Как учесть наличную выручку?

1906
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Несмотря на разъяснения Минфина России и Казначейства России поток вопросов по осуществлению казенными учреждениями приносящей доход деятельности не иссякает. Проблема кроется в непонимании норм законодательства. А отчасти и в несовершенстве законодательной базы. В данном материале разъясним основной регламент и особенности приносящей доход деятельности детально.

Нормативное регулирование

Для начала рассмотрим основные нормы законодательства РФ о приносящейдоход деятельности. Итак:

  1. право казенных учреждений на осуществление приносящейдоход деятельности отражено в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БКРФ);
  2. с 1 января 2012 г. в соответствии с положениями пп. 7,8, подп. 2 п. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ вся выручка казенных учреждений отприносящей доход деятельности в обязательном порядке подлежит зачислению вдоход соответствующего бюджета.Ранее подобный порядок уже действовал в ряде субъектов РФ (в рамках норм ст. 41 БК РФ);
  3. в соответствии с изменениями,внесенными Законом № 83-ФЗ в ст. 41 и ст.51 БК РФ, вся выручка отприносящей доход деятельности включается в состав неналоговых доходов бюджета вполном объеме (ранее БК РФ требовал сначала уплатить налоги с доходов и толькозатем включать выручку в состав доходов бюджета);

Если приносящая доход деятельность казенных учреждений подлежит налогообложению, то налоги необходимо будет уплачивать за счет средств бюджетных ассигнований.

согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) на основании Закона № 83-ФЗ (ст. 16), в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, не входят доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций; выручка казенных учреждений может быть направлена на возмещение расходов, связанных с осуществлением такой деятельности. Возможность увязать расходы, связанные с осуществлением приносящей доход деятельности, с доходами, полученными от нее, отражена в ст. 35 БК РФ. Такой порядок может быть установлен в рамках соответствующего закона о бюджете. Согласно положениям Закона № 83-ФЗ (п. 22 ст. 30) главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Такое же мнение выражено в письме Минфина России от 20.06.2011 № 02-03-06/2736.

Таким образом, нормативныедокументы показывают, что приносящая доход деятельность для казенных учрежденийвозможна. Так же как у казенных учреждений есть и возможность использоватьвыручку от приносящей доход деятельности для покрытия расходов на ееосуществление. По аналогии с действующим уже не один год порядком работы сдоходами от аренды имущества.

Переход к новому порядку работы с доходами от приносящей доход деятельности

Посколькус 1 января 2012 г. вся выручка казенных учреждений в обязательном порядкедолжна будет попадать в доход бюджета, они не смогут ее самостоятельно расходовать.Следовательно, у казенных учреждений не будет кассовых расходов по источникуфинансирования 2.

Главное

Для казенных учреждений не отменена обязанность уплачивать:

1налог на прибыль с внереализационных доходов, таких как: излишки товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации; оприходование товарно-материальных ценностей от ликвидации основных средств; списанная кредиторская задолженность;

2налог на прибыль с целевых средств, использованных не по целевому назначению;

3налог на добавленную стоимость – на общих основаниях.

А это значит, что отчет о принятых расходных обязательствах по приносящейдоход деятельности (ф. 0503138) не будет заполняться ввиду отсутствия данных.Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности(ф. 0503137) либо будет заполняться только в части доходов, либо данных для егозаполнения вообще не будет.

В виду того что с 1 января2012 г. у казенных учреждений не может быть расходов по коду источникафинансирования 2, вся кредиторская задолженность (кроме авансов от заказчикови покупателей на счетах 2 205 00 000) по данному коду должна быть перенесена накод источника финансирования 1.

Аналогично по состоянию на 1января 2012 г. должна быть перенесена на код источника финансирования 1 всядебиторская задолженность с кода 2 (кроме дебиторской задолженности покупателейи заказчиков на счетах 2 205 00 000, и задолженности на счетах расчетов понедостачам 2 209 00 000). Также по состоянию на 1 января 2012 г. должны бытьперенесены на код источника финансирования 1 все остатки нефинансовых активовс кода 2.

Принимать или не принимать?

Пока еще не закреплена назаконодательном уровне процедура отражения в учете операций по зачислениювыручки от приносящей доход деятельности в доход бюджета.

В первую очередь у бухгалтероввозникают вопросы с наличной выручкой от приносящей доход деятельности после 1января 2012 г. Есть мнение, что казенное учреждение не может принимать выручкув кассу, а покупатель платных услуг (продукции, работ) должен через банквносить деньги напрямую на счет бюджета. Однако это не соответствует нормамзаконодательства. Ни БК РФ, ни Закон № 83-ФЗ не содержат подобных положений.

Ответ на вопрос о возможностипринятия казенным учреждением наличной выручки от приносящей доходдеятельности содержится в совместном письме Минфина России и Федеральногоказначейства от 02.06.2011 № 02-03-06/2530. В данном письме подробно описанперечень организационных мероприятий, обеспечивающих возможность принятияказенным учреждением выручки от платных услуг и порядок проведения операцийсдачи наличной выручки в доходы бюджета органами казначейства.

Администрирование доходов от приносящей доход деятельности

В рассматриваемом выше письмеговорится о том, что в установленном порядке должен быть определенадминистратор (администраторы) соответствующих доходов бюджета от приносящейдоход деятельности. В соответствии со ст. 20 и ст. 184.1 БК РФ переченьглавных администраторов доходов бюджета, а также перечень закрепленных за нимивидов (подвидов) доходов бюджета утверждаются законом (решением) осоответствующем бюджете. Согласно действующему законодательству (п. 4 ст. 161.1БК РФ, постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 99) казенныеучреждения, относящиеся к федеральному уровню бюджета, могут быть наделеныполномочиями адми­нистраторов доходов федерального бюджета от осуществляемойими приносящей доход деятельности. Аналогичные возможности, как правило, предоставляети законодательство субъектов РФ и муниципалитетов.

В зависимости от направленийосуществляемой казенными учреждениями приносящей доход деятельности они могутбыть наделены полномочиями администраторов доходов:

  • от оказания платных услуг, выполнения работ, реализациитоваров и готовой продукции - в рамках деятельности, отражаемой по кодудоходов 130 КОСГУ (код вида доходов 1 13 00000 00);
  • от реализации имущества - в рамках деятельности,отражаемой по кодам доходов 410, 420, 430, 440 КОСГУ (код вида доходов 1 1400000 00);
  • от прочихненалоговых доходов - в рамках деятельности, отражаемой по коду доходов 180КОСГУ (код вида доходов 1 17 00000 00). Очевидно, что казенное учреждение,администрирующее доходы от приносящей доход деятельности, также следуетнаделить полномочиями администратора невыясненных поступлений.

В соответствии с нормами ст.35 БК РФ в рамках закона о бюджете можно предусмотреть увязку расходов казенныхучреждений, осуществляющих приносящую доход деятельность, с доходамиучреждений от этой деятельности, поступившими в бюджет. Аналогичный принцип действует,когда поступившие в доход бюджета доходы от аренды используются дляпредоставления учреждению-арендодателю дополнительного бюджетногофинансирования.

В частности, если приносящаядоход деятельность казенного учреждения подлежит налогообложению, необходимопредусмотреть для этого учреждения бюджетные ассигнования на уплатусоответствующих налогов, поскольку изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ в НКРФ, не освободили казенные учреждения от обязанностей налогоплательщиков.

НДС учреждению придется уплачивать самостоятельно, если:

  • оно оказывает населению платные услуги (выполняет работы, реализует готовую продукцию, товары);
  • реализация услуг (работ, товаров) производится за наличный расчет с приемом выручки в кассу; указанные доходы облагаются НДС.

Если же заказчиками (покупателями) являются юридические лица, то они могут уплатить НДС непосредственно в бюджет как налоговые агенты.

Сдача наличной выручки

В соответствии сразъяснениями, приведенными в письме Минфина России и Федерального казначействаот 02.06.2011 № 02-03-06/2530, сдача наличной выручки казенного учреждения отприносящей доход деятельности осуществляется в стандартномпорядке по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001).

При этом в поле «Источникпоступления», кроме наименования вида средств (средства от приносящей доходдеятельности) и кода источника поступления наличных денег, также указываетсякод доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, по которомувносимые средства подлежат отражению на лицевом счете администратора доходов поприносящей доход деятельности, открытом в органе Федерального казначейства.

Выручка сдается в учреждение банка на соответствующиесчета 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям». На основаниикодов доходов бюджетов, указанных в объявлении на взнос наличными (ф. 0402001),орган казначейства производит перечисление сданной выручки со счета 40116 насоответствующий счет бюджета. По каждому произведенному перечислению органыказначейства формируют справку в трех экземплярах. Третий экземпляр справкиприлагается к выписке из соответствующего лицевого счета администраторадоходов бюджета, представляемой органом казначейства администратору доходов поприносящей доход деятельности.

Отражение в учете операций с наличной выручкой

К сожалению, в письме МинфинаРоссии и Федерального казначейства от 02.06.2011 № 02-03-06/2530 отсутствуетсхема бухгалтерских проводок для отражения операций с наличной выручкой в учетеи порядок отражения ее в отчетности. Единственно, что можно утверждать, - сдачаналичной выручки от приносящей доход деятельности должна формироваться с использованиемсчета 0 210 03000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежнымсредствам», поскольку именно этот счет является отражением в учете банковскогосчета 40116.

Проблема заключается в том,что выручку учреждение отражает по коду источника финансового обеспечения 2,расчеты с заказчиками (покупателями) должны вестись также по коду 2. А в итогедолжен получиться доход бюджета по дебету счета 1 210 02 100 «Расчеты сфинансовым органом по поступлениям в бюджет», т. е. по коду источникафинансового обеспечения 1. У этой проблемы может быть два решения.

До утверждения соответствующего порядка учета в установленном порядке приведенные далее проводки являются только предположением, основанном на общих принципах бюджетного учета и плане счетов, утвержденном Инструкцией № 157н.

Вариант 1 - по аналогии с учетом доходов от сдачи в аренду имущества.

Вотношении этих доходов применяется порядок поступления и расходования, который с 1 января 2012 г. будет распространен навсе виды приносящей доход деятельности казенных учреждений с зачислениемдохода от аренды в доход бюджета и использованием затем полученных доходов длядополнительного финансирования.

Доходы от сдачи имущества варенду отражаются в учете по коду вида финансового обеспечения 1, как будтосдача в аренду - это бюджетная деятельность.

Если все доходы казенныхучреждений от приносящей доход деятельности, так же, как и доходы от аренды,будут считаться бюджетной деятельностью и отражаться в учете по коду источникафинансового обеспечения 1, тогда, очевидно, код источника финансирования 2вообще уйдет из практики учета казенных учреждений. Что потребует изменения вформах отчетности. Учет по этому варианту будет выглядеть следующим образом (на примере доходов от платных услуг):

Аналогичная схема проводок может быть применена, если доходы от приносящей доход деятельности поступают безналичным путем. Таким способом сейчас учитываются расчеты по поступлению доходов от аренды имущества.

Вариант 2.

Возможен и такой порядок учета, когда все операции по начислению дохода и задолженности дебиторам по поступлению выручки от приносящей доход деятельности, отражаются в учете с кодом источника финансирования 2. А затем, по поступлении выручки в доход бюджета, расчеты по коду источника финансирования 2 закрываются на счет доходов 2 401 10 100, и доходы бюджета отражаются уже по коду источника финансирования 1.

Проводки, приведенные вданной таблице, составлены таким образом, что после зачисления выручки отприносящей доход деятельности в доход бюджета, все расчеты по коду источникафинансового обеспечения 2 закрываются в ноль, финансового результата по коду 2нет. Но начисляется доход по коду источника финансового обеспечения 1.

Возможность примененияаналогичной схемы проводок для ситуации, если доходы казенных учреждений отприносящей доход деятельности будут поступать безналичным путем, зависит оттого, каким образом финансовыми органами и органами казначейства будутпроизводиться операции с доходами по указанной деятельности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 36.36%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.73%
  • Над налоговой отчетностью 9.09%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль