Изменится ли КОСГУ в следующем году?

1420
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
Вопросы применения бюджетной классификации, особенно КОСГУ, задаются бухгалтерами наиболее часто, т. к. неправильное отнесение расходов на тот или иной код зачастую квалифицируется контрольными органами как нецелевое использование бюджетных средств. О том, как избежать подобных претензий, в каких направлениях будет совершенствоваться бюджетная классификация, наш сегодняшний диалог с экспертом.

При составлении проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 г., следует руководствоваться новыми порядками применения видов расходов и целевых статей, утвержденными приказами Минфина России № 57н и № 81н. В чем основная цель разработки этих приказов?

– Приказы № 57н и № 81н были разработаны в рамках реализации Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. , одним из направлений которой является переход к программной структуре расходов бюджетов. Необходимость планирования бюджетных ассигнований по новым принципам потребовала в т. ч. и корректировки бюджетной классификации.

Именно поэтому, начиная с составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012 г., вводятся виды расходов, сгруппированных по иному принципу. Эти изменения повлекли за собой необходимость в небольшой корректировке целевых статей, и в дополнение к Приказу № 57н был издан Приказ № 81н.

Кроме того, на настоящий момент перечень и коды целевых статей и видов расходов не являются едиными для всех бюджетов. В Указаниях № 190н приведены те, которые задействованы в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. Это представляется не совсем корректным, т. к. Указаниями пользуются участники бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы. Логично, если финансовый орган каждого бюджета будет утверждать целевые статьи и виды расходов отдельными документами.

Поскольку принятие поправок в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих единые для всех бюджетов бюджетной системы виды расходов, откладывается до 2012 г. (а вступление их в силу до 2013 г.), новые подходы к их группировке сначала будут апробированы на федеральном уровне. Накопленный опыт будет учтен при определении единых видов расходов. Это и есть основная цель разработки приказов.

Уже сейчас на официальном сайте Минфина России (http://www.minfin.ru) в рубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации» размещен проект Указаний о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов, вводимых с 1 января 2013 г., единых для всех бюджетов. Многие фин-органы уже на этапе составления проектов законов (решений) о бюджетах на 2012 г. пользуются им, направляют свои замечания и предложения.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований должны разработать аналогичные порядки самостоятельно. Не получится ли в связи с этим хаоса? Какие требования должны быть обязательно соблюдены?

– Хаоса не получится ни в коем случае, потому что есть требования Бюджетного кодекса РФ, которыми все должны руководствоваться. Тем более что утверждение целевых статей и видов расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета само по себе не новшество и происходит на протяжении многих лет.

...Начиная с составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012 г., вводятся виды расходов, сгруппированных по иному принципу...

В вопросе порядка определения субъектами и муниципалитетами целевых статей и видов расходов на 2012 г. финорганы разделились на две группы - новаторов и консерваторов. Новаторы уже сейчас на основе приказов № 57н и № 81н, а также упомянутого проекта Указаний о порядке применения видов расходов разработали собственную структуру, учитывая специфику своих расходных обязательств и предоставления межбюджетных трансфертов, и закрепили ее в соответствующих приказах. Консерваторы приняли решение оставить на 2012 г. прежнюю, отработанную годами структуру расходов и до 2013 г. будут пользоваться ею.

В любом случае описания видов расходов финорганы должны утверждать самостоятельно. Это их прерогатива, которая закреплена в ст. 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ.

Традиционно большое количество вопросов задается по поводу применения КОСГУ. Особенно много проблем вызывают расходы, которые в равной степени могут быть отнесены к разным статьям (подстатьям) (225 или 226, 310 или 340). Иногда это бывает неоправданно трудоемко...

– Большой пласт проблем порождается самими бюджетополучателями. Часто заключаются договоры (контракты), содержащие, по сути, два и более предмета договора. Приведу свежий пример. Учреждение культуры заключило контракт на реконструкцию здания, включенного в федеральную адресную инвестиционную программу, в соответствии с которым подрядчик должен был также выполнить работы по реставрации фасада здания (соответствующие работы в ФАИП не были включены).

Что в результате получилось? Расходы на реконструкцию - это инвестиции, приводящие к увеличению первоначальной стоимости объекта (вид расходов 003 «Бюджетные инвестиции»), а расходы на реставрацию носят неинвестиционный характер (вид расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями»). Соответственно, первые должны быть оплачены по статье 310, а вторые - по подстатье 225 КОСГУ Естественно, у учреждения возникли проблемы с применением КОСГУ, потому что контракт изначально был заключен неправильно.

...В вопросе порядка определения субъектами и муниципалитетами целевых статей и видов расходов на 2012 г. финорганы разделились на две группы - новаторов и консерваторов.

Понятно, что ст. 421 ГК РФ установлена свобода договора. Однако статус учреждения обязывает его при заключении договоров принимать во внимание не только положения гражданского, но и бюджетного законодательства. Подрядчик может быть совершенно далек от требований бюджетной классификации и писать в документации все что угодно. Но заказчик должен четко понимать, что он хочет получить в результате исполнения условий договора - приобрести товар, работу или услугу, правильно оформить договор и провести на всех этапах его исполнения, в т. ч. через казначейство. Если заказчик правильно составит договор, никаких проблем с применением бюджетной классификации не возникнет. Очень важно своевременно проанализировать правовую сторону вопроса - не после заключения контракта, а заранее.

Ведется ли в Минфине России систематизация поступающих вопросов, чтобы на ее основе сделать выводы, выявить «узкие места», направления, в которых нужно работать?

– Безусловно, ведется. По мере появления проблемных вопросов мы стараемся в максимально сжатые сроки принять меры, направить разъяснения либо внести изменения в приказ. Например, принятие Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» породило массу вопросов, обусловленных особенностями заключения энергосервисных договоров (контрактов). Минфином России сразу было выпущено циркулярное письмо, и Указания были дополнены новыми нормами.

Какие принципы необходимо соблюдать, чтобы избежать конфликтов с органами казначейства и органами финансового контроля по вопросам применения бюджетной классификации?

Первое. Нужно хорошо знать нормативную правовую базу, в частности Бюджетный кодекс РФ, чтобы четко понимать, какого рода обязательства принимаются: денежные или неденежные, публичные или непубличные, нормативные или ненормативные.

Второе. Нужно знать и понимать Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действующие в текущем году. Ни в коем случае не пользоваться письмами Минфина России, разъясняющими положения ранее действовавших и уже утративших силу приказов. Письма прошлых лет могут использоваться только для урегулирования вопросов с ревизорами при проверках соответствующих периодов.

Третье. Нужно разбираться в вопросах бухгалтерского учета, потому что применение бюджетной классификации во многом зависит от порядка учета тех или иных операций. Без знания бухгалтерского учета разобраться в бюджетной классификации сложно.

Нужно хорошо знать нормативную правовую базу, в частности Бюджетный кодекс РФ, чтобы четко понимать, какого рода обязательства принимаются.

Уже не первый год Минфин России занимает позицию, что сам бюджетополучатель определяет, какие предметы относятся у него к материальным запасам, а какие - к основным средствам, естественно, руководствуясь нормами законодательства о бухгалтерском учете.

Разработанные учреждением правовые акты позволят, во-первых, обеспечить единообразие отражения в бухгалтерском учете аналогичных операций, следовательно, единообразие отнесения расходов на коды бюджетной классификации. Во-вторых, в ходе проведения мероприятий финансового контроля они помогут учреждению обосновать свои действия и снять многие спорные вопросы, в т. ч. касающиеся бюджетной отчетности.

С 1 января 2012 г., вероятно, будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации? Есть ли у них принципиальные отличия по сравнению с действующими в 2011 г.?

– Да, будет издан новый приказ, поскольку интегрировать в Указания № 190н все изменения, внесенные в бюджетную классификацию в течение 2011 г., неоправданно трудоемко. Мы сделаем все возможное, чтобы уже в декабре разместить приказ на сайте и зарегистрировать его в Минюсте России до наступления нового финансового года.

Хочу успокоить читателей: в следующем году КОСГУ меняться не будет. В условиях введения новых видов расходов для Российской Федерации и некоторых субъектов РФ изменение КОСГУ может внести большое смятение в ряды как органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, так и бюджетополучателей. Поэтому КОСГУ претерпит только небольшие «косметические» правки.

Что бы Вы пожелали нашим читателям в Новомо году?

– Желаю душевного спокойствия в преддверии грядущих перемен и счастья в жизни! Чтобы был баланс между работой и отдыхом. Побольше свободного времени для общения с близкими. И встретить Новый год в теплой дружеской компании!



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 75%
  • Над налоговой отчетностью 8.33%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль