Закупка медицинского оборудования: актуальные изменения

1945
 Андреева М.А.
Главный специалист-эксперт отдела регулирования государственных и муниципальных закупок Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России
На закупку высокотехнологичного медицинского оборудования из федерального бюджета выделяются значительные средства. Зачастую по этой причине при размещении заказов на медицинское оборудование допускаются серьезные нарушения. О том, какие меры приняты уполномоченными органами власти для предотвращения коррупции и повышения эффективности расходов в этой сфере, расскажем в статье.

Нарушения и пути их устранения

В целяхконтроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупокмедицинского оборудования для государственных и муниципальных нуждГенпрокуратурой России была проведена проверка расходования региональнымиорганами власти в 2008— 2010 гг. бюджетных средств на закупки медоборудования,в т. ч. компьютерных томографов, ангиографических систем, диагностическихкомплексов для ультразвуковых исследований и т. п.

Врезультате проверки было установлено, что в рамках реализации мероприятий, направленныхна совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим придорожно-транспортных происшествиях и больным с сосудистыми заболеваниями,Минздравсоцразвития России предоставило регионам 10 млрд руб. субсидий назакупку высокотехнологичного медицинского оборудования. В итоге было закуплено1244 единицы медицинской техники, в т. ч. 150 компьютерных рентгеновскихтомографов на сумму 6,23 млрд руб. При этом в большинстве регионовоборудование приобретено по ценам, в 2—3 раза превышающим цены производителей.

Пример 1

При стоимости у разных производителей (Philips, Toshiba, Hitachi, Siemens, General Electric) 16-срезовых томографов в размере 16-20 млн руб. и 64-срезовых - 28-40 млн руб. в зависимости от комплектации аналогичное оборудование закуплено органами власти по цене 30-50 млн руб. и 60-90 млн руб. соответственно. Сумма излишне уплаченных из федерального бюджета денежных средств в результате закупки региональными органами власти томографов по завышенным ценам составила около 3 млрд руб., которые могли пойти на приобретение почти такого же количества медицинского оборудования.

В ходе других проверок помимо рассмотренного выше были выявлены следующие нарушения. В первую очередь, формирование заказчиками технического задания в документации о торгах таким образом, который исключает возможность участия в торгах компаний, производящих конкурентоспособную продукцию.

Пример 2

При организации закупок компьютерных томографов в документацию включались требования к техническим характеристикам, являющиеся уникальными только для продукции производства компаний Toshiba либо General Electric. Госзаказчики в 2009 и 2010 гг. формировали техническое задание в документации о торгах на закупку медоборудования так, чтобы исключить возможность участия в торгах компаний, выпускающих конкурентную продукцию.

Разработка типовых контрактов, в т. ч. типовых контрактов по осуществлению госзакупок медоборудования, которые должны включать сведения о технических требованиях к закупаемому высокотехнологичному медицинскому оборудованию в увязке с реальными потребностями и профилем медицинской организации, а также сведения о требованиях к его сервисному обслуживанию, будет способствовать повышению качества закупаемого оборудования.

Следует учесть!

Перечень необходимых к разра- ботке типовых контрактов подго- товлен с учетом предложений фе- деральных органов исполнитель- ной власти. Предметы типовых государственных контрактов рас- пределены между федеральными органами исполнительной власти исходя из их полномочий в сфере нормативно-правового регулиро- вания. Типовые контракты утвер- ждаются правовыми актами феде- ральных органов исполнительной власти, ответственных за их раз- работку, по согласованию с Мин- экономразвития России, Минфи- ном России и ФАС России. В целях повышения качества за- купок медоборудования типовые контракты должны включать условия о необходимости детали- зации в проектах контрактов га- рантийных обязательств постав- щика, в частности профилактиче- ского обслуживания медицинско- го оборудования (минимум – раз в год), бесплатных ремонтных ра- бот, связанных с устранением не- исправностей медицинского обо- рудования, бесплатной замены вышедших из строя узлов обору- дования, наладки оборудования.

Следующим выявленным при проверках нарушением сталовключение в состав лотов вопреки ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-Ф3 "О защите конкуренции" оборудова­ния, технологически ифункционально не связанного с предметом торгов.

Следуеттакже отметить, что сфера поставок медицинского оборудования привлекаетзначительное количество посредников, каждый из которых вправе устанавливатьцену на оборудование по своему усмотрению, что приводит к его значительномуудорожанию.

Кроме того, анализ эффективности использования закупленныхкомпьютерных томографов, проведенный Росздравнадзором, показал, что этавысокотехнологичная и дорогостоящая техника не загружена в полном объеме. Вряде регионов установлено отсутствие в лечебных учреждениях лицензии на осуществлениемедицинской деятельности, подготовленных помещений для установки оборудования,санитарно-эпидемиологических заключений на право эксплуатации рентгеновскогооборудования, необходимой профессиональной подготовки медицинских работников,а также сертификатов для работы на рентгеновском оборудовании.

Серьезнойпроблемой стало отсутствие должного обслуживания закупленных компьютерныхтомографов. Торги на сервисное обслуживание томографов, как правило,выигрывают фирмы, предложившие наименьшую цену, но не обладающие зачастуюквалификацией, опытом и базой для оказания данных услуг.

Пример 3

На рынке России эксплуатируется более 12,5 тыс. единиц высокотехнологичного медицинского оборудования иностранного производства, в т. ч. около 800 рентгеновских компьютерных и магниторезонансных томографов компаний General Electric, Toshiba, Philips и Siemens. При этом на сервисном обслуживании перечисленных компаний находится только около 5% аппаратов.

Припроведении открытых аукционов в электронной форме обеспечивается максимальныйуровень конкуренции, а также минимизируется возможность для сговора участниковаукциона за счет конфиденциальности их участия — ключевого правила проведенияоткрытых аукционов в электронной форме.

С 1января 2011 г. заказчики обязаны размещать информацию о закупках наобщероссийском официальном сайте, а о заключенных по итогам проведения торгов,запросов котировок контрактах — в Едином реестре государственных имуниципальных контрактов. Введение в действие общероссийского сайта и реестрапозволяют обеспечить единый формат представления информации о размещениизаказов, единую систему поиска информации, в т. ч. для целей аналитики иподготовки к торгам по аналогичным заказам.

Указанныемеры предприняты с целью повышения прозрачности торгов и расширениявозможностей для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов, атакже с целью обеспечения достаточного контроля за размещаемой информацией состороны контролирующих органов. Они позволяют отслеживать устанавливаемыезаказчиками начальные (максимальные) цены контрактов и цены контрактов,сформировавшиеся по результатам проведения торгов, запросов котировок, а такжеотслеживать снижение начальных (максимальных) цен контрактов.

Способы повышения эффективности расходования бюджетных средств

Формированиефедеральной контрактной системы. Повышению эффективности бюджетных расходов, а такжеповышению качества закупаемого медицинского оборудования, исключению сговораучастников торгов и заказчиков путем установления требований под конкретныхпроизводителей медицинского оборудования должно способствовать формированиекомплексной федеральной контрактной системы (далее — ФКС). Необходимость еесоздания включена в Программу по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденную распоряжениемПравитель­ства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.

В соответствии с Программой вцелях формирования нормативного правового регулирования стадии планированиязакупок при создании ФКС предлагается установить порядок:

  • определения объема и структурыгосударственных (муниципальных) нужд, в т. ч. в натуральном выражении, исходяиз расчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных)услуг и выполнения функций;
  • установления по наиболеекрупным объектам государственных (муниципальных) закупок перечня товаров, работи услуг, необходимых для обеспечения федеральных государственных (муниципальных)нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • определения начальных ценпродукции для разных ее типов;
  • проведения мониторинга цен, предметовзакупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.

Централизованноеразмещение заказа. С целью рационального и эффективного использованиявыделяемых средств федерального бюджета Правительство РФ считает целесообразнымв рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" ифедеральных целевых программ рассмотреть возможность осуществления с 2012 г.централизованного размещения заказов на поставки высокотехнологичного,дорогостоящего, сложного в изготовлении медицинского оборудования, пересмотревмеханизм выделения субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Централизованное размещениезаказа на поставку больших объемов медицинского оборудования позволит:

  • проводить государственномузаказчику до начала процедуры размещения заказа конъюнктурную проработку ипереговоры с ведущими производителями медицинского оборудования с цельюопределения адекватной начальной (максимальной) цены государственногоконтракта;
  • заключать государственныеконтракты непосредственно с ведущими производителями или их официальнымипредставителями, выбирая наиболее надежных поставщиков с обеспечением гарантийногообслуживания приобретенного оборудования, исключая участие фирм-однодневок.

Особый порядок формированияначальных цен контрактов. Закон № 94-ФЗ предусматривает право Правительства РФустанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (ценлотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен вдокументацию о торгах, в извещение о проведении запроса котировок, в т. ч.устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ,услуг.

В целяхустановления начальной (максимальной) цены контракта для медицинскогооборудования принято постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 881"О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (ценлотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения вдокументацию о торгах на поставку такого оборудования".

Данноепостановление устанавливает Правила формирования начальных (максимальных) ценконтрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей ихвключения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, в т. ч.закрытый перечень источников информации о ценах на него. Установлениеуказанных Правил направлено на сокращение рисков искусственного завышенияначальных (максимальных) цен заказчиками.

Такимобразом, принятие постановления, устанавливающего Правила формированияначальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) для целей их включения вдокументацию о торгах, запрос котировок на поставку медицинского оборудования,должно повысить ответственность заказчика при формировании начальной(максимальной) цены контракта, а также привести к сокращению количества случаевзавышения начальной (максимальной) цены контракта. Это позволит достигнутьсоответствующей экономии при размещении заказов на поставку медицинскогооборудования.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль