Типовые нарушения процедуры проведения конкурсов

1540
 Чеснов К.В.
Адвокат Московской коллегии адвокатов “ГРАД”
Бюджетные и казенные учреждения могут выступать как заказчиками, так и участниками размещения заказов, а автономные учреждения могут быть только участниками. Независимо от того, в какой роли выступает учреждение, ему необходимо знать о наиболее распространенных нарушениях, содержащихся в конкурсной документации. Подобная осведомленность поможет заказчику избежать претензий контролеров, а участнику – уверенно чувствовать себя на рынке госзаказа и эффективно отстаивать свои права.

Кто и когда может обжаловать действия заказчика

Преждевсего участнику размещения заказа следует знать порядок обжалования действий(бездействия) государственного заказчика.

Большинствупоставщиков хорошо известно, что они могут отстаивать свои права в суде илиантимонопольной службе в том случае, если заявка на участие в конкурсе ужеподана или торги проиграны. Правда, в этом случае обращение в суд вряд листоит рассматривать как реальную возможность повлиять на ситуацию, ведь делопродлится около года, а проблему нужно решить в считанные дни. А вот подачажалобы в ФАС России, действительно, может оказаться для участника размещениязаказа действенным инструментом защиты своих прав. Согласно ч. 3 ст. 60 Закона№ 94-ФЗ такая жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней со дняпоступления.

Однако мало кто знает, чтоподавать жалобу на действия (бездействие) государственного заказчика можно идо подачи заявки. На практике в этом случае заявителю приходится долгодоказывать антимонопольной службе факт нарушения его прав и законных интересовна этапе подачи заявок, ведь его права, по сути, пока не затронуты.

Тем неменее в соответствии со ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документацияразрабатывается и утверждается заказчиком. И если заказчик утвердил конкурснуюдокументацию, не соответствующую требованиям, то она будет препятствоватьреализации поставщиком своего права на участие в данном конкурсе, ведь он несможет подать заявку на участие, удовлетворяющую нормам законодательства.

Согласноч. 1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет правообжаловать действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие)нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время размещения заказа. При этом если обжалуемые действия (бездействие) совершены до окончания сроков подачи заявок на участие в конкурсе, то подать жалобу вправе любой участник размещения заказа, в т. ч. и не подававший заявки на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 57 Закона № 94-ФЗ).

Такимобразом, обжалование действий (бездействия) несговорчивого или очевидноангажированного заказчика возможно любым лицом вне зависимости от факта подачиим заявки на участие в конкурсе. Не надо дожидаться начала вскрытия конвертов,а следует сразу идти с жалобой в ФАС России. Причем чем раньше это случится,тем больше вероятность того, что при рассмотрении жалобы антимонопольнаяслужба встанет на сторону участника размещения заказа.

Важный нюанс

Не в пользу поставщика будет свидетельствовать тот факт, что он подал жалобу на действия (бездействие) заказчика за пару дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, в то время как конкурсная документация уже больше месяца находилась в открытом доступе на официальном сайте.

Такие требования законодательством не предусмотрены!

В соответствии с ч. 4 ст. 11Закона № 94-ФЗ заказчик не вправе устанавливать требования к участникамразмещения заказа, не предусмотренные данной статьей.

Так, не допускается включатьв конкурсную документацию требо­вания к участнику размещения заказа о наличии унего трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара,поставка которого является предметом контракта (выполнения работ, оказанияуслуг, являющихся предметом контракта) (ч. 2.1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ).

Следует учесть!

Как правило, при доказывании им- перативности перечисленных тре- бований используется следующая логика. Подавая заявку на участие в конкурсе, каждый поставщик бе- рет на себя обязательство испол- нить контракт в соответствии с требованиями конкурсной доку- ментации. В конкурсной докумен- тации установлено, что представ- ление участником размещения за- каза документов с отклонением от установленных в ней форм рас- ценивается как несоответствие за- явки требованиям, предусмотрен- ным конкурсной документацией. Таким образом, заказчиком уста- новлены незаконные требования к участникам размещения заказа, которые не предусмотрены дей- ствующим законодательством и на- рушают их права.

Однакозаказчиками часто предъявляются следующие незаконные дополнительныетребования:

  • о наличии у участника размещения заказа лицензии ФСБ России на допуск кгосударственной тайне в случаях когда поставка товара (выполнение работ,оказание услуг) никак не связана с использованием сведений, составляющихгосударственную тайну (см. решение ФАС России от 11.06.2011 по делу № 1129/11);
  • о выделении длясотрудничества с заказчиком конкретного менеджера участника размещения заказа;
  • о запрете на привлечениеучастником размещения заказа соисполнителей или о получении на этописьменного согласия заказчика. В отношении данного требования уже сложиласьустойчивая практика ФАС России (см. решения ФАС России от 25.09.2008 по делу №К-286/08, от 06.12.2007 по делу № К-340/07, от 19.04.2011 по делу № Л-685/11);
  • о соответствии предметуконкурса основных    видов деятельностиучастника размещения заказа.

Перед подачей жалобы участнику размещения заказа необходимо убедиться, чтотребования, установленные в конкурсной документации, носят обязательныйхарактер. Указание же на их диспозитивность, на желательность соответствияучастника размещения заказа таким требованиям нивелирует их юридическое значениев целях обжалования положений конкурсной документации.

Требования к составу заявки

Согласноч. 4 ст. 25 Закона № 94-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника размещениязаказа иные документы и сведения, кроме предусмотренных данной статьей.

Однакозаказчиком зачастую устанавливаются следующие незаконные требования к составусведений и документов, представляемых участником размещения заказа:

  • о приложении к заявке копийвсех входящих в нее документов, о предоставлении заказчику электронных копийвсех документов на диске;
  • о представлении в составезаявки образца товара с целью подтверждения гарантий его качества. Однакосогласно ч. 3.1 ст. 25 Закона № 94-ФЗ предоставление в заявке образца товара,на поставку которого размещается заказ, является исключительно правомучастника;
  • об обязанности участникаразмещения заказа в случае понижения начальной цены контракта более чем на 20%представить доказательства отсутствия демпинга цены или экономическиобосновать такое снижение (см. решения ФАС России от 01.07.2008 № К-186/08, от03.07.2008 № К-187/08, от 03.07.2008 № К-188/08, от 07.07.2008 № К-194/08);
  • об обязательном представленииучастником размещения заказа копий документов о членстве в профессиональныхобъединениях, а также документов, подтверждающих наличие в штате такогоучастника определенного количества специалистов;
  • о представлении копийгосударственных контрактов с заказчиками со сходным предметом контракта;
  • о представлении участникомразмещения заказа калькуляции стоимости работ, услуг или состава предметовпоставки. Однако согласно Закону № 94-ФЗ заказчик обязан установить вконкурсной документации общую начальную цену контракта (цену лота), котораявключает все расходы участника размещения заказа. Таким образом, включая вконкурсную документацию условие о представлении расчета цены государственногоконтракта, заказчик нарушает требования Закона № 94-ФЗ. Указанные выводы подтверждаютсямногочисленными решениями ФАС России (см. решения ФАС России от 24.09.2008 поделу № К-284/08, от 29.05.2008 по делу № К-140/08, от 17.04.2008 по делу №К-086/08, от 29.01.2008 по делу № К023/08, от 17.12.2007 по делу № К-350/07, от21.09.2010 по делу № Л-849/10);
  • о непревышении общего объемазаявки определенного количества страниц.

Еслиданные требования заказчика носят обязательный характер, то их включение вконкурсную документацию является незаконным и нарушает права участниковразмещения заказа.

Изменение объема поставок (работ, услуг)

Одним из типичных нарушений,допускаемых заказчиками, является включение в конкурсную документацию условияо возможности одностороннего изменения объема поставки (работ, услуг). Какправило, это связано с тем, что заказчик не до конца уверен в своих будущихпотребностях. Тем не менее такая оговорка нарушает права и интересы участниковразмещения заказа.

Цена контракта также неподлежит изменению. Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена контрактаявляется твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключениемслучаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а такжеслучаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2—6.4 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В 99%случаев проведения конкурсов правовых оснований для изменения цены контракта узаказчика не имеется.

Требования к материалам

Втехническом задании в составе конкурсной документации иногда встречаетсятребование об использовании при производстве работ определенных заказчикомматериалов. Однако согласно ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ конкурсная документацияне может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования,патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование местапроисхождения товара или наименование производителя, а также требования ктовару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количестваучастников размещения заказа.

Такимобразом, установление заказчиком требования об использовании при производстверабот определенных материалов при отсутствии указания на возможностьиспользования их аналогов незаконно, поскольку влечет ограничение количестваучастников размещения заказа.

Подпись главного бухгалтера

Напрактике формы заявок и иных документов на участие в конкурсе предусматриваютграфу для их подписания главным бухгалтером участника размещения заказа.Данные ограничения неправомерны — соответствующих требований Закон № 94-ФЗ несодержит.

Согласноп. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимаетна себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии сзаконом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Всоответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 94-ФЗ участие в размещении заказов можетбыть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Законом или инымифедеральными законами. Заказчик не вправе устанавливать иных требований кзаявке, кроме тех, которые содержатся в ст. 11 Закона № 94-ФЗ, в частности,вводить ограничения по подписанию форм заявки.

Одностороннее расторжение контракта

Указаниев конкурсной документации на право заказчика в одностороннем порядкерасторгнуть государственный контракт без оплаты произведенных участникомразмещения заказа работ и потребовать возмещения убытков является нарушениемч. 8 ст. 9 Зако­на № 94-ФЗ.

Данныйвывод подтверждается сложившейся административной практикой ФАС России (см.решения ФАС России от 24.09.2008 по делу № К-284/08, от 30.10.2008 по делу №К-329/08, от 30.10.2008 по делу № К-332/08).

Осведомленность участникаразмещения заказа о типичных нарушениях законодательства, допускаемыхзаказчиками, поможет поставщику стать полноправным участником рынка госзаказаи в случае необходимости уверенно отстаивать свои права. При желании можно смелооспаривать практически любую конкурсную документацию, т. к. вряд ли существуетдокументация, не содержащая каких-либо нарушений вообще. В то же время нельзязабывать, что, принимая решение по конкретной жалобе, ФАС России будет оцениватьне только сам факт наличия нарушения, но и степень влияния на права заявителя.Поэтому далеко не каждое выявленное нарушение может оказаться достаточнымоснованием для признания жалобы обоснованной.

Крометого, слишком частое использование участником размещения заказа своего правана обжалование действий (бездействия) заказчика может негативным образомотразиться на его репутации: с "ябедами" работать никто не любит.Принимая решение об обжаловании, участнику размещения заказа следует тщательновзвесить все "за" и "против" и не забывать о необходимостиво всем соблюдать меру.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль