Сдаем годовую отчетность: важные моменты

2053
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Ряд обстоятельств, связанных с формированием годовой бюджетной отчетности за 2011 г., недооценен бухгалтерами в должной мере и зачастую не принимается во внимание. Вместе с тем от этого всецело зависит качество отчетного документа. Рассмотрим эти обстоятельства в деталях.

Баланс(ф.0503130)

Как известно, с 2011 г. формы бюджетной отчетности претерпели изменения. Больше всего новаций внесено в структуру Баланса (ф. 0503130) , и связано это с введением новых принципов бюджетного учета. Данные изменения не носили принципиального характера и обусловлены двумя причинами:

1) добавлением в план счетов новых счетов;

2) разделением нефинансовых активов на недвижимое имущество, иное движимое имущество и имущество в лизинге.

Бухгалтерам, каким бы методом ни вели они учет и каким бы образом ни формировали годовую отчетность, следует обратить внимание на правильное отражение входящих остатков по состоянию на 1 января 2011 г. по тем счетам учета, по которым при переходе со старого на новый план счетов не было полного соответствия. То есть одному счету из старого плана счетов могло быть сопоставлено два и более - из нового плана счетов.

На какие счета следует обратить внимание бухгалтеру?

Счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» старого плана счетов . Остатки этого счета могут быть перенесены как на счет 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», так и на счет 0 106 31 000 - «Вложения в основные средства -иное движимое имущество учреждения». Если у учреждения остались на конец 2010 г. остатки вложений в основные средства, то наиболее вероятно, что это именно незавершенное капитальное строительство. Что могут означать остатки на начало года по счету вложений в иное движимое имущество 0 106 31 000? Либо основные средства были приобретены в конце 2010 г. и не были приняты к учету (например, чтобы сэкономить на налоге на имущество), либо имеет место переходящий через год монтаж оборудования или иное изготовление, что бывает достаточно редко. Правильный перенос остатков влияет на состав строк 091 и 093 Баланса (ф. 0503130).

Счет 0 101 09 000 «Прочие основные средства» старого плана счетов. На первый взгляд кажется, что остатки этого счета должны перейти на счет 0 101 38 000 «Прочие основные средства - иное движимое имущество учреждения». Но это не так. Данная категория основных средств встречается в практике редко, исходя из того, что отнесение основных средств по счетам должно производиться на основании классификации ОКОФ. А в классификаторе ОКОФ к категории «прочих» можно отнести:

  • группу 17 0000000 - Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя);
  • группу 18 0000000 - Многолетние насаждения;
  • группу 19 0003000 - Животные зоопарков и подобных учреждений, служебные собаки;
  • группу 19 0009000 - Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках.

Как показывает практика, наличие в учреждении основных средств, отнесенных к группе 19 0009000, часто является ошибкой, произошедшей в результате:

1) нежелания бухгалтера утруждать себя поиском соответствующего кода ОКОФ;

2) отнесения к основным средствам объектов, не являющихся основными средствами (для которых кодов ОКОФ не предусмотрено), например двери (дверные блоки) и окна (оконные блоки).

Рабочий скот, животные зоопарков и служебные собаки - специфические и редкие объекты учета. В рамках счета 0 101 09 000 «Прочие основные средства» более вероятно встретить такой объект, как многолетние насаждения. Для администраций городских и сельских поселений наличие в учете многолетних насаждений - прямое следствие исполнения полномочий по благоустройству территории.

Нередко бухгалтеры ошибочно относят к многолетним насаждениям саженцы (отражают их приобретение по коду 310 КОСГУ) и на этом основании считают такой объект учета движимым имуществом. На самом деле многолетние насаждения - это территория, на которой произрастают растения. Следовательно, они относятся к недвижимому имуществу, т. е. имуществу, которое прочно связано с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ).

Таким образом, наиболее вероятно, что остатки счета 0 101 09 000 старого плана счетов необходимо будет переносить на счет 0 101 18 000 «Прочие основные средства - недвижимое имущество учреждения». Правильный перенос остатков влияет на состав строк 011, 013, 021, 023, 031, 033 Баланса (ф. 0503130).

Также и многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста и учтенные в составе счета 0 106 01 000 старого плана счетов, следует переносить на счет 0 106 11 000.

Со счетом 0 106 04 000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» старого плана счетов также нет полной однозначности. Если по состоянию на 1 января 2011 г. на счете 0 106 04 000 числились остатки незавершенных операций по изготовлению материальных запасов для нужд учреждения, то в Баланс (ф. 0503130) за 2011 г. они должны войти по счету 0 106 34 000. Если же это было незавершенное производство готовой продукции, то на 1 января 2011 г. должны быть остатки счета 0 109 60 000. Правильный перенос остатков влияет на состав строк 093 и 140 Баланса (ф. 0503130).

Счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» старого плана счетов. Следует проанализировать остатки счета 0 303 05 000 на конец 2010 г. и, при необходимости, выделить из общей суммы на соответствующие счета нового плана счетов 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций» и 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу». Поскольку данные счета 0 303 05 000 в Балансе (ф. 0503130) отражаются, правильный перенос влияет на состав строки 515.

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503130)

При заполнении Справки (ф. 0503130) необходимо отражать все забалансовые счета с 1 по 26.

Бухгалтерам следует обратить внимание на забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». С большой долей вероятности можно утверждать, что у учреждения, имеющего по состоянию на 1 января 2011 г. на балансе автотранспортные средства (остаток на счете 0 101 35 000 по данным Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)) должен быть также остаток на забалансовом счете 09. Поясним, почему.

Основной вид объектов, отражаемых на счете 0 101 35 000, - это автомобили. Прочий колесный транспорт, отнесенный к группе 15 0000000 ОКОФ (например, велосипеды), в практике встречается очень редко. Тракторов и иной сельхозтехники на счете 0 101 35 000 быть не должно, т. к. к группе 15 000000 ОКОФ отнесены только те транспортные средства, основным функциональным назначением которых является перевозка грузов и пассажиров. Тракторы же относятся к категории «Машины и оборудование».

2. По определению забалансовый счет 09 предназначен для контроля за запасными частями, установленными на автотранспортные средства взамен изношенных. Казалось бы, для новых автомобилей данный счет неприменим. Но это не совсем верно, что будет показано далее.

3. Забалансовый счет 09 предназначен для контроля за легкосъемными запасными частями, такими как автошины, диски, аккумуляторы. Для таких запасных частей особый контроль нужен не для предотвращения их утраты (без колес, аккумулятора автомобиль не поедет), а для исключения их подмены. Следовательно, для контроля необходимо отразить на забалансовом счете 09 такие запасные части, начиная с первого комплекта, полученного с автомобилем (с обязательным указанием марки и иных характеристик, что как раз и позволит проконтролировать подмену). Но даже если этого не сделать, то остаток на счете 09 по состоянию на 1 января все равно ожидаем.

Если автомобиль числился на остатке 1 января и эксплуатировался, то с большой долей вероятности можно предположить, что он был укомплектован зимними автошинами. Зимние автошины были приобретены заранее (очень редко они входят в комплект заводской поставки) и затем списаны при установке на автомобиль, соответственно, отражены на забалансовом счете 09. Таким образом, по состоянию на 1 января на забалансовом счете 09 должны были числиться хотя бы зимние автошины.

Ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 191н не регламентируют, в каких ценах следует отражать объекты на забалансовом счете 09 - по фактической стоимости или по условной оценке 1 руб. за 1 штуку.

Также следует обратить внимание на новые забалансовые счета 24, 25, 26, введенные Инструкцией № 157н. Эти счета не отражают наличие в учреждении какого-либо специфичного имущества, но предназначены для отражения факта, что часть имущества учреждением не используется, а передано сторонним организациям по тем или иным основаниям: в доверительное управление (счет 24), в аренду (счет 25), в безвозмездное пользование (счет 26). Если соответствующий договор регулярно прекращает действие 31 декабря и возобновляется 11 января, то по состоянию на 1 января на соответствующем забалансовом счете (24, 25, 26) остатка не будет. Но такое завершение/возобновление договора должно документально подтверждаться соответствующими актами приема-передачи.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Изменения в порядке составления этого отчета заметны только при серьезном анализе текста Инструкции № 191н и для многих учреждений несущественны ввиду отсутствия соответствующих видов деятельности (получения доходов по коду 120 КОСГУ облагаемых налогом на прибыль, производства готовой продукции). Эти изменения можно расценить как непродуманные, поскольку они могут привести к внутренней несогласованности Отчета (ф. 0503121). В результате учреждения, у которых в течение 2011 г. такие операции были, станут перед выбором:

  • заполнять Отчет (ф. 0503121), следуя Инструкции № 191н, и в результате столкнуться с несоответствием внутриформенных соотношений;
  • заполнять Отчет (ф. 0503121) так, как следует из его логики, и получить согласованные результаты, но нарушать при этом требования Инструкции № 191н.

Отчет (ф. 0503121) составляет логическую пару с Балансом (ф. 0503130). Баланс (ф. 0503130) позволяет увидеть, как за год изменилась общая сумма активов и обязательств учреждения. Отчет (ф. 0503121) показывает, за счет чего произошло изменение, какие операции с активами и обязательствами выполнялись в течение года.

Сдаем годовую отчетность: важные моменты

Сальдо активов и обязательств может измениться в течение года как за счет доходов или расходов, так и за счет преобразования одних видов активов и обязательств в другие. Состав показателей Отчета (ф. 0503121) можно разделить на две большие части, каждая из которых, в свою очередь, состоит из двух разделов:

1) начисленные доходы и расходы:

  • начисленные доходы по данным оборотов счетов 0 401 10 1ХХ и 0 401 40 1ХХ;
  • начисленные расходы по данным счетов 0 401 20 2ХХ и 0 401 50 2ХХ;

2) обороты по увеличению и уменьшению активов и обязательств:

  • увеличение и уменьшение нефинансовых активов;
  • увеличение и уменьшение финансовых активов и обязательств.

В Отчете (ф. 0503121) предусмотрен внутренний контроль показателей между двумя ее разделами - показатель чистого операционного результата - строка 290. Чистый операционный результат рассчитывается двумя способами: как арифметический итог - доходы минус расходы и увеличения минус уменьшения. Чистый операционный результат, рассчитанный обоими способами, должен совпадать.

Любая хозяйственная операция может отразиться в Отчете (ф. 0503121) одним из трех способов, каждый из которых должен сохранять указанное равенство чистого операционного результата:

  • операция, затрагивающая только уменьшение/увеличение активов и обязательств, например: Дебет 1 105 36 340 - Кредит 1 208 34 660;
  • операция, затрагивающая изменение активов/обязательств и изменение доходов/расходов, например:Дебет 1 105 36 340 - Кредит 1 401 10 180;

    Дебет 1 401 20 272 - Кредит 1 105 36 440;

  • операция, затрагивающая только уменьшение/увеличение доходов и расходов, например: Дебет 2 401 10 130 - Кредит 2 401 20 272.

Видно, что любая проводка должна отразиться в Отчете (ф. 0503121) дважды. Внесенные Инструкцией № 191н изменения приводят к тому, что для ряда операций это правило нарушается.

Сдаем годовую отчетность: важные моменты

В результате простая проводка, отражающая начисление налога на прибыль с доходов по коду 120 КОСГУ,

Дебет 2 401 10 120 - Кредит 2 303 03 730,

отразится в Отчете (ф. 0503121) трижды:

  • в строке 030 при расчете итогов по счету 2 401 10 120;
  • в строке 541 по коду 730 КОСГУ;
  • в строке 292 налог на прибыль.

В итоге будет нарушено внутреннее соответствие по строке 290 «Чистый операционный результат».

Бухгалтеру надо обратить внимание на незавершенный выпуск готовой продукции. Рассмотрим самую простую проводку по списанию на себестоимость продукции исходного сырья:

Дебет 2 109 61 272 - Кредит 2 105 36 440.

Эта проводка в Отчете (ф. 0503121) отразится только один раз - по строке 362 (код 440 КОСГУ), потому что отражение данных итогов счета 0 109 61 200 в отчете не предусмотрено. Завершенный выпуск готовой продукции попадает в строку 361 (по коду 340 КОСГУ):

Дебет 2 105 37 340 - Кредит 2 109 61 272.

Но на сумму незавершенного производства, которая останется в Балансе (ф. 0503130) на конец года, будет расхождение по строке 290 «Чистый операционный результат».

Некоторые положения Инструкции № 191н неоправданно вносят ограничения, не предусмотренные инструкциями по учету № 157н и №162н:

  • согласно п. 96 Инструкции № 191н по строке 110 (доходы будущих периодов, счет 0 401 40 000) предусмотрены показатели только в рамках приносящей доход деятельности и только в части доходов по коду 130 КОСГУ, в то время как ни Инструкция № 157н (п. 301), ни Инструкция № 162н (п. 123) таких ограничений не содержат;
  • п. 97 Инструкции № 191н допускает возможность уменьшения начисленных доходов по дебету счета 0 401 10 130 за счет себестоимости реализованных работ, услуг, товаров, продукции, иных материальных запасов только в рамках приносящей доход деятельности, в то время как ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 162н таких ограничений не содержат.

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Сама по себе форма Отчета (ф. 0503128) не изменилась. Изменились источники данных для ее заполнения.

В связи с введением с 2011 г. специального счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» появилась возможность формировать все показатели Отчета (ф. 0503128) на основании итоговых оборотов соответствующих счетов учета по данным регистров учета. Ранее показатели графы 8 «Принято денежных обязательств» предлагалось заполнять на основании сложных расчетов с учетом сальдо и оборотов различных счетов. Порядок заполнения графы 8 в Отчете (ф. 0503128) в 2010 г. был разъяснен письмом Федерального казначейства от 30.06.2010 № 42-7.4-05/2.2-420 (фактически утратило силу с введением в действие Инструкции № 191н).

Никакого существенного облегчения бухгалтерам это новшество не принесло, даже наоборот. Ранее учреждению было необходимо вести двойной учет: по счетам расчетов по обязательствам (0 301 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000) плюс по счетам бюджетных обязательств (0 502 01 000). Теперь учет будет тройной: плюс счет 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». Если учет бюджетных обязательств давал бухгалтеру некоторую дополнительную информации в плане контроля за свободными лимитами бюджетных обязательств на этапе заключения договоров, то денежные обязательства практически полностью дублируют данные соответствующих счетов расчетов по обязательствам, за малыми исключениями редких авансов.

В соответствии с положениями п. 11 Инструкции № 157н в перечень журналов операций, в которых отражаются данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов, добавлен отдельный журнал по санкционированию, где в соответствии с п. 314 Инструкции № 157н отражаются операции с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств и принятыми учреждением обязательствами. Данные журнала по санкционированию могут служить основанием для заполнения Отчета (ф. 0503128) наравне с данными главной книги. Ряд других форм учетных регистров, которые ранее указывались как источник для заполнения Отчета (ф. 0503128), теперь можно считать неактуальными.

Ранее для ведения аналитического учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств применялась Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062). С 2011 г. применение Карточки (ф. 0504062) резко ограничено:

  • согласно пп. 129, 142 Инструкции № 162н Карточка (ф. 0504062) применяется исключительно для учета по счетам 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств», 0 503 04 000 «Переданные бюджетные ассигнования», 0 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования»;
  • согласно приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее - Приказ № 173н) Карточка (ф. 0504062) применяется исключительно финансовыми органами.

Для учета принятых и полностью исполненных (снятых с учета) бюджетных обязательств применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064), утвержденный Приказом № 173н. С 2011 г. в этом учетном регистре следует отражать также и денежные обязательства. Форма журнала не содержит:

  • отдельного реквизита, различающего принятые обязательства и денежные обязательства. Различить вид обязательства можно только по номеру счета;
  • наименования или каких-либо иных данных о юридическом или физическом лице, государственном органе, перед которым у учреждения возникло обязательство;
  • механизма для отражения изменения суммы ранее принятого обязательства (например, в результате принятия дополнительного соглашения к договору);
  • данных о сумме, на которую исполнено обязательство (для неисполненных и частично исполненных обязательств);
  • итоговых сумм.

Таким образом, указанный учетный регистр не может служить основанием для формирования показателей Отчета (ф. 0503128). Практическая польза Журнала регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504062) и для самого учреждения, и для контролирующих органов минимальна.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль