Новые виды расходов: стоит ли игра свеч

2672
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 г., применяются виды расходов, сгруппированных по иному, чем ранее, принципу1. Одной из задач их разработки являлось устранение неоднозначности в применении КОСГУ, которая приводила и продолжает приводить к многочисленным конфликтам и проблемам. Проанализируем, насколько эта задача решена в рамках новой классификации.

Внимание: изменения видов расходов! Читайте статью "Изменения видов расходов классификации расходов бюджетов с 2016 года"

Проблемы и решения

Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ является причиной регулярных конфликтов учреждений с органами финансового контроля по вопросу целевого использования бюджетных средств. Эти бессмысленные споры доставляют немало беспокойства и Минфину России, который постоянно вынужден отвечать на письма и запросы по поводу порядка применения проблемных подстатей 225/226, 310/340 и т. д.

Непонятно, какой ущерб причинен государству, когда сельская администрация оплатила за ремонт дорог, не стоящих на балансе, не по той под-статье (225/226) КОСГУ, если все средства были потрачены именно на ремонт дорог, или когда бухгалтер оплатил приобретение карты флеш-памяти не с той (по мнению ревизора) статьи (310/340) КОСГУ

В результате КОСГУ, по идее, больше не должна использоваться для определения целевого/нецелевого использования бюджетных средств, т. к. подразумевается, что цель полностью определена в рамках разрядов 1-17 кода классификации расходов бюджетов.

Однако анализ представленной в Указаниях № 57н группировки расходов по их видам позволяет уже сейчас увидеть в ней зерна будущих конфликтов. Перечисленные далее проблемы могут показаться результатом формального подхода, но ведь и работники органов казначейства, органов финансового контроля при решении вопросов о применении бюджетной классификации нередко руководствуются именно такими соображениями.

Проанализируем отдельные коды группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», область применения которых определена нечетко.

В группе видов расходов 200 и в Указаниях № 57н в целом отсутствуют расходы на аренду имущества (кроме краткого упоминания в коде 242). Аренда не является ни товаром, ни работой, ни услугой, поэтому заключение договоров аренды не подпадает под требования законодательства о госзакупках (письмо Минэкономразвития России от 02.10.2007 № 14902-АП/Д04). Таким образом, формально расходы на аренду имущества не включаются в группу видов расходов 200. Вероятно, это упущение является технической ошибкой.

242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»

Назначение кода и описание состава расходов вызывает аналогии с содержанием отчетной формы «Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий» (ф. 0503177) в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Представляется, что при применении данного кода бухгалтеры столкнутся с теми же проблемами, что и при составлении Сведений (ф. 0503177).

Главное

Решить проблему предполагается путем детализации видов расходов классификации расходов бюджетов следующим образом:

1 разделить те направления расходования бюджетных средств, которые не должны взаимозаменяться: выплаты персоналу (группа 100), закупка товаров, работ и услуг (группа 200), социальное обеспечение и иные выплаты населению (группа 300) и т. д.;

2 объединить те направления расходования, различие между которыми не принципиально для использования бюджетных средств и для целей экономического анализа (приобретение товаров, работ, услуг объединено под одним кодом вида расходов).

Только ошибка в заполнении Сведений (ф. 0503177) стоит бухгалтеру дешевле.

В Указаниях № 57н не определен состав видов оборудования, которые относятся к сфере информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ). Не определен он и в порядке заполнения Сведений (ф. 0503177). Следовательно, при санкционировании оплаты расходов и ревизионных проверках могут возникнуть проблемы с отнесением к видам расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» таких видов техники как копировально-множительная, источники бесперебойного питания.

Кроме того, в Указаниях № 57н не упомянуты многие виды услуг, связанные с ИКТ, которые подлежат отражению в Сведениях (ф. 0503177). Как результат, учреждения, которые оплатят виды услуг, упомянутые в Сведениях (ф. 0503177), но не приведенные в Указаниях № 57н, по виду расходов 242 рискуют неправильно применить бюджетную классификацию.

Согласно порядку заполнения Сведений (ф. 0503177) услуги доступа к телефонной сети связи общего пользования, в т. ч. предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, относятся к расходам на ИКТ. И в Указаниях № 57н по виду расходов 242 предполагается отражать подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи.

Также в Сведениях (ф. 0503177) указываются следующие направления расходов, не упоминаемые в Указаниях № 57н в числе расходов на ИКТ:

  • расходы на работы по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала;
  • услуги по доставке и складированию оборудования;
  • осуществление комплекса работ по специальным проверкам и исследованиям;
  • приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента);
  • обучение сотрудников в области ИКТ.

Пример

В практике применения вида расхода 242 можно ожидать такую ситуацию. Учреждение хочет оплатить за обновление базы данных справочно-правовой системы по виду расходов 242, однако орган казначейства отклоняет платеж, поскольку в описании данного вида расходов в Указаниях № 57н не упомянуто обновление баз данных. Учреждение производит оплату по виду расходов 244, но все равно отражает эти расходы в Сведениях (ф. 0503177). При этом по требованию финоргана Сведения (ф. 0503177) составляются с указанием кодов бюджетной классификации. В ходе проверки ревизор обращает внимание, что согласно Сведениям (ф. 0503177) учреждение осуществляло расходы на ИКТ по виду расходов 244, а не 242, и фиксирует факт нарушения по ст. 289 БК РФ.

243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества»

Проблема с применением этого вида расходов единственная, но она гораздо серьезнее, чем с расходами на ИКТ, - в бюджетном законодательстве отсутствует определение понятия «капитальный ремонт», которое позволило бы отличить капитальный от текущего или среднего ремонта, реконструкции, модернизации, дооборудования.

Конечно, можно руководствоваться определением, данным в п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Однако это понятие, изобилующее многочисленными «и (или)», вряд ли поможет однозначно определить, будут ли выполняемые работы относиться к капитальному ремонту или, например, к реконструкции, расходы на которую по элементу 243 кода видов расходов не отражаются.

Даст ли такое определение возможность бухгалтеру разобраться в практической ситуации, например, если в процессе ремонта актового зала планируется полностью заменить внутреннюю отделку, все кресла, всю систему освещения; смонтировать систему вентиляции и кондиционирования.

К тому же перечень имущества учреждений, которое может потребовать капитального ремонта, не ограничивается объектами капитального строительства.

Существует также определение капитального ремонта автомобильной дороги, приведенное в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его тоже достаточно трудно применить в реальной ситуации.

Об определении понятия «капитальный ремонт» в отношении других видов имущества, например, автомобилей, вообще говорить не приходится.

Расходы на капитальный ремонт вычислительной техники не могут быть однозначно классифицированы по видам расходов согласно Указаниям № 57н. В описании кода вида расходов 243 отсутствует оговорка «кроме расходов на капитальный ремонт информационно-коммуникационного оборудования, которые подлежат отражению по коду 242». Логически понятно, но формально можно классифицировать по-разному. Следовательно, есть почва для конфликтов.

Уже сейчас можно предвидеть, каким образом будет использоваться код вида расходов 243 в практике. Бухгалтеры и экономисты при заключении договоров и оплате счетов будут выбирать код вида расходов в зависимости не от вида ремонта, а от наличия свободных лимитов бюджетных обязательств, т. к. четких критериев нет, а лимиты уже выделены.

Далее учреждения будут договариваться с подрядчиками, чтобы те указывали в документах нужный вид ремонта. Ввиду расплывчатости определений, сделать это несложно. Работники органов казначейства при санкционировании оплаты расходов будут принимать во внимание только наличие или отсутствие в представленных документах слов «капитальный ремонт», поскольку вникнуть во все детали не представляется возможным. В итоге в отчетности об исполнении бюджетов показатели по виду расходов 243 будут далеки от действительности.

Когда в законодательстве нет четкого определения для применения кода видов расходов, каждый участник бюджетного процесса вынужден трактовать нормы Указаний № 57н по своему усмотрению. При этом любое решение, принятое учреждением, может быть классифицировано как неправильное. Цена «ошибки» бухгалтера в данном случае будет гораздо выше, чем при применении КОСГУ, поскольку неправильный выбор кода вида расходов, безусловно, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Куда относить прочие расходы

Много вопросов возникает при попытке определить, к какому виду следует относить расходы, подлежащие оплате по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ, например, представительские, на прием и обслуживание делегаций, отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу.

Использовать вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» недопустимо, поскольку согласно Указаниям № 190н на статью 290 КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Кроме того, непонятно, к какому виду расходов относить выплаты, производимые по статье 290 КОСГУ организациям, например, гранты, компенсации понесенных ими расходов, убытков. Различные выплаты физическим лицам, предусмотренные по статье 290 КОСГУ, в соответствии с Указаниями № 57н отнесены к группе 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению». В отношении же выплат юридическим лицам вопросы не решены.

Видимо, остается использовать код 880 «Специальные расходы», по которому отражаются расходы, предусмотренные на реализацию отдельных мероприятий, распределение которых по соответствующим группам, подгруппам и элементам не представляется возможным в силу специфики соответствующих расходных обязательств бюджетов.

Ликвидировать старое

Для прекращения практики трактовать неправильный выбор между близкими статьями (подстатьями) КОСГУ как нецелевое использование бюджетных средств недостаточно ввести новые коды видов расходов. Необходимо также прямо отменить старый порядок применения бюджетной классификации:

  • дать комментарии к соответствующим статьям БК РФ (в частности, 38 и 289), разъясняющие, что целевое назначение бюджетных средств определяется классификацией разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, но не КОСГУ;
  • исключить из Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н, требование проверять соответствие кодов КОСГУ назначению платежа в заявке на кассовый расход и в документе, подтверждающем возникновение обязательства (подп. 2, 4 п. 10).

Главное

Никакого упрощения проблем, связанных с применением КОСГУ, с принятием Указаний № 57н не произошло, поскольку:

1 новые механизмы усложняют структуру расходов - учреждения, обходившиеся одним кодом бюджетной классификации, с введением новой классификации видов расходов будут пользоваться тремя и более кодами с разными видами расходов;

2 новые механизмы не исключают неоднозначности применения классификации из-за отсутствия четких определений;

3 новая группировка расходов не учитывает многочисленные практические ситуации;

4 старые механизмы контроля и ответственности за соблюдение КОСГУ не отменены.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль