Как усовершенствовать систему оплаты труда

2433
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
За последние пять лет органами государственной власти и местного самоуправления было проведено реформирование систем оплаты труда, устанавливаемых в бюджетных учреждениях. Однако после вступления в силу Закона № 83-ФЗ появились новые механизмы правового регулирования деятельности учреждений, которые требуют внесения поправок в существующие правовые акты, определяющие системы оплаты труда.

Базовый оклад

Отраслевая система оплатытруда работников государственных и мунниципальных учреждений основана набазовых окладах (базовых должностных окладах), являющихся одновременно дополнительнойгарантией оплаты труда. Ниже этих окладов заработная плата быть не может!

В настоящее время базовыеоклады (базовые должностные оклады) до сих пор не установлены, а формулировкаст. 144 ТК РФ была изменена Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ, итеперь обязанность установления Правительством РФ базовых окладов (базовыхдолжностных окладов) стала его правом. Это сводит на нет практическое значениевведения в законодательство указанной отправной единицы расчета заработнойплаты работников учреждений.

На практике базовые оклады(базовые должностные оклады) превратились в минимальные оклады с неяснойправовой природой. Кроме того, в связи с несовершенством содержания профессионально-квалификационныхгрупп (далее — ПКГ), разработанных на федеральном уровне (это прежде всегопропуск должностей в ПКГ при наличии тех же должностей в квалификационныххарактеристиках), в отношении части работников работодатель вынужденустанавливать непосредственно должностные, а не минимальные оклады.

В основерасчета заработной платы работников учреждений лежит минимальный оклад,устанавливаемый по должностям, включенным в ПКГ. При отсутствии должностиработника в ПКГ, но наличии ее в соответствующих квалификационныххарактеристиках, работнику, замещающему указанную должность, локальным актом обоплате труда учреждения сразу устанавливается должностной оклад. Нормативныеправовые акты учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) не могутустанавливать конкретные размеры должностных окладов (ст. 135 ТК РФ).

Примерные (типовые) положения о системах оплаты труда

Традиционносистемы оплаты труда бюджетных учреждений, устанавливаемые работодателем черезпринятие локальных нормативных актов, заключение коллективных договоров исоглашений, основыва­ются на нормативных правовых актах учредителя или главногораспорядителя бюджетных средств, в ведении которого находятся учреждения.

Разработкаи принятие указанных нормативных правовых актов имеют два важнейшихпрактических значения:

  • они систематизируют нормы,регулирующие оплату труда работников отрасли (отсюда возникло название"отраслевая система оплаты труда");
  • они обеспечивают правовоеоснование для включения руководителями бюджетных учреждений новых, ранее непредусмотренных трудовым законодательством доплат и надбавок, финансовоеобеспечение которых будет осуществляться за счет средств соответствующегобюджета.

Несмотряна то что разработка и утверждение приказов учредителями и главнымираспорядителями бюджетных средств требует согласования с трехстороннимикомиссиями по урегулированию социально-трудовых отношений, министерствами иведомствами, курирующими вопросы экономики и оплаты труда, а также проведенияантикоррупционной экспертизы, процесс согласования приказов по сравнению сразработкой и утверждением нормативных правовых актов, имеющих более высокуююридическую силу (постановления Правительства РФ или субъектов РФ, указыПрезидента РФ и др.), не столь формализован.

Например, финорганы субъектовРФ и муниципальных образований не проводят экспертизы проектов приказовучредителей и главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающих системыоплаты труда (которые впоследствии детализируются самими учреждениями). Этопозволяет учредителям и главным распорядителям бюджетных средствсамостоятельно устанавливать системы доплат и надбавок, а также рекомендуемыеразмеры выплат работникам бюджетных учреждений.

Учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) включением в нормативный правовой акт, регулирующий оплату труда в отрасли, ранее не существовавших доплат и надбавок, обеспечивает легитимность их финансового обеспечения за счет бюджетных средств.

С точки зрения закона привступлении указанных приказов в силу* казна должнанайти средства, чтобы обеспечить все предусмотренные выплаты. Ухудшение(отмена выплат или уменьшение их размеров) уже установленных трудовым договоромусловий оплаты труда невозможно (ст. 135 ТК РФ).

Учредительили главный распорядитель бюджетных средств при установлении систем оплатытруда в рамках своего ведомства должен учитывать это обстоятельство и, с однойстороны, не стесняться улучшить условия оплаты труда работниковподведомственных учреждений, с другой стороны, делать это только при наличиивеских аргументов в пользу установления дополнительных надбавок и доплат,чтобы не посягнуть на финансовую стабильность отрасли и не испортить отношенияс финорганом.

* Как нормативные правовые акты,затрагивающие права и свободы граждан, они вступают в силу через 10 дней послеофициального опубликования.

Пример 1

В соответствии с законодательствомИркутской области примерные положения об оплате труда работниковгосударственных учреждений издаются главными распорядителями бюджетныхсредств.

Министерство культуры иархивов Иркутской области является главным распорядителем бюджетных средствдля учреждений культуры, включая образовательные учреждения культуры,учреждения архивного агентства Иркутской области (3 архивных учреждения) ислужбы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (1учреждение). При подготовке общего для учреждений культуры, архивов и службы примерного положениявыяснилось, что работникам архивных учреждений при уходе в ежегодныйоплачиваемый отпуск постановлением администрации Иркутской области от10.09.2007 № 178-па "Об утверждении положения об оплате труда работниковгосударственных областных архивов" (подлежит признанию утратившим силупри вступлении в силу примерного положения) была установлена выплата к отпускув размере двух должностных окладов.

В связи с тем что примерноеположение утверждается приказом министерства и является общим для всехподведомственных учреждений, а условия оплаты труда, установленные работникамдо вступления примерного положения в силу, не могут быть ухудшены, исключитьвыплату к отпуску работникам архивных учреждений из текста примерного положенияне представляется возможным. Но и сохранить ее в отношении только архивныхучреждений нельзя, поскольку это будет дискриминацией прав работников другихучреждений. Поэтому примерным положением министерства указанная надбавка былаустановлена для всех без исключения подведомственных учреждений.

Предельные размеры стимулирующих выплат: законно ли это

Законом № 83-ФЗ установленоправо бюджетных учреждений самостоятельно распоряжаться доходами от приносящейдоход деятельности. Эта норма имеет прямое отношение к финансовому обеспечениюоплаты труда работников бюджетных учреждений. Учреждение вправе направлять своидоходы на собственные нужды, в т. ч. на оплату труда своих работников.Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата не ограничивается максимальнымразмером.

Такимобразом, учредитель или главный распорядитель бюджетных средств при разработкенормативного правового акта, на основании которого учреждения будутразрабатывать собственные локальные документы (приказы, коллективные договорыи соглашения), определяющие систему оплаты труда бюджетного учреждения, недолжны устанавливать рекомендуемый максимальный размер стимулирующей выплаты.

Пример 2

Надбавка педагогическимработникам за дополнительную нагрузку, связанную с образовательным процессом(методическое обеспечение, классное руководство, руководство предметными комиссиямии проч.), до вступления в силу Закона № 83-ФЗ устанавливалась в размере от 5 до15% должностного оклада. Та же надбавка с учетом права бюджетного учреждениясамостоятельно распоряжаться собственными доходами будет устанавливаться вразмере не менее 5%.

Образовательное учреждение,имеющее "солидное" бюджетное обеспечение и собственные доходы, влокальном акте, регламентирующем оплату труда работников, установит предельныеразмеры указанной выплаты от 5 до 50% должностного оклада. Учреждение,финансовое обеспечение которого из бюджета носит в текущем финансовом годуостаточный характер, а доходы от платной деятельности невелики, установит размернадбавки от 5 до 15% должностного оклада. При этом в тексте нормативногоправового акта учредителя или главного распорядителя бюджетных средств надоуказать на право бюджетных учреждений направлять доходы от платной и инойприносящей доход деятельности на выплаты стимулирующего характера, а в текстелокального акта установить, что предельные размеры надбавок, установленныелокальным актом, максимальным размером не ограничиваются и при достиженииработником новых показателей результативности и качества исполнения трудовыхобязанностей подлежат пересмотру.

Необходимо понимать, что вобязательном порядке средствами бюджета будут обеспечиваться именно 5%,установленные нормативным правовым актом учредителя или главного распорядителябюджетных средств.

Оплата труда по приносящей доход деятельности

Практика Иркутской областисвидетельствует, что в переходный период, установленный Законом № 83-ФЗ, и впериод, связанный с установлением отраслевой системы оплаты труда учреждений вразличных отраслях экономической деятельности, бюджетные учреждениянаправляют свои доходы от приносящей доход деятельности на оплату трудаработников учреждений на основании положений об оплате труда попредпринимательской деятельности.

Следуетпонимать, что установленное федеральным законодательством право бюджетныхучреждений самостоятельно распоряжаться своими доходами не означает, чтоуказанные доходы являются собственностью учреждения. Они также учитываются припланировании бюджета, но обеспечиваются наполнением из иных источников.Распоряжение указанными доходами может ограничиваться федеральнымзаконодательством.

С другойстороны, любая (и основная, и иная) деятельность бюджетного учреждения должнасоответствовать целям его создания, в т. ч. деятельность, связанная сраспоряжением собственными доходами. По понятным причинам целью деятельностилюбого бюджетного учреждения нельзя объявить обеспечение благосостоянияработников и вывести это в самостоятельное направление финансового обеспеченияза счет доходов от приносящей доход деятельности. Но вполне допустимымявляется при наличии нормативных правовых актов, устанавливающих возможностьобеспечения стимулирующих выплат бюджетных учреждений за счет собственныхдоходов, направлять эти доходы учреждения на их увеличение.

Направление доходов учреждения на выплату заработной платы работников учреждения должно быть отражено в локальных актах учреждения, устанавливающих условия оплаты труда, коллективных договорах (соглашениях).

Подведем итог

В практике установления исовершенствования систем оплаты труда государственных и муниципальныхучреждений основной проблемой органов государственной власти и местногосамоуправления является нежелание ухода от старой, основанной на ЕТС системыоплаты труда, или непонимание возможностей такого ухода.

Чтобыобеспечить такую возможность, в разработку основных нормативных правовых актовотрасли, регулирующих оплату труда работников, необходимо положить тщательныйанализ нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на соответствующуюотрасль экономической деятельности субъекта РФ, муниципального образования.

Также сучетом специфики конкретного региона (муниципалитета) учредитель (главныйраспорядитель бюджетных средств) имеет право разработать свою, наиболее подходящуюи дополняющую проанализированную систему доплат и надбавок, которая позволитруководителю учреждения установить адекватные условия оплаты труда своихработников. Основной задачей учредителя (главного распорядителя бюджетныхсредств) является соблюдение пределов полномочий учредителя (главногораспорядителя бюджетных средств) и создание удобной правовой логическойконструкции, подлежащей конкретизации в локальном акте учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль