Выездные проверки Пенсионного фонда

1452
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
С начала текущего года контроль за уплатой страховых взносов в ПФР в форме выездных проверок перешел из рук налоговиков непосредственно к инспекторам фонда. Разобраться в тонкостях контрольных мероприятий и подготовиться к проверке поможет предлагаемая статья.

Правила проведения

В 2011 г. ПФР приступил к проведению выездных проверокпо страховым взносам, заменившим с 2010 г. ЕСН, в части взносов на пенсионное имедицинское страхование.

Правила осуществленияконтроля за уплатой страховых взносов установлены гл. 5 Федерального закона от24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования" (далее — Закон № 212-ФЗ). Непосредственнопроцедуре проведения выездной проверки посвящены ст. 33, 35—39 Закона №212-ФЗ.

Кроме того, для урегулированиявзаимоотношений инспекторов со страхователями ПФР разработал Методическиерекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховыхвзносов (утверждены распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р, далее —Методические рекомендации).

ПФР и ФСС РФ обязаны проводить плановые выездные проверки только совместно на основании ежегодно утверждаемого плана проверок (ст. 33 Закона № 212-ФЗ). "Индивидуальные" плановые проверки незаконны.

ПФРвыступает контролером в части уплаты обязательных страховых взносов напенсионное и медицинское страхование. Также в рамках проведения выезднойпроверки органы ПФР могут проверить документы, связанные с назначением ивыплатой пенсий и сведения индивидуального персонифицированного учета (п. 7ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

В целом порядок проведенияпроверок ПФР похож на порядок проведения налоговых проверок. Перед началомпроверки органы ПФР должны представить учреждению решение о проведении выезднойпроверки, которое выносится по форме 9-ПФР, утвержденной приказомМинздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (п. 3.1 Методическихрекомендаций).

Выезднаяпроверка проводится по взносам, относящимся к трем годам, предшествующим году,в котором вынесено решение о ее проведении. Выездные проверки ПФР могутпроводиться один раз в три года.

Так как страховые взносы применяются с 2010 г., то и проверять органы ПФР могут начиная с этого периода. За период до 2010 г. контроль за страховыми взносами проводит налоговый орган в части ЕСН.

Максимальнаяпродолжительность проведения выездной проверки учреждения составляет двамесяца. Можно приостанавливать проверку максимально на шесть месяцев. Но вотличие от налоговых проверки, проводимые ПФР, не могут продлеваться.

В случаеликвидации или реорганизации учреждения выездная проверка может быть проведенанезависимо от времени проведения последней проверки. Информация о принятомрешении о ликвидации либо реорганизации должна быть передана в ПФР в течение трех дней. В этих случаях ПФРи ФСС РФ могут проводить проверки в разное время, т. е. не совместно (письмоМинздравсоцразвития России от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748).

Важный нюанс

Правила проверки пенсионных взносов, уплачиваемых до 1 января 2010 г., т. е. до отмены ЕСН, регулируются совместным письмом ПФР и ФНС РФ от 31.08.2010 № АД-30-24/9291 и № ММВ-22-2/422@. Налоговые органы выносят решение о проведении выездной проверки, осуществляют контрольные мероприятия в рамках проведения проверки и оформляют ее результаты актом. Один экземпляр акта передается проверяемому учреждению, другой с материалами проверки - в отделение ПФР. Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) выносится органами ПФР.

ПодразделенияПФР по месту нахождения обособленного подразделения учреждения, имеющегоотдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения впользу физических лиц, проводят проверки взносов, уплачиваемых обособленнымподразделением самостоятельно по месту его нахождения (ст. 35 Закона №212-ФЗ). Такие проверки могут проводиться как по инициативе территориальногооргана ПФР, так и в рамках выездной проверки всего учреждения. Максимальнаяпродолжительность проведения проверки обособленного подразделения составляетодин месяц.

Критерии выбора организаций для выездных проверок

В процессе планирования выездных проверок органы ПФРмогут осуществлять отбор плательщиков по критериям, приведенным в п. 2.1Методических рекомендаций. Так, вероятность быть включенным в план проверокувеличивается в следующих случаях:

  • учреждение являетсякрупнейшим плательщиком. Официальных критериев нет, ПФР определяет такихплательщиков по величине облагаемой базы, среднесписочной численностиработников либо количеству застрахованных лиц;
  • сведения индивидуального персонифицированного учета непредставляются в органы ПФР в установленные сроки;
  • учреждение производит выплаты в пользу физических лиц,не облагаемые страховыми взносами (например, материальную помощь в пределах50 000 руб. по случаю рождения ребенка);
  • учреждение применяет пониженные тарифы взносов(одновременное применение общих и льготных ставок);
  • при проведении камеральных проверок учреждениявыявлены несоответствия в расчетах (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), в т. ч.если не представлены объяснения;
  • за учреждением числитсязадолженность по взносам более двух отчетных периодов подряд (т.е. за два квартала);
  • суммы начисленных страховыхвзносов уменьшились по сравнению с предыдущим периодом при условии, чточисленность застрахованных лиц не менялась, хотя снижение заработной платыможет быть вызвано объективными причинами;
  • учреждениенеоднократно корректировало и вносило изменения в отчетность по страховымвзносам.

В планпроверок включаются плательщики взносов, по которым выездные проверки ПФРпроводились более трех лет назад, без учета проверок обособленныхподразделений, которые уплачивают взносы самостоятельно. Органы ПФР могутполучать информацию от налоговых органов об участии плательщиков взносов всхемах минимизации сумм страховых взносов. Причиной внимания проверяющих можетбыть выплата заработной платы ниже МРОТ и среднеотраслевых уровней.

Представление информации

Запросдокументов проверяющими осуществляется по форме 14 "Требование опредставлении документов", утвержденной приказом МинздравсоцразвитияРоссии от 07.12.2009 № 957н. В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендацийколичество таких требований не ограничено.

Запрошенныедокументы представляются в виде заверенных копий в течение 10 рабочих дней сдаты вручения требования. Нотариальное заверение копий представляемыхдокументов не требуется. На основании письменного уведомления учреждения оневозможности представить документы в срок с указанием причин органы ПФР могутпринять решение о продлении срока представления документов (ст. 37 Закона №212-ФЗ).

При проведении проверкианализируется соответствие данных представленных расчетов РСВ-1 ПФР ибухгалтерского учета, полнота и правильность формирования облагаемой базы иначисления взносов.

Переченьдокументов, подлежащих проверке, приведен в Приложении № 1 к Методическимрекомендациям. Он является открытым, проверяющие могут затребовать документы,не упомянутые в нем.

Помимо документов,регламентирующих деятельность учреждения в целом, организацию и ведениебухгалтерского учета, расчетов по форме РСВ-1 ПФР, в рамках выездной проверкианализируются данные регистров бухгалтерского учета и первичные документы, связанныес выплатами физическим лицам и начислением на них взносов. Для проверки могутбыть запрошены такие документы, как трудовые договоры, договорыгражданско-правового характера, приказы, коллективныедоговоры, положения о системе оплаты труда.

Следует учесть!

Если документы не были пред- ставлены либо были представле- ны с нарушением срока, учрежде- ние может быть привлечено к от- ветственности в размере 50 руб. за каждый непредставленный до- кумент (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). В статье 43 Закона № 212-ФЗ при- ведены обстоятельства, исключаю- щие вину проверяемого учрежде- ния в совершении правонаруше- ния. Проверяющие органы могут учесть, что непредставление доку- ментов в срок обусловлено боль- шим количеством документов.

Списокзапрашиваемых документов может включать карточки индивидуального учета суммначисленных выплат и страховых взносов, а также налоговые карточки по учетудоходов и НДФЛ.

Припроверке правомерности неначисления взносов на установленные ст. 9Федерального закона № 212-ФЗ выплаты потребуются подтверждающие документы.

Проверяющие могут такжеуделить внимание операциям с подотчетными лицами, выплатам в натуральной форме,выданным физическим лицам займам, безвозмездной передаче материальных ценностей(например, подаркам).

Завершение

Результаты совместной проверки оформляются отдельноорганами ПФР и ФСС РФ.

В последний день выезднойпроверки инспекторы ПФР представляют учреждению справку о проведенной проверкепо форме 12-ПФР (приведена в Приложении № 18 к приказу МинздравсоцразвитияРоссии от 07.12.2009 № 957н). В течение двух месяцев со дня оформления справкидолжен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение № 26 к приказуМинздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н) с указанием выявленныхнарушений либо их отсутствия. Подробно порядок оформления и рассмотрениярезультатов проверки изложен в Законе № 212-ФЗ (ст. 38 и 39) и Методическихрекомендациях (пп. 9.1— 9.3).

В отличие от порядка, предусмотренного для обжалования налоговых проверок, отсутствует обязанность обжаловать решение территориальных органов ПФР в вышестоящем органе перед подачей иска в суд (ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, учреждение вправе направить возражения в региональное отделение ПФР (вышестоящий орган контроля) или сразу подать иск в суд.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль