«КОСГУ в следующем году меняться не будет»

12204
«КОСГУ в следующем году меняться не будет»
Вопросы применения бюджетной классификации, особенно КОСГУ, задаются бухгалтерами наиболее часто, так как непра­вильное отнесение расходов на тот или иной код нередко ква­лифицируется контрольными органами как нецелевое ис­пользование бюджетных средств. О том, как избежать подобных претензий, рассказал Игорь Юрьевич Кузьмин, на­чальник отдела методологии бюджетной классификации Де­партамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

- При составлении проектов фе­дерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год, следует руководство­ваться новыми порядками при­менения видов расходов и целевых статей, утвержденными приказа­ми Минфина России № 57н и № 81н. В чем основная цель разработки этих приказов?

- Приказы № 57н и № 81н были разработаны в рамках реа­лизации Программы Правитель­ства РФ по повышению эффек­тивности бюджетных расходов на период до 2012 года, одним из направлений которой является переход к программной структуре расходов бюджетов. Необходи­мость планирования бюджетных ассигнований по новым прин­ципам потребовала в том числе и корректировки бюджетной классификации.

Именно поэтому, начиная с составления проектов феде­рального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012 год, вводятся виды расходов, сгруппированных по иному принципу. Эти измене­ния повлекли за собой необходи­мость в небольшой корректиров­ке целевых статей, и в дополнение к Приказу № 57н был издан При­каз № 81н.

Кроме того, на настоящий мо­мент перечень и коды целевых статей и видов расходов не явля­ются едиными для всех бюдже­тов. В Указаниях № 190н приве­дены те, которые задействованы в федеральном бюджете и бюд­жетах государственных внебюд­жетных фондов. Это представля­ется не совсем корректным, т. к. Указаниями пользуются участни­ки бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы. Логично, если финан­совый орган каждого бюджета будет утверждать целевые статьи и виды расходов отдельными до­кументами.

Поскольку принятие поправок в Бюджетный кодекс РФ, преду­сматривающих единые для всех бюджетов бюджетной системы виды расходов, откладывается до 2012 года (а вступление их в силу до 2013 года), новые подходы к их группировке сначала будут апробированы на федеральном уровне. Накопленный опыт будет учтен при определении единых видов расходов. Это и есть основ­ная цель разработки приказов.

Уже сейчас на официаль­ном сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/) в рубри­ке "Бюджетная классификация Российской Федерации" раз­мещен проект Указаний о по­рядке применения видов рас­ходов классификации расходов бюджетов, вводимых с 1 января 2013 года, единых для всех бюд­жетов. Многие финорганы уже на этапе составления про­ектов законов (решений) о бюд­жетах на 2012 год пользуются им, направляют свои замечания и предложения.

- Финансовые органы субъек­тов РФ и муниципальных образо­ваний должны разработать анало­гичные порядки самостоятельно. Не получится ли в связи с этим хаоса? Какие требования должны быть обязательно соблюдены?

- Хаоса не получится ни в коем случае, потому что есть требования Бюджетного кодек­са РФ, которыми все должны ру­ководствоваться. Тем более что утверждение целевых статей и ви­дов расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджет­ной росписью соответствующего бюджета само по себе не новше­ство и происходит на протяжении многих лет.

Что касается порядка опреде­ления субъектами и муниципа­литетами целевых статей и видов расходов на 2012 год, финорганы разделились на две группы — но­ваторов и консерваторов. Новато­ры уже сейчас на основе приказов № 57н и № 81н, а также упомяну­того проекта Указаний о порядке применения видов расходов раз­работали собственную структуру, учитывая специфику своих расход­ных обязательств и предоставле­ния межбюджетных трансфертов, и закрепили ее в соответствующих приказах. Консерваторы приня­ли решение оставить на 2012 год прежнюю, отработанную годами структуру расходов и до 2013 года будут пользоваться ею.

В любом случае описания ви­дов расходов финорганы должны утверждать самостоятельно. Это их прерогатива, которая закреп­лена в статьях 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ.

- Традиционно большое количе­ство вопросов задается по поводу применения КОСГУ. Особенно много проблем вызывают расходы, которые в равной степени могут быть отнесены к разным стать­ям (подстатьям) (225 или 226, 310 или 340). Иногда это бывает неоправданно трудоемко...

- На самом деле большой пласт проблем порождается самими бюджетополучателями. Часто за­ключаются договоры (контрак­ты), содержащие, по сути, два и более предмета договора. При­веду свежий пример. Учреждение культуры заключило контракт на реконструкцию здания, вклю­ченного в федеральную адресную инвестиционную программу, в соответствии с которым подряд­чик должен был также выполнить работы по реставрации фасада здания (соответствующие работы в ФАИП включены не были).

Что в результате получилось? Расходы на реконструкцию — это инвестиции, приводящие к увели­чению первоначальной стоимости объекта (вид расходов 003 "Бюд­жетные инвестиции"), а расходы на реставрацию носят неинвести­ционный характер (вид расходов 001 "Выполнение функций бюд­жетными учреждениями"). Соот­ветственно, первые должны быть оплачены по статье 310, а вторые — по подстатье 225 КОСГУ. Есте­ственно, у учреждения возникли проблемы с применением КОСГУ, потому что контракт изначально был заключен неправильно.

Понятно, что статьей 421 ГК РФ установлена свобода до­говора. Однако статус учрежде­ния обязывает его при заклю­чении договоров принимать во внимание не только положения гражданского, но и бюджетно­го законодательства. Подрядчик может быть совершенно далек от требований бюджетной клас­сификации и писать в докумен­тации все, что угодно. Но заказ­чик должен четко понимать, что он хочет получить в результате исполнения условий догово­ра — приобрести товар, работу или услугу, правильно оформить договор и провести на всех эта­пах его исполнения, в том числе через казначейство. Если заказ­чик правильно составит договор, никаких проблем с применением бюджетной классификации не возникнет. Очень важно своевре­менно проанализировать право­вую сторону вопроса — не после заключения контракта, а заранее.

- Мы плавно подошли к следую­щему вопросу. Какие можно дать рекомендации, что нужно сделать, какие принципы соблюдать, чтобы избежать конфликтов с органами казначейства и органами финансо­вого контроля по вопросам приме­нения бюджетной классификации?

- Рекомендации будут следую­щими.

Первое. Нужно хорошо знать нормативную правовую базу, в частности Бюджетный ко­декс РФ, чтобы четко понимать, какого рода обязательства прини­маются: денежные или неденеж­ные, публичные или непубличные, нормативные или ненормативные.

Второе. Нужно знать и пони­мать Указания о порядке при­менения бюджетной классифи­кации Российской Федерации, действующие в текущем году. Ни в коем случае не пользовать­ся письмами Минфина России, разъясняющими положения ра­нее действовавших и уже утра­тивших силу приказов. Письма прошлых лет могут использовать­ся только для урегулирования во­просов с ревизорами при провер­ках соответствующих периодов.

Третье. Нужно разбираться в вопросах бухгалтерского уче­та, потому что применение бюд­жетной классификации во мно­гом зависит от порядка учета тех или иных операций. Без знания бухгалтерского учета разобрать­ся в бюджетной классификации сложно.

Уже не первый год Минфин России занимает позицию, что сам бюджетополучатель опреде­ляет, какие предметы относятся у него к материальным запасам, а какие — к основным средствам, естественно, руководствуясь нор­мами законодательства о бухгал­терском учете.

Главное — закрепить решение о порядке отнесения объектов к основным средствам или ма­териалам в учетной политике. Это позволяет, во-первых, обес­печить единообразие отражения в бухгалтерском учете аналогич­ных операций, следовательно, единообразие отнесения расходов на коды бюджетной классифика­ции. Во-вторых, в ходе проведения мероприятий финансового кон­троля обосновать свои действия и снять многие спорные вопросы.

- С1 января 2012 года, вероятно, будут действовать новые Указа­ния о порядке применения бюджет­ной классификации? Есть ли у них какие-то принципиальные отличия по сравнению с действующими в 2011 году?

- Да, будет издан новый при­каз, поскольку интегрировать в Указания № 190н все изме­нения, внесенные в бюджет­ную классификацию в течение 2011 года, неоправданно тру­доемко. В связи с тем, что 4 де­кабря 2011 года состоятся выбо­ры в Госдуму РФ, дано четкое указание — подготовить проект приказа уже к началу второго чтения федерального закона о федеральном бюджете. По сро­кам это примерно 17 ноября. Мы сделаем все возможное, чтобы уже в декабре разместить приказ на сайте и зарегистрировать его в Минюсте России до наступления нового финансового года.

Хочу успокоить читателей: в следующем году КОСГУ ме­няться не будет. В условиях вве­дения новых видов расходов для Российской Федерации и неко­торых субъектов РФ изменение КОСГУ может внести большое смятение в ряды как органов, осу­ществляющих кассовое обслужи­вание исполнения бюджетов, так и бюджетополучателей. Поэтому КОСГУ претерпит только неболь­шие "косметические" правки.

- В заключении нашей беседы что бы Вы пожелали нашим чита­телям в преддверии Нового года?

- Желаю душевного спокой­ствия в преддверии грядущих перемен и счастья в жизни! Что­бы был баланс между работой и отдыхом. Побольше свободного времени для общения с близки­ми. И встретить Новый год в теп­лой дружеской компании!

Источник: журнал "Финансовый справочник бюджетной организации", № 12-2011



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль