование лотов не предусмотрено. Фактически в настоящее время припроведении электронного аукциона понятия "лот" и "предметторгов" сливаются. При выделении заказчиком в составе закупки определенныхлотов по каждому из них должен проводиться отдельный открытый аукцион вэлектронной форме.

В целях настоящей статьи использование термина"лот" необходимо для того, чтобы разграничить понятия"наименование торгов" (предмет торгов) и "содержание предметаторгов" (лот).

Принцип формирования лотов

Условия формирования лотов ипредмета торгов содержатся в ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон № 135-ФЗ), всоответствии с которой при проведении торгов на размещение заказов на поставкитоваров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных)нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путемвключения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически ифункционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставки(выполнение, оказание) которых являются предметом торгов.

В Законе № 94-ФЗ о возможности формирования лотов попредмету торгов упоминается только в ч. 2.1 ст. 10. Согласно указанной нормепри размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, вотношении которых в документации отдельно указывается предмет, начальная(максимальная) цена, сроки и иные условия поставки. Участник размещения заказаподает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенноголота. По каждому лоту заключается отдельный контракт.

Формирование лота или предмета торгов является правом заказчика и уполномоченного органа, размещающего заказ. Они определяют содержание закупки в соответствии со своими потребностями. Единственное ограничение в соответствии с Законом № 135-ФЗ заключается в необходимости соблюдения правила о технологической и функциональной взаимосвязи товаров (работ, услуг), включенных в один лот.

Основными критериями дляопределения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфераприменения товаров (работ, услуг), их целевое назначение, сходная специфика иметоды работы.

Например, ФАСЗападно-Сибирского округа в постановлении от 22.06.2010 по делу №А03-14098/2009 указал на правомерность объединения в составе одного лоташприцев и систем переливания растворов с плотным инъекционным портом, т. к.было установлено, что введение в процессе лечения инъекций через инъекционныйпорт системы возможно только с использованием шприца, а значит, между даннымитоварами, объединенными в один лот, существует технологическая и функциональнаявзаимосвязь.

В свою очередь, ФАСДальневосточного округа в постановлении от 09.11.2009 № Ф03-5872/2009 по делу №А04-1446/2009 сделал вывод о функциональной взаимосвязанности работ,являющихся предметом конкурса на предоставление услуг охраны. Суд указал направомерность объединения в один лот услуг по физической охране, радиомониторингутревожной сигнализации и прибытию в чрезвычайных ситуациях группы быстрогореагирования в силу однородности целевого назначения данных услуг.

Следует учесть!

В случае, когда технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, работ, услуг, включаемых в состав одного лота, определить затруднительно, необходимо ру- ководствоваться общими прави- лами, предусмотренными ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 За- кона № 94-ФЗ, в части запрета установления в документации о торгах требований, которые мог- ли бы повлечь за собой ограниче- ние количества участников раз- мещения заказа.

Напротив, ФАССеверо-Кавказского округа в постановлении от 09.03.2010 по делу №А53-13570/09-С4-19 указал на неправомерность включения в состав одного лота позакупке медицинского оборудования инкубатора интенсивной терапии и устройствадля подогрева инфузионных растворов. Свою позицию суд мотивировал тем, что инкубаторинтенсивной терапии необходим исключительно для выхаживания новорожденных, аустройство для подогрева инфузионных растворов имеет более широкую сферуприменения и используется в отделениях хирургии, реанимации и интенсивной терапиив целях ухода за пациентами любого возраста.

ФАС Уральского округа пришел к выводу о неправомерности объединения всоставе одного лота различных видов продуктов питания, не являющихсятехнологически и функционально связанными това­рами, — яиц, мяса, рыбы, овощей,фруктов, круп, молока, кондитерских изделий, хлеба (постановление от12.03.2008 № Ф09-1348/08-С1 по делу № А76-8391/07).

Таким образом, функциональнаявзаимосвязь товаров (работ, услуг) между собой и их целевое назначение играютрешающую роль в определении технологической и функциональной взаимосвязипредметов торгов при их объединении в составе одного лота.

Существует ряд причин, по которым товары (работы,услуги) могут быть объединены в состав одного лота. В рамках данной статьи рассмотримодну из них.

Недопустимость ограничения количества участников размещения заказа

Согласно ч. 3 ст. 22, ч. 1ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация, документацияоб аукционе не может содержать требования, влекущие за собой ограничениеколичества участников размещения заказа.

Данное правило не позволяетвключать в состав одного лота такие товары (работы, услуги), при размещениизаказа на поставку (выполнение, оказание) только некоторой части из которыхнеобходимы документы, подтверждающие соответствие их требованиямзаконодательства.

Недопустимо также объединятьв один лот такие работы (услуги), для выполнения (оказания) каждой из которых вотдельности предусмотрена необходимость получения каких-либо свидетельств,лицензий или иных разрешительных документов.

Так, в ходе рассмотренияодного из дел ФАС Западно-Сибирского округа установил, что при проведенииторгов на поставку медикаментов для лечения и пломбирования, а также расходныхматериалов для нужд муниципального учреждения здравоохранения в состав одноголота наряду с изделиями медицинского назначения были включены анестетики"Ультракаин DS-форте" и"Ультракаин DS". Суд пришел к выводу,что стоматологические материалы для лечения и пломбирования, рентгеновскиерасходные средства, расходные материалы для ортодонтии и ортопедии не являютсятехнологически и функционально связанными товарами с анестетиками(лекарственными средствами). При этом суд также указал на недопустимостьобъединения в составе одного лота товаров, одна часть из которых свободнообращается на рынке, а для реализации других (анестетиков) необходима лицензия.

Таким образом, по мнению суда*, данные действиязаказчика ограничивают круг участников торгов только теми, кто имеет лицензиюна фармацевтическую деятельность, в то время как поставка медикаментов длялечения и пломбирования зубов, а также расходных материалов не входит вПеречень лицензируемых видов деятельности, содержащийся в ст. 17 Федеральногозакона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видовдеятельности" и соответственно может осуществляться широким кругом лиц.

** Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2007 № Ф04-136/2007(157-А45-6) по делу № А45-6147/07-23/149.

При поставке товаров допускается включение в один лот однородных, аналогичных товаров, на каждый из которых требуется получение разрешительного документа одного и того же типа.

Например, при рассмотренииодного из дел ФАС Северо-Западного округа установил, что при проведении торговна поставку специальной продукции для нужд подразделений УГИБДД в составодного лота были включены государственные регистрационные знаки"АВТО" тип 1, "МОТО" тип 4, "ПРИЦЕП" тип 2 и"ТРАНЗИТ" тип 19, на каждый из которых выдается свидетельство.

В постановлении от 13.06.2007по делу № А66-4076/2006 суд указал, что поскольку в состав лота включеныгосударственные регистрационные знаки различных типов, технологически ифункционально связанные друг с другом, тосама по себе необходимость получения свидетельства на каждый типрегистрационного знака не меняет их функционального назначения и технологиипроизводства.

По отношению к выполнению работ правило онедопустимости объединения в один лот работ, для выполнения части которых необходимразрешительный документ, и работ, для выполнения которых он не требуется,применяется аналогичным образом.

Не менее распространенной ошибкой является объединение в составе одного лота работ, отличающихся по характеристикам, методам и результату, на выполнение каждой из которых необходимы разрешительные документы различных видов.

Так, объединение в состав одного лота общестроительныхи специальных работ (работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации)недопустимо в силу необходимости получения различных разрешительных документовна право осуществления каждого из данных видов работ. В письме ФАС России от30.11.2010 № АЦ/42183 "О разъяснении законодательства"подчеркивается недопустимость подобных действий заказчиков, уполномоченныхорганов. По мнению антимонопольного ведомства, товарные рынки строительныхработ и работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации являются самостоятельнымирынками. Кроме того, указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, кдеятельности которых предъявляются различные требования.

Для выполнения строительныхработ необходимо наличие свидетельства о допуске к работам, выданногосаморегулируемой организацией, а для оказания услуг по монтажу охранной,пожарной сигнализации — наличие действующей лицензии на право осуществлениядеятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средствобеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России.

Арбитражные суды поддерживаютданную позицию, указывая при этом на недопустимость объединения в один лотстроительных и специальных работ не только в связи с необходимостью полученияразличных разрешительных документов на их осуществление, но и по причине того,что работы по строительству и работы по установке и монтажу системвидеонаблюдения, внутренних сетей связи, пожарно-охранной сигнализации не являютсяработами, функционально и технологически связанными между собой*.

*См., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2011 № Ф03-9099/2010 по делу № А51-8895/2010, от 24.11.2010 № Ф03-8094/2010 по делу № А51-7268/2010, от 07.12.2010 № Ф03-8405/2010 по делу № А51-7722/2010, ФАС Западно-Си¬бирского округа от 13.07.2010 по делу № А27-25685/2009.

Похожие причины лежат воснове запрета на объединение в один лот работ по проектированию истроительству объектов капитального строительства. Учитывая тот факт, что цель,содержание, методы и результаты выполнения указанных работ не являются сходнымиили однородными, а также то, что для выполнения указанных работ необходимополучение различных свидетельств саморегулируемой организации, объединение водин лот работ по проектированию и строительству ограничивает круг участниковразмещения заказов только теми из них, кто имеет оба свидетельствасаморегулируемой организации. Аналогичную позицию занимают арбитражные суды*.

То же правило применяется при размещении заказов на оказание услуг.

Так, при рассмотрении одного из дел ФАС Уральскогоокруга установил, что при проведении открытого конкурса на право заключенияконтракта на оказание медицинских услуг по диетологии для муниципальных учрежденийздравоохранения заказчиком, а именно управлением здравоохранения, былоопределено требование к участникам размещения заказа о наличии действующихлицензий на следующие виды деятельности: осуществление медицинской деятельностив части оказания услуг по диетологии при осуществлении стационарноймедицинской помощи и на осуществление медицинской деятельности в частиоказания услуг по диетологии при осуществлении доврачебной медицинской помощи.

Вместе с тем в состав лота были включены в т. ч.работы по приготовлению лечебного питания, не являющиеся медицинской услугой илицензируемым видом деятельности. Таким образом, размещение заказа фактическиосуществлялось как на медицинские услуги по диетологии, так и на услуги поприготовлению лечебного питания.

В постановлении от 19.06.2008№ Ф09-4386/08-С1 по делу № А50-15108/07 ФАС Уральского округа пришел к выводу,что включение в предмет конкурса вышеуказанных видов услуг ограничивает кругучастников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскуюдеятельность по специальности "диетология", что является нарушениемч. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ.

Указанные ошибки далеко неединственные из тех, что допускаются при формирования лота (предметааукциона). В следующих номерах журнала мы продолжим данную тему.

*См., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2010 № Ф03-7609/2009 по делу № А59-1938/2009, от 11.06.2010 № Ф03-3730/2010 по делу № А59-5630/2009, от 04.04.2011 № Ф03-783/2011 по делу № А59-3120/2010.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль