От слов к действиям: практика переходного периода

4291
От слов к действиям: практика переходного периода
Почти год учреждения государственного сектора управления работают по новым правилам учета и отчетности. За это время они перешагнули ряд проблем, приняли решение по важным вопросам, разработали новую документацию... Об этапах, трудностях и первых результатах переходного периода мы расспросили непосредственного участника этого непростого процесса.

Во всех приказах Минфина России об утверждении планов счетов и инструкций по их применению есть формулировка: «Приказ при­меняется при формировании учет­ной политики субъекта учета, на­чиная с 2011 года». Каким образом в Минобрнауки выполнено данное указание? Каковы отличия учетной политики 2011 г. от предыдущей?

- Приказ Минфина России № 157н обязал субъекты учета формировать учетную политику исходя из специфи­ки своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с за­конодательством РФ полномочий.

Во исполнение приказа, а также ру­ководствуясь положениями Закона о бухгалтерском учете, Министерство образования и науки России и подведом­ственные ему учреждения издали прика­зы об учетной политике. В них отражены новые способы ведения бухгалтерского учета, определенные Инструкциями № 157н, № 162н и др.

В отличие от предыдущей системы учета, в новой появился счет 109 00 «За­траты на изготовление готовой продук­ции, работ, услуг», введенный вместо счета 106 04 «Изготовление материаль­ных запасов, готовой продукции, работ, услуг».

Этот счет предназначен для фор­мирования себестоимости работ, услуг, готовой продукции, а также для сбора информации по элементам затрат согласно кодам КОСГУ.

Начиная с 2011 г., учреж­дениям для организации учета затрат по образовательным услу­гам важно правильно провести класси­фикацию прямых и накладных расходов. Необходимо учесть организационную структуру, виды оказываемых услуг и особенности распределения нагрузки профессорско-преподавательского со­става.

Проблемным моментом для учрежде­ний является выделение дополнительной категории «общехозяйственных расхо­дов». Эти затраты можно рассматривать как разновидность накладных расходов, но не связанных с конкретным видом деятельности, а в целом - с содержанием учреждения.

Формирование методики бухгал­терского учета финансовых результа­тов, определение политики по учету и распределению прямых, накладных и общехозяйственных расходов - выбор учреждения.

Осуществлен ли перевод всех уч­реждений отрасли на новые пра­вила ведения учета? Что вызвало наибольшие трудности?

- Текущая деятельность учреждения должна отражаться на новом плане сче­тов с 1 января 2011 г. Бухгалтерские службы учреждений столкнулись с проблемой программного обеспечения. Некоторое время бухгалтерам пришлось осущест­влять учет по прежним правилам, в ста­рой версии программы.

По мере готовности нового про­граммного обеспечения, отвечающего требованиям законодательства 2011г., ­учреждения переводят учет на новый план счетов, руководствуясь соответ­ствующими Методическими рекоменда­циями Минфина России, доведенными до сведения органов исполнительной власти, в т. ч. письмом от 25.04.2011 № 20-06-07/1546.

Методические рекомендации пред­полагают перенос остатков на 1 января 2011 г. или 2012 г. и не рассматривают случаи, когда изменение типа бюджет­ного учреждения или перевод его на но­вые условия финансового обеспечения осуществляется в течение 2011 г.

В нашей системе, начиная с июля те­кущего года, переведены на финансовое обеспечение выполнения госзаданий за счет средств субсидий только 5 высших учебных заведений. Переход остальных осуществится с 1 января 2012 г.

Также при переходе на Единый план счетов учреждения столкнулись с проблемой обеспечения раздельного учета имущества по категориям - ана­литическим группам синтетического учета - 10 «Недвижимое имущество уч­реждения», 20 «Особо ценное имущество учреждения», 30 «Иное движимое иму­щество учреждения», 40 «Имущество ­предметы лизинга», 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну».

Понятия движимого и недвижимого имущества Закон № 83-ФЗ не содержит, поэтому учреждения руководствовались, ст. 130 Гражданского кодекса РФ и соотносили объекты с особо ценным движимым имуществом исходя из норм постанов­ления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Немало новаций внес и приказ Минфина России № 190н. Например, изменилось и дополнилось содержание подстатьи 211 «Заработная плата», в которой закреплен перечень расходов по выплате удержаний, произведенных с заработной платы.

Правильное формирова­ние таких объектов учета очень важно для учреждения, т. к. в последующем финансовое обеспечение выполнения государственного задания будет учиты­вать в т. ч. и расходы на содержание не­движимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Можете ли Вы отметить положи­тельные моменты в новых доку­ментах по бухгалтерскому учету, отчетности, бюджетной классифи­кации, которые на Ваш взгляд сняли существовавшие ранее вопросы или облегчили учет?

- Как положительный момент отме­чу то, что теперь учредитель в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 527 может самосто­ятельно принимать решение об изме­нении типа учреждения с бюджетного на казенное, автономное или наоборот. А создание Единого плана счетов, едино­го порядка ведения бухгалтерского уче­та всеми типами учреждений позволяет проводить мероприятия по изменению учета при преобразовании в любой тип учреждения безболезненно.

С 2011 г. подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» содержит расширенный перечень наименований пособий и выплат, относящихся к соци­альному пакету.

Большие изменения претерпела ста­тья 222 «Транспортные услуги». В ней приведен более детальный перечень воз­можных видов транспортных услуг. Очень подробно изложены подстатьи 225 «Рабо­ты, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы и услуги». В группе 300 «Поступление нефинансовых акти­вов» разработчики классификации указа­ли, что относится к основным средствам, нематериальным активам и что является материальными запасами. Конечно, все эти дополнения облегчат работу бухгал­терских и экономических служб.

Какие операции являются для Минобрнауки ведомственной спе­цификой?

- Учет платных образовательных услуг. В целом методика их учета не изменилась и подлежит закреплению в учетной поли­тике учреждения согласно нормативным положениям.

Важно понимать порядок отражения операций по начислению доходов от реализации платных образовательных услуг. Длительный период оказания об­разовательных услуг и получение платы за обучение авансом (за семестр, учебный год) определяют необходимость учета доходов будущих периодов.

Методики определения доходов по платным услугам могут быть различ­ными. Ряд учреждений рассматривает в качестве момента реализации образова­тельных услуг окончание курса обучения в конце учебного года. Иногда доходы на­числяются равномерно в течение всего учебного года исходя из прогнозируемых доходов.

Различие в учете учреждений получа­телей бюджетных средств и получателей субсидий будет заключаться в наличии групп особо цен­ного движимого имущества и иного движимого имущества в составе основных средств и формировании расходов с учетом новых формулировок регламентов по бухгал­терскому учету.

Как Вы оцениваете качество веде­ния бухгалтерского учета в систе­ме? Что можно сделать, чтобы его повысить?

- Оценка ведения бухгалтерского уче­та учреждением, как правило, происхо­дит при сдаче годового бухгалтерского отчета, где очень заметно, какие ошибки осуществляет бухгалтер при отражении в учете тех или иных операций, насколько правильно понимает и исполняет нор­мативные документы по учету и отчет­ности, предложенные Минфином России и Федеральным казначейством. Это нам еще предстоит оценить.

Конечно, бухгалтерам необходимо повышать свою квалификацию, участво­вать в семинарах, конференциях. Одним словом, профессионально расти.

Какой Вам видится идеальная сис­тема бухгалтерского учета? На­верняка у Вас есть пожелания по ее улучшению, т. к. сейчас в адрес новых нормативных документов можно слышать много критики в прессе и на форумах в Интернете.

- Министерством финансов России утверждены единые принципы органи­зации бухгалтерского учета для государ­ственных (муниципальных) учреждений. Наверное, это хорошо, тем более что мы приближаемся к международным стан­дартам учета и отчетности.

В целом та идеология учета, которая предлагается утвержденными приказами Минфина России, понятна, и поскольку в настоящий момент осуществляется переход на новый план счетов, о недо­работках или проблемах в исполнении инструкций говорить еще рано.

Каковы основные уроки, которые Вы извлекли из переходного пери­ода?

- Уроков еще нет. Переходный период продолжается. Законодательно он уста­новлен до 1 июля 2012 г. Вот тогда и по­говорим об этом...



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 21.21%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль