Неэффективное использование бюджетных средств

35184
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
В актах ревизии проверяющие нередко указывают на неэффективное использование учреждением бюджетных средств. Проблема в том, что определение этого понятия в российском законодательстве отсутствует. Чем руководствуются контролеры, фиксируя в актах данное нарушение, какая ответственность может быть возложена на должностных лиц учреждения, расскажем далее.

Отсутствие методики – корень всех бед

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая научно обоснованная методика,содержащая четкие критерии для установления неэффективного использованияучреждениями бюджетных средств. Констатируя при проверках наличие подобных нарушений,должностные лица органов финансового контроля, по сути, формулируют своюсубъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактовфинансово-хозяйственной деятельности учреждения, которая может существенноотличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок другихэкспертов.

Ни административная, ни уголовная ответственность за неэффективное использование бюджетных средств не предусмотрена. Тем неменее указание на подобное нарушение в материалах проверок нередко становится основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности,принятия иных кадровых, организационных решений. Вот почему каждое решениеруководителя учреждения, связанное с расходованием денежных средств, должнобыть обосновано с экономической точки зрения, а по возможности подкрепленорасчетами.

Применение органами финансового контроля понятия "неэффективное использованиебюджетных средств", конечно же, небеспочвенно. Так проверяющие констатируют нарушение принципа результативности и эффективности использованиябюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ. Данный принцип означает, чтопри составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамкахустановленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимостидостижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средствили достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетомобъема средств.

В статье 34 БК РФ речь идет о любых расходах, осуществляемых за счет бюджетных средств, связанных в т. ч. с использованием имущества учреждения. Например, в качестве нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств может рассматриваться осуществление налоговых платежей, обусловленных закреплением за учреждением излишнего (неиспользуемого) имущества.

Что поможет в решении проблемы

В последние годы уполномоченными органами власти осуществляются планомерная разработка и внедрение современных методов оценки эффективности расходованияденежных средств в государственном секторе экономики. Основанием для этойработы, безусловно, является внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования. Ее актуальность существенно возросла в связи с формированием новых правоотношений между государственными (муниципальными) учреждениями и ихучредителями — деятельность все большего числа таких учреждений осуществляетсяна основе государственных (муниципальных) заданий, а не бюджетных смет.

Следует учесть!

В настоящее время  оценить эффективность использования бюджетных средств можно напрмер в отношении:
  • капитальных вложений - на основании Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58,
    - государственных контрактов - в соответствии с положениями Федерального закона № 44 -ФЗ;
    - расходов бюджетной организации - согласно  ст. 161 и 162  БК РФ (бюджетные средства расходуются на оплату товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами).

Все острее встает вопрос о разработке единой методики, позволяющей объективнооценивать качество выполнения государственных (муниципальных) заданий и,соответственно, эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых вкачестве финансового обеспечения для их выполнения. Внимание органовфинансового контроля неминуемо будет смещаться с вопросов целевого использования бюджетныхсредств на контроль достижения учреждениями запланированных результатов,результативности и целесообразности произведенных расходов. При этом обращаем вниамение, на то,сто  ни бюджетные, ни автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, и следовательно  требование о соблюдении закрепленного в ст. 34  БК РФ принципа эффективности к ним нельзя применить. К этому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении  от 01.12.2015 N 09АП-42351/2015, 09АП-42588/2015.

А что же суды?

Суды  неизменно указывают —факт неэффективного расходования бюджетных средств должен быть доказан(постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2011 по делу №А33-5340/2010, от 15.12.2010 по делу № А10-1132/2010, ФАС Поволжского округаот 15.02.2011 по делу № А57-6538/2010, от 18.06.2009 № А57-14429/2008, ФАСЗападно-Сибирского округа от 13.11.2008 № Ф04-6880/2008(15700-А70-23)).

Данная правовая позиция вполнеопределенно сформулирована в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетногокодекса Российской Федерации" (далее — постановление Пле­нума ВАС РФ №23). На необходимость ее применения указывают и специалисты уполномоченныхорганов власти (письмо Федерального казначейства от 17.03.2011 №42-7.4-05/9.4-180).

Вполне вероятно, что суды будут придерживаться подобной позиции и применительно к государственным (муниципальным) учреждениям, не являющимся участниками бюджетного процесса.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ № 23 приведено еще одно важное положение, которым в настоящее время руководствуются суды при оценке соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств: участники бюджетного процесса должны самостоятельно определять необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Самостоятельность их решений ограничивается только поставленными перед получателями бюджетных средств задачами и лимитами бюджетных обязательств, доведенными по определенным кодам бюджетной классификации (предельными объемами финансирования).

Методы оценки эффективности использования бюджетных средств

Ответ навопрос, каким образом контролеры могут обосновать факт неэффективного расходования бюджетных средств, постараемся найти в наиболее продуманнойразработке по рассматриваемой теме — Стандарте финансового контроля СФК 104"Проведение аудита эффективности использования государственныхсредств", утвержденном решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от09.06.2009 № 31К (668) (далее — Стандарт). Он разработан с учетом руководствапо аудиту эффективности, принятого в рамках Международной организации высшихорганов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ).

В пункте 3.1 Стандартаперечислены три параметра эффективности использования государственных средств:экономичность, продуктивность, результативность. При этом, учитывая спецификудеятельности проверяемой организации, могут оцениваться только отдельные изуказанных факторов.

Экономичность. Использованиесредств признается экономичным, если проверяемый объект достиг заданныхрезультатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или болеевысоких результатов с использованием заданного объема государственных средств(относительная экономия) (п. 3.2 Стандарта).

Вкачестве способов проверки экономичности расходов в Стандарте приводятся:

  • проверка и анализ источникови способов приобретения необходимых ресурсов (например, проведение конкурсов);
  • сравнение затраченныхобъектом проверки средств на приобретение ресурсов с аналогичными показателямипредыдущего периода или с показателями других организаций;
  • проверка наличия возможностиболее экономного и рационального способа использования ресурсов в существующихусловиях хозяйствования.

Продуктивность. Использование средств можетбыть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицупроизведенной продукции (оказанной услуги) или объем произведенной продукции(оказанной услуги) на единицу затрат будут равны или меньше соответствующихзапланированных показателей (п. 3.3 Стандарта).

Дляоценки продуктивности использования денежных средств применяются:

  • плановые и фактическиерезультаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующихколичественных показателях;
  • нормативы бюджетных расходовна оказание государственных (муниципальных) услуг (иные подобные нормативы);
  • сравнение фактически полученных соотношений междузатратами и результатами с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектомв предшествующий период, или же с соотношениями между затратами и результатамив других организациях, осуществляющих деятельность в проверяемой сфереиспользования бюджетных средств (при отсутствии нормативов).

Результативность. Согласно п. 3.4 Стандартарезультативность использования средств определяется путем оценки:

  • экономическойрезультативности (путем сравнения достигнутых и запланированных экономическихрезультатов использования средств или деятельности объектов, которые выступаютв виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции иоказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.));
  • социально-экономическогоэффекта (на основе анализа степени достижения установленныхсоциально-экономических целей — осуществляется оценка того, как экономическиерезультаты использования средств оказали влияние на удовлетворение потребностейэкономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей,т. е. тех, в чьих интересах были использованы средства).

Важный нюанс

В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий (п. 3.5 Стандарта).

Из практики контрольно-ревизионной работы

Анализрезультатов контрольно-ревизионной работы, проводящейся в публично-правовыхобразованиях, а также судебной практики позволяет разделить нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств на следующие группы.

  1. Неприменение правовых механизмов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ и направленных на повышениеэффективности использования бюджетных средств, защиту интересов заказчиков отрисков, связанных с действиями недобросовестных контрагентов. например -неприменение предусмотренных контрактом штрафных санкций за нарушение сроков окончания работ.
  2. Расходование бюджетныхсредств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но приполучении требуемого результата.
  3. Расходование бюджетныхсредств без достижения требуемого (заявленного) результата.
  4. Приобретение моральноустаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сприменением морально устаревших технологий (методов).
  5. Необоснованное накопление насчетах (лицевых счетах) остатков денежных средств.
  6. Перечисление денежных средств(авансов) тем контрагентам, по которым в учете учреждений числится непогашеннаядебиторская задолженность. И наоборот, непогашение учреждениями вустановленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующихденежных средств.
  7. Невозмещение сторонними потребителями коммунальных услуг эксплуатационных расходов учреждению. Здесь имеется в виду, что при сдаче временно свободного имущества в договоре аренды (отдельном договоре) следует прописать обязанность возмещения арендатором эксплуатационных расходов, которые несет учреждение. Это расходы по уборке помещений, в том числе вокруг здания, где арендуется помещение, по охране и др. Размер компенсации эксплуатационных расходов определяется исходя из доли арендуемой площади в общей площади здания (помещения), в котором размещается учреждение. Как показывают результаты проверок, арендодатели не всегда требуют компенсации таких расходов с арендатора.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль