Расчет затрат на оказание услуг в социальной сфере

2802
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определяется на основе значений нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Основная сложность состоит именно в первоначальном определении данной величины ввиду отсутствия в учреждениях опыта ведения управленческого учета. Рассмотрим возможные направления решения этой проблемы с учетом отраслевой специфики.

Методы расчета

Для большинства учрежденийсоциальной сферы натуральные нормативы расходования ресурсов на оказание услуготсутствуют (исключение составляют учреждения здравоохранения). Это неозначает, что рассчитать стоимость оказания услуг в принципе невозможно, однакоиспользование нормативного метода расчета (в терминах действующегозаконодательства) в большинстве случаев затруднительно. Соответственно, можно говорить о двух оставшихсявариантах подходов к расчету:

  • расчет потребности в ресурсахна оказание единицы услуги "снизу" (на одного обучающегося, однукниговыдачу и т. д.);
  • распределение исторически сложившегося финансового обеспечениямежду оказываемыми услугами и их объемами и определение таким способомфактической стоимости оказания услуги конкретным учреждением по состоянию наопределенный момент. Конечно, первый вариант является экономически более обоснованным.

Однако наличие жестких бюджетных ограничений в сочетании с частымнедофинансированием учреждений (особенно на региональном и муниципальномуровне) приведут к тому, что расчетная потребность в ресурсах будет сильнопревышать возможности бюджета при высоких издержках даже на непосредственныйрасчет.

В связи с этим, по нашемумнению, на первом этапе наиболее рациональным решением является оценкафактически сложившихся затрат учреждений с последующим постепенным переходом(возможно, даже не во всех отраслях) к нормативному методу расчета или расчетуот потребности, что позволит обеспечить выравнивание финансирования однотипныхучреждений.

Нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнениемработы), на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле: Ct=C/Qt
где: Ct — нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием t-й государственной услуги;C —сумма затрат, непосредственно связанных с оказанием t-й государственной услугив отчетных периодах;Qt — объем оказания i-й государственной услуги.

В сущности, при использовании данного подхода расчетнормативных затрат представляет собой нормирование исторически сложившихсярасходов.

Для удобства и корректности дальнейшего использования полученных значений необходимо учитывать только расходы, носящие постоянный характер.

Предлагается не включать врасчеты затраты:

  • на осуществление капитального ремонта;
  • приобретение основныхсредств, за исключением объектов, приобретаемых на регулярной основе;
  • иные затраты, осуществляемыенерегулярно и составляющие значительную часть расходов учреждения;
  • бюджетные инвестиции;
  • содержание движимогоимущества, не отнесенного к категории особо ценного;
  • финансовое обеспечениеосуществления государственным (муниципальным) учреждением полномочий органаместного самоуправления по исполнению публичных обязательств, подлежащихисполнению в денежной форме.

Перечисленныерасходы могут финансироваться учредителем в форме субсидий на иные цели илииных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

Структура затрат на оказание услуги

Структура затрат на оказаниеуслуги в укрупненном виде довольно стабильна и включает расходы:

  • на оплату труда персонала;
  • приобретение материальныхзапасов;
  • приобретение основныхсредств;
  • приобретение услуг стороннихорганизаций;
  • иные затраты.

Определение нормативныхзатрат по ряду групп затрат обладает спецификой. В общем случае планируемыезатраты определяются как среднее арифметическое значение проиндексированныхфактических затрат по соответствующим группам затрат за два отчетных года. Принеобходимости данные затраты распределяются между государственными услугами,оказываемыми одним учреждением, и общехозяйственной деятельностьюпропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплатетруда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу, или на основанииэкспертной оценки распределения затрат между услугами и общехозяйственныминуждами.

В случае если в течение двухотчетных лет расходы по отдельным группам затрат не осуществлялись, планируемыезатраты по соответствующим группам затрат могут определяться исходя из ожидаемыхнатуральных потребностей, среднерыночных цен и т. д.

Следует учесть!

В ряде случаев затраты на оплату труда могут быть распределены напрямую, например, затраты на оплату труда профессорско-пре- подавательского состава в образо- вательных учреждениях. Зная ко- личество часов в год на одного обучающегося в соответствии с учебным планом, а также сред- нюю заработную плату преподава- теля в месяц и его загрузку, мы можем определить стоимость часа обучения в части затрат на оплату труда. За счет того, что учебные планы и образовательные стан- дарты, особенно в отношении учебных часов, соблюдаются в обязательном порядке, результаты такого расчета гарантированно бу- дут корректными и уложатся в те- кущее финансовое обеспечение.

Затраты на оплату труда. Размер затрат определяется всоответствии с действующей системой оплаты труда, штатным расписанием, принятымирешениями об изменении уровня оплаты труда, а также с учетом ожидаемогораспределения трудозатрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Длябольшинства учреждений данная группа затрат является основной и составляет до75% всех затрат учреждения. Соответственно, именно оплата труда будетсоставлять основу себестоимости государственной (муниципальной) услуги, азначит, к распределению данной группы затрат необходимо отнестись наиболеевнимательно.

Теоретически возможнораспределять трудозатраты между услугами и общехозяйственными нуждами вплотьдо уровня конкретного сотрудника, что гарантирует наименьшую математическуюпогрешность. Так, вся занятость конкретного работника может быть распределенамежду видами деятельности, в которых он участвует как на основе фотографиирабочего дня, так и на основе его собственной оценки. Распределив такимспособом трудозатраты всех сотрудников, можно определить распределение фондаоплаты труда между услугами, оказываемыми учреждением.

Общехозяйственные расходы. Структура затрат наобщехозяйственные нужды также более или менее стабильна и включает расходы:

  • на коммунальные услуги,содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • услуги связи;
  • обслуживание инженерныхсетей;
  • оплату трудаадминистративно-управленческого персонала;
  • уплату налогов, прочиерасходы.

Разработкаединой методологии определения нормативных затрат для нескольких отраслей идаже для всех учреждений одной отрасли невозможна. Проиллюстрируем это напримере различных видов учреждений культуры и образования.

Культура

Библиотеки. В библиотеках практическиотсутствует возможность получения доходов, следовательно, субсидия навыполнение государственного задания должна покрывать все расходы учреждений.Кроме того, велика вероятность отклонения фактических значений показателейобъема от плановых, что обусловлено наличием права граждан на бесплатноебиблиотечное обслуживание. Учреждение не может контролировать объемыпредоставления услуг в случае, если по каким-либо причинам сильно растет спросна услуги.

Театры имузеи. Втеатрах и музеях специфика обусловлена частичной платностью оказываемых услуг.Применительно к расчету нормативных затрат это означает, что в случае ихопределения исключительно за счет бюджетных средств значение может получитьсяминимальным и не иметь ничего общего с реальной себестоимостью услуги.

По нашемумнению, решить данную проблему можно с использованием следующей методикирасчета: первичный расчет полной себестоимости единицы услуги (как за счетбюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности) ипоследующее уменьшение получившегося размера субсидии на величину расходов засчет средств от приносящей доход деятельности. Несмотря на то что такаяметодика усложняет процесс расчетов, в интересах учреждения показыватьучредителю полную потребность в ресурсах. Так может быть снят риск дефицитаресурсов в случае резкого увеличения плановых объемов оказания услуг,фиксируемых в государственном задании.

Домакультуры. Прирасчете нормативных затрат важно учитывать существующие и потенциальные формыоказания услуг. Инструмент нормативных затрат в данном случае можетиспользоваться для оценки различных альтернативных форм оказания услуги и принятияэкономически обоснованного решения.

Образование и спорт

Специфика образовательныхучреждений связана с жестко регламентированным образовательным процессом.Подготовка обучающихся по разным специальностям часто сильно различается постоимости (за счет наличия индивидуальных занятий и в целом различий в учебныхпланах). В связи с этим усреднение до одного обучающегося представляется простымпри расчетах, но некорректным в части использования полученных значений. Более того,подготовка обучающихся разных годов обучения может существенно различаться посебестоимости, что приводит к необходимости расчета нормативных затрат на одногообучающегося одной специальности одного года обучения.

Спортивные школы также имеютряд особенностей. Зачастую достаточно проблематично сравнивать их между собойв силу уникальности. Каждый вид спорта предполагает наличие определенной материальнойбазы, которая не поддается сравнению. Для хоккейных школ и школ фигурногокатания обязательно наличие ледовой площадки, футбольные секции предполагаютналичие открытого и (или) закрытого поля. Данные особенности предполагаютразличные затраты на содержание базы. Есть виды спорта, для которых характерныбольшие разовые затраты на оборудование, которое в дальнейшем не скоропотребует новых вложений, например гребля.

Рядспортсменов могут числиться в конкретных школах, выступать от их имени, но приэтом тренироваться на других спортивных базах. Соответственно, если вспортивной школе структура учеников такова, что многие тренируются в другихместах, нормативные затраты будут крайне малы, но они не будут отражатьреальной себестоимости обучения спортсменов.

Распространение лучшей практики

Порезультатам работ по определению нормативных затрат на оказание государственных(муниципальных) услуг может быть выявлена лучшая практика управлениябюджетными ресурсами. Возможность и целесообразность распространениявыявленных эффективных подходов и решений зависит от возможности их внедренияв других учреждениях и специфики конкретных учреждений. В ходе анализанеобходимо сравнивать как непосредственно значения нормативных затрат(стоимость единицы услуги), так и структуру затрат на оказание государственнойуслуги, полученную в ходе определения нормативных затрат.

Использованиеинструмента нормативных затрат предполагает многогранную аналитическую работу,которая должна быть адаптирована под каждую отдельную сферу и каждый субъектРФ. Эта работа может быть основой не только для планирования объемов финансовогообеспечения учреждений, но и для дальнейшего принятия управленческих решений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль