“КОСГУ в следующем году меняться не будет”

1373
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
Вопросы применения бюджетной классификации, особенно КОСГУ, задаются бухгалтерами наиболее часто, так как неправильное отнесение расходов на тот или иной код нередко квалифицируется контрольными органами как нецелевое использование бюджетных средств. О том, как избежать подобных претензий, рассказал Игорь Юрьевич Кузьмин, начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

- При составлении проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год, следует руководствоваться новыми порядками применения видов расходов и целевых статей, утвержденными приказами Минфина России № 57н и № 81н. В чем основная цель разработки этих приказов?

- Приказы № 57н и № 81н были разработаны в рамках реализацииПрограммы Правительства РФ по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года, одним из направлений которойявляется переход к программной структуре расходов бюджетов. Необходимостьпланирования бюджетных ассигнований по новым принципам потребовала в том числеи корректировки бюджетной классификации.

Именно поэтому, начиная с составления проектов федеральногобюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012 год, вводятсявиды расходов, сгруппированных по иному принципу. Эти изменения повлекли засобой необходимость в небольшой корректировке целевых статей, и в дополнениек Приказу № 57н был издан Приказ № 81н.

Кроме того, на настоящий момент перечень и кодыцелевых статей и видов расходов не являются едиными для всех бюджетов. ВУказаниях № 190н приведены те, которые задействованы в федеральном бюджете ибюджетах государственных внебюджетных фондов. Это представляется не совсемкорректным, т. к. Указаниями пользуются участники бюджетного процесса на всехуровнях бюджетов бюджетной системы. Логично, если финансовый орган каждогобюджета будет утверждать целевые статьи и виды расходов отдельными документами.

Посколькупринятие поправок в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих единые для всехбюджетов бюджетной системы виды расходов, откладывается до 2012 года (а вступление их в силу до 2013 года), новыеподходы к их группировке сначала будут апробированы на федеральном уровне.Накопленный опыт будет учтен при определении единых видов расходов. Это и естьосновная цель разработки приказов.

Ужесейчас на официальном сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/) в рубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации"размещен проект Указаний о порядке применения видов расходов классификациирасходов бюджетов, вводимых с 1 января 2013 года, единых для всех бюджетов. Многие финорганыуже на этапе составления проектов законов (решений) о бюджетах на 2012 годпользуются им, направляют свои замечания и предложения.

- Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований должны разработать аналогичные порядки самостоятельно. Не получится ли в связи с этим хаоса? Какие требования должны быть обязательно соблюдены?

- Хаосане получится ни в коем случае, потому что есть требования Бюджетного кодексаРФ, которыми все должны руководствоваться. Тем более что утверждение целевыхстатей и видов расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетнойросписью соответствующего бюджета само по себе не новшество и происходит напротяжении многих лет.

Что касается порядка определениясубъектами и муниципалитетами целевых статей и видов расходов на 2012 год,финорганы разделились на две группы — новаторов и консерваторов. Новаторы ужесейчас на основе приказов № 57н и № 81н, а также упомянутого проекта Указанийо порядке применения видов расходов разработали собственную структуру,учитывая специфику своих расходных обязательств и предоставления межбюджетныхтрансфертов, и закрепили ее в соответствующих приказах. Консерваторы принялирешение оставить на 2012 год прежнюю, отработанную годами структуру расходов идо 2013 года будут пользоваться ею.

В любомслучае описания ви­дов расходов финорганы должны утверждать самостоятельно. Этоих прерогатива, которая закреплена в статьях 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ.

- Традиционно большое количество вопросов задается по поводу применения КОСГУ. Особенно много проблем вызывают расходы, которые в равной степени могут быть отнесены к разным статьям (подстатьям) (225 или 226, 310 или 340). Иногда это бывает неоправданно трудоемко...

- Насамом деле большой пласт проблем порождается самими бюджетополучателями. Частозаключаются договоры (контракты), содержащие, по сути, два и более предметадоговора. Приведу свежий пример. Учреждение культуры заключило контракт нареконструкцию здания, включенного в федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму, в соответствии с которым подрядчик должен был также выполнитьработы по реставрации фасада здания (соответствующие работы в ФАИП включены небыли).

Что врезультате получилось? Расходы на реконструкцию — это инвестиции, приводящие кувеличению первоначальной стоимости объекта (вид расходов 003 "Бюджетныеинвестиции"), а расходы на реставрацию носят неинвести­ционный характер(вид расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями"). Соответственно,первые должны быть оплачены по статье 310, а вторые — по подстатье 225 КОСГУ.Естественно, у учреждения возникли проблемы с применением КОСГУ, потому что контракт изначально был заключеннеправильно.

Понятно, что статьей 421 ГКРФ установлена свобода договора. Однако статус учреждения обязывает его призаключении договоров принимать во внимание не только положения гражданского,но и бюджетного законодательства. Подрядчик может быть совершенно далек оттребований бюджетной классификации и писать в документации все, что угодно.Но заказчик должен четко понимать, что он хочет получить в результатеисполнения условий договора — приобрести товар, работу или услугу, правильнооформить договор и провести на всех этапах его исполнения, в том числе черезказначейство. Если заказчик правильно составит договор, никаких проблем сприменением бюджетной классификации не возникнет. Очень важно своевременнопроанализировать правовую сторону вопроса — не после заключения контракта, азаранее.

- Мы плавно подошли к следующему вопросу. Какие можно дать рекомендации, что нужно сделать, какие принципы соблюдать, чтобы избежать конфликтов с органами казначейства и органами финансового контроля по вопросам применения бюджетной классификации?

- Рекомендации будут следующими.

Первое. Нужно хорошо знатьнормативную правовую базу, в частности Бюджетный кодекс РФ, чтобы четкопонимать, какого рода обязательства принимаются: денежные или неденежные,публичные или непубличные, нормативные или ненормативные.

Второе. Нужно знать и пониматьУказания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации,действующие в текущем году. Ни в коем случае не пользоваться письмами МинфинаРоссии, разъясняющими положения ранее действовавших и уже утративших силуприказов. Письма прошлых лет могут использоваться только для урегулирования вопросовс ревизорами при проверках соответствующих периодов.

Третье. Нужно разбираться ввопросах бухгалтерского учета, потому что применение бюджетной классификацииво многом зависит от порядка учета тех или иных операций. Без знаниябухгалтерского учета разобраться в бюджетной классификации сложно.

Уже непервый год Минфин России занимает позицию, что сам бюджетополучатель определяет,какие предметы относятся у него к материальным запасам, а какие — к основнымсредствам, естественно, руководствуясь нормами законодательства о бухгалтерскомучете.

Главное —закрепить решение о порядке отнесения объектов к основным средствам или материаламв учетной политике. Это позволяет, во-первых, обеспечить единообразиеотражения в бухгалтерском учете аналогичных операций, следовательно,единообразие отнесения расходов на коды бюджетной классификации. Во-вторых, входе проведения мероприятий финансового контроля обосновать свои действия иснять многие спорные вопросы.

- С 1 января 2012 года, вероятно, будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации? Есть ли у них какие-то принципиальные отличия по сравнению с действующими в 2011 году?

- Да,будет издан новый приказ, поскольку интегрировать в Указания № 190н все изменения,внесенные в бюджетную классификацию в течение 2011 года, неоправданно трудоемко.В связи с тем, что 4 декабря 2011 года состоятся выборы в Госдуму РФ, даночеткое указание — подготовить проект приказа уже к началу второго чтенияфедерального закона о федеральном бюджете. По срокам это примерно 17 ноября.Мы сделаем все возможное, чтобы уже в декабре разместить приказ на сайте изарегистрировать его в Минюсте России до наступления нового финансового года.

Хочууспокоить читателей: в следующем году КОСГУ меняться не будет. В условиях введенияновых видов расходов для Российской Федерации и некоторых субъектов РФизменение КОСГУ может внести большое смятение в ряды как органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов, так и бюджетополучателей. ПоэтомуКОСГУ претерпит только небольшие "косметические" правки.

- В заключении нашей беседы что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии Нового года?

- Желаю душевного спокойствия в преддверии грядущих перемен и счастья в жизни! Чтобы был баланс между работой и отдыхом. Побольше свободного времени для общения с близкими. И встретить Новый год в теплой дружеской компании!



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль