Работа над уставом бюджетного учреждения

2068
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Устав является учредительным документом, регулирующим статус юридического лица с учетом специфики отрасли, в которой оно осуществляет свою деятельность. С утверждения устава начинается функционирование учреждения. Поэтому в условиях изменения типов государственных (муниципальных) учреждений работа над уставами приобрела особое значение. Расскажем, каким требованиям должен соответствовать этот документ.

Каким документом утвердить?

Практика свидетельствует об отсутствии единого подходак пониманию, каким правовым актом утверждаются уставы (изменения и дополненияк уставам) некоммерческих организаций, учредителем которых выступаютпублично-правовые образования. Вид правового акта зависит от того, какой органвласти осуществляет функции и полномочия учредителя.

Например, на федеральномуровне существуют уставы учреждений, утвержденные нормативными правовымиактами (постановлениями) или правовыми актами (распоряжениями) ПравительстваРФ. В случаях когда Правительство РФ передало полномочия по утверждению уставовконкретному органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя,уставы утверждены нормативными правовыми актами (приказами) или правовымиактами (распоряжениями) уполномоченного органа власти.

С формальной точки зренияустав, содержащий конкретные правовые предписания, основанные назаконодательстве Российской Федерации, должен утверждаться правовым актом(распоряжением).

Следует учесть!

Нормативные правовые акты устанавливают нормы и правила поведения, регулирующие обще- ственные отношения, они приме- няются в отношении любого и каждого в неограниченном ко- личестве ситуаций. Правовые акты норм не устанавливают, а лишь воспроизводят их, они при- меняются в конкретной ситуации, для ограниченного круга лиц (ра- ботников учреждения, лиц, вхо- дящих в состав органа управле- ния учреждения и т. п.).

Но из каждого правила есть исключения. Так, образовательные учрежденияв соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" обязаны включать в уставы сведения, относящиеся к правилам приема обучающихся, воспитанников, создавая, тем самым, обязательное правило для любого человека, выразившего желание обучаться или посещать образовательное учреждение.

При отсутствии в законодательстве конкретных требований к форме решения об утверждении устава каждый орган власти действует самостоятельно.

Содержание

Говоря о содержании уставабюджетного учреждения, важно понимать, что вопросы правового статусаюридических лиц (а устав является основным документом, определяющим этотстатус) регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с КонституциейРФ гражданское законодательство относится к предмету исключительнойкомпетенции Российской Федерации. Иными словами, субъекты РФ, муниципальныеобразования не вправе заниматься законотворчеством в указанной сфере, если иноене предусмотрено федеральным законом. Поэтому требования Федерального закона от12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон №7-ФЗ) к содержанию уставов бюджетных учреждений являются исчерпывающими. Ониустановлены в ст. 14 данного Закона.

В целях реализации Закона № 83-ФЗ регионы и муниципалитеты самостоятельно разрабатывали порядки внесения изменений в уставы бюджетных учреждений. В большинстве случаев эти порядки не просто перечисляли уже установленные федеральным законом требования, но и устанавливали дополнительные требования к содержанию уставов учреждений, выходя, тем самым, за рамки разрешенного правотворчества, которое подразумевает только установление последовательности действий учреждений, учредителей и собственников учреждений для внесения изменений в уставы.

Следует учесть!

Правила юридической техники, применяемые в федеральных за- конах, могут выносить требова- ния к уставам учреждений в дис- позитивную часть правовой нор- мы. Например, норма Закона № 83-ФЗ, определяющая, что зе- мельный участок, необходимый для выполнения бюджетным уч- реждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве по- стоянного (бессрочного) пользо- вания, указывает на то, что в уста- ве должны быть отражены задачи его деятельности.

Отметим, что в соответствии сЗако­ном № 7-ФЗ учредительные документы некоммерческой организации, к которымотносятся и бюджетные учреждения, могут содержать иные не противоречащиезаконодательству сведения.

Включение подобной информацииявляется правом самого учреждения и реализуется им по собственному усмотрению.Органы государственной власти (местного самоуправления) не вправе требоватьвключения в устав сведений, не предусмотренных федеральными законами.

Структура устава

Традиционно структуру уставабюджетного учреждения составляют следующие главы (разделы):

1. Преамбула. Содержит указание на правовыеакты, во исполнение которых утверждается устав (вносятся изменения или дополнения),фактические обстоятельства внесения изменений и дополнений в устав (например,в связи с изменением места нахождения учреждения).

2. Общие положения. Указываются наименованиебюджетного учреждения (полное и сокращенное); место его нахождения, понимаемоекак место нахождения органа управления учреждения, совпадающее, как правило, сюридическим адресом (указание почтового адреса не обязательно); сведения особственнике, включая сведения об органе государственной власти (местногосамоуправления), уполномоченном действовать от имени собственника; сведения офилиалах и представительствах. Факт отсутствия филиалов и представительствтакже должен быть отражен в уставе.

ГК РФ не предусматривает наличие иных структурных подразделений юридических лиц, например отделов, расположенных вне места нахождения юридического лица (не путать со структурой учреждения, утверждаемой руководителем!). Любое структурно обособленное подразделение, находящееся вне места нахождения юридического лица, должно иметь статус филиала или представительства.

3. Предмет, цели и виды деятельности учреждения. Сведения, содержащиеся вэтой главе, являются основой планирования, осуществления и финансовогообеспечения деятельности бюджетного учреждения.

Предметдеятельности учреждения целесообразно понимать как конкретные материальные вещиили общественные блага, в отношении которых учреждение осуществляет своюдеятельность. Например, музейные предметы и коллекции — предмет деятельностимузеев, здравоохранение и оказание медицинской помощи — предмет деятельностимедицинских учреждений. Предмет деятельности никогда не указывается взаконодательстве, его определением в каждом конкретном случае занимаетсяучредитель.

В этойглаве целесообразно указывать уставные задачи учреждения, а также цели егосоздания (дополнительно к целям деятельности). Определение целей создания ицелей деятельности учреждения имеет отнюдь не теоретическое значение.

Основнойдеятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственнонаправленная на достижение целей, ради которых оно создано. Государственное(муниципальное) задание для бюджетного учреждения в соответствии спредусмотренными его учредительными документами основными видами деятельностиформирует и утверждает учредитель. Таким образом, государственное(муниципальное) задание формируется с учетом целей создания учреждения,следовательно, их определение и закрепление в уставе имеют практическоезначение.

Иногдацели создания закрепляются непосредственно в законодательстве, и учредительвоспроизводит эти формулировки в уставе. Но в большинстве случаев цель созданиябюджетного учреждения определяется учредителем самостоятельно, при этом она недолжна противоречить имеющимся нормативным правовым актам.

Бюджетноеучреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиесяосновными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которыхоно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такаядеятельность указана в его учредительных документах (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Любая деятельность учреждения, осуществляемая как в рамках государственного задания, так и по собственной инициативе, должна соответствовать целям его создания.

Целью деятельности любогобюджетного учреждения можно считать оказание услуг (выполнение работ) всоответствующей отрасли (культуре, образовании, медицине). Под уставнымизадачами следует пониматьреализацию и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных вКонституции РФ, с учетом отраслевой специфики деятельности учреждения.

Законодательствоне требует закрепления в уставе бюджетного учреждения перечней услуг (работ),оказываемых (выполняемых) им по основным и иным видам деятельности. Болеетого, при указании конкретных наименований услуг (работ) в уставе возникаетнеобходимость их изменения, если устав утверждался ненормативным правовымактом, а нормативные правовые акты, предусматривающие оказание соответствующихуслуг и работ, изменились.

Если устав утвержден распоряжением учредителя (ненормативным правовым актом) и аналогичные услуги и работы, предусмотренные уставом, отсутствуют в нормативных правовых актах, финансовыми и контролирующими органами может быть поставлен вопрос о законности финансового обеспечения оказания услуг (выполнения работ) за счет средств бюджета, т. к. согласно БК РФ расходное обязательство может устанавливаться только нормативным правовым актом.

Учитываямногообразие форм, предлагаемых гражданским законодательством для заключения иисполнения сделок, составить закрытый перечень услуг и работ учреждений непредставляется возможным.

Дляудобства учредителя составление государственного (муниципального) задания наоказание конкретных услуг физическим и юридическим лицам не должно быть связаноформулировками устава. Единственное ограничение — услуги и работы, финансируемыеза счет средств соответствующих бюджетов, должны логически вытекать изосновных видов деятельности учреждения и быть предусмотрены нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.

С учетом изложенного,включение перечня работ и услуг в устав бюджетного учреждения, утверждаемыйненормативным правовым актом учредителя, не имеет практического значения.

Если же учредитель утверждаетустав бюджетного учреждения нормативным правовым актом (приказом,постановлением), то для обеспечения легитимности финансового обеспеченияоказания услуг (выполнения работ) бюджетного учреждения, не предусмотренныхзаконодательством, целесообразно указать в уставе учреждения наименованияконкретных услуг (работ), по которым в дальнейшем будет составлятьсягосударственное задание, а финансовое обеспечение будет осуществляться за счет средствсоответствующего бюджета.

Важный нюанс

Наличие в уставе, утвержденном нормативным правовым актом учредителя, услуг и работ обеспечивает легитимность их оказания и дает возможность получать субсидию на реализацию государственного (муниципального) задания, даже если оказание такой услуги (работы) не предусмотрено иными нормативными правовыми актами.

4. Имущество учреждения. Глава содержит сведения обисточниках формирования имущества учреждения (они должны совпадать с источникамифинансового обеспечения его деятельности, указанными в решении о созданииучреждения), порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения.Традиционно в главе также указывается право бюджетного учреждениясамостоятельно распоряжаться полученными доходами, а также установленные закономисключения из этого правила (при наличии), дается краткая характеристика праваоперативного управления, на котором за бюджетным учреждением закрепляетсяимущество.

5. Управление учреждением. Сведения в части определениякомпетенции, формирования, сроков полномочий органов управления учреждением,иные вопросы обеспечения управления учреждением указываются в соответствии сфедеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ,Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной властисубъекта РФ, администрации муниципального образования. В случаях, установленныхфедеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актомпредставительного органа местного самоуправления, — в соответствии снормативными правовыми актами иных органов государственной власти или органовместного самоуправления. Таким образом, учитывается отраслевая специфика вуправлении учреждением.

В соответствии с ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ заключение срочного трудового договора с руководителем бюджетного учреждения становится возможным, если срок трудового договора установлен учредительными документами бюджетного учреждения, т. е. уставом. Вопрос о сроке трудового договора руководителя целесообразно решить в данной главе. Отсутствие в уставе срока трудового договора, заключаемого с руководителем, при обращении в судебные и правоохранительные органы будет истолковано как нарушение требований законодательства и трудовых прав руководителя бюджетного учреждения.

Важный нюанс

В уставе бюджетного учреждения не нужно воспроизводить тексты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, т. к. их изменение влечет за собой необходимость внесения изменений в устав. Устав может содержать отсылочные нормы, что позволяет обеспечить определенную стабильность текста учредительного документа.

6. Заключительныеположения. Определяютпорядок внесения изменений в устав учреждения.

Иные положения федеральныхзаконов, требующие закрепления в уставе бюджетного учреждения (например,Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",Закона № 83-ФЗ), включаются в вышеуказанные главы либо при необходимости группируютсяв дополнительные главы или разделы, например "Учет и отчетностьучреждения", "Права и обязанности учреждения" и др.

Выводы

Качественноразработанный устав способствует эффективному управлению учреждением ивыступает кодифицированным правовым актом, позволяющим руководителю учреждения,учредителю, потребителям услуг легче ориентироваться в законодательстве. Онпозволяет:

  • скорректировать правовоепространство, в котором бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность,посредством грамотного формирования целей его создания и видов деятельности,указания порядка исполнения обязанностей руководителя в его временноеотсутствие;
  • установить процедуры,связанные с выбором органов управления бюджетным учреждением.

Очевидно,что законодательство Российской Федерации, определяющее требования кучредительным документам юридических лиц, несовершенно. Однако тем самымобеспечивается определенная свобода правотворчества и совершенствованиеправового статуса учреждений через формирование и утверждение уставов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль