Как не прослыть "конкурсной ябедой"

1547
 Чеснов К.В.
Адвокат Московской коллегии адвокатов “ГРАД”
Казенные учреждения могут выступать как заказчиками, так и участниками размещения заказов. Независимо от того, в какой роли выступает учреждение, ему необходимо знать о наиболее распространенных нарушениях, содержащихся в конкурсной документации. Подобная осведомленность поможет заказчику избежать претензий контролеров, а участнику – уверенно чувствовать себя на рынке госзаказа и эффективно отстаивать свои права.

Кто и когда может обжаловать действия заказчика

Прежде всего участникуразмещения заказа следует знать порядок обжалования действий (бездействия)государственного заказчика.

Большинству поставщиков хорошоизвестно, что они могут отстаивать свои права в суде или антимонопольной службев том случае, если заявка на участие в конкурсе уже подана или торги проиграны.Правда, в этом случае обращение в суд вряд ли стоит рассматривать как реальнуювозможность повлиять на ситуацию, ведь дело продлится около года, а проблемунужно решить в считанные дни. А вот подача жалобы в ФАС России действительноможет оказаться для участника размещения заказа действенным инструментом защитысвоих прав. Согласно ч. 3 ст. 60 Закона № 94-ФЗ такая жалоба должнабыть рассмотрена в течение пяти дней со дня поступления.

Однако мало кто знает, чтоподавать жалобу на действия (бездействие) государственного заказчика можно и доподачи заявки. На практике в этом случае заявителю приходится долго доказыватьантимонопольной службе факт нарушения его прав и законных интересов на этапеподачи заявок, ведь его права, по сути, пока не затронуты.

Тем не менее в соответствии сост. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается и утверждаетсязаказчиком. И если заказчик утвердил конкурсную документацию, несоответствующую требованиям, то она будет препятствовать реализации поставщикомсвоего права на участие в данном конкурсе, ведь он не сможет подать заявку научастие, удовлетворяющую нормам законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона №94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия(бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права изаконные интересы участника размещения заказа.

Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время размещения заказа. При этом если обжалуемые действия (бездействие) совершены до окончания сроков подачи заявок на участие в конкурсе, то подать жалобу вправе любой участник размещения заказа, в т. ч. и не подававший заявки на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 57 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, обжалование действий (бездействия) несговорчивого или очевидно ангажированного заказчика возможно любым лицом вне зависимости от факта подачи им заявки на участие в конкурсе. Не надо дожидаться начала вскрытия конвертов, а следует сразу идти с жалобой в ФАС России. Причем чем раньше это случится, тем больше вероятность того, что при рассмотрении жалобы антимонопольная служба встанет на сторону участника размещения заказа.

Не в пользу поставщика будет свидетельствовать тот факт, что он подал жалобу на действия (бездействие) заказчика за пару дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, в то время как конкурсная документация уже больше месяца находится в открытом доступе на официальном сайте.

Такие требования законодательством не предусмотрены!

В соответствии с ч. 4 ст. 11Закона № 94-ФЗ заказчик не вправе устанавливать требования к участникамразмещения заказа, не предусмотренные данной статьей.

Так, не допускается включать вконкурсную документацию требования к участнику размещения заказа о наличии унего трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производстватовара, поставка которого является предметом контракта (выполнения работ,оказания услуг, являющихся предметом контракта) (ч. 2.1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ).

Перед подачей жалобы участникуразмещения заказа необходимо убедиться, что требования, установленные вконкурсной документации, носят обязательный характер. Указание же на ихдиспозитивность, на желательность соответствия участника размещения заказатаким требованиям нивелирует их юридическое значение в целях обжалованияположений конкурсной документации.

Как правило, при доказыванииимперативности перечисленных требований используется следующая логика. Подаваязаявку на участие в конкурсе, каждый поставщик берет на себя обязательствоисполнить контракт в соответствии с требованиями конкурсной документации. Вконкурсной документации установлено, что представление участником размещениязаказа документов с отклонением от установленных в ней форм расценивается какнесоответствие заявки требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.Таким образом, заказчиком установлены незаконные требования к участникамразмещения заказа, которые не предусмотрены действующим законодательством инарушают их права.

Требования к составу заявки

Согласно ч. 4 ст. 25 Закона №94-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника размещения заказа иныедокументы и сведения, кроме предусмотренных данной статьей.

Главное

Заказчиками часто предъявляются следующие незаконные дополнительные требования:

1 о наличии у участника размещения заказа лицензии ФСБ России на допуск к государственной тайне в случаях, когда поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) никак не связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну (см. решение ФАС России от 11.06.2011 по делу № 1129/11);

2 о выделении для сотрудничества с заказчиком конкретного менеджера участника размещения заказа;

3 о запрете на привлечение участником размещения заказа соисполнителей или о получении на это письменного согласия заказчика. В отношении данного требования уже сложилась устойчивая практика ФАС России (см. решения ФАС России от 25.09.2008 по делу № К-286/08, от 06.12.2007 по делу № К-340/07, от 19.04.2011 по делу № Л-685/11);

4 о соответствии предмету конкурса основных видов деятельности участника размещения заказа.

Однако заказчиком зачастуюустанавливаются следующие незаконные требования к составу сведений идокументов, представляемых участником размещения заказа:

  • о приложении к заявкекопий всех входящих в нее документов, о предоставлении заказчику электронныхкопий всех документов на диске;
  • опредставлении в составе заявки образца товара с целью подтверждения гарантийего качества. Однако согласно ч. 3.1 ст. 25 Закона № 94-ФЗ предоставление взаявке образца товара, на поставку которого размещается заказ, являетсяисключительно правом участника;
  • об обязанности участника размещения заказа в случаепонижения начальной цены контракта более чем на 20% представить доказательстваотсутствия демпинга цены или экономически обосновать такое снижение (см.решения ФАС России от 01.07.2008 № К-186/08, от 03.07.2008 № К-187/08, от03.07.2008 № К-188/08, от 07.07.2008 № К-194/08);
  • об обязательном представлении участником размещениязаказа копий документов о членстве в профессиональных объединениях, а также документов,подтверждающих наличие в штате такого участника определенного количестваспециалистов;
  • о предоставлении копий государственных контрактов с заказчиками со сходным предметом контракта;
  • о представлении участникомразмещения заказа калькуляции стоимости работ, услуг или состава предметовпоставки. Однако согласно Закону № 94-ФЗ заказчик обязан установить в конкурснойдокументации общую начальную цену контракта (цену лота), которая включает всерасходы участника размещения заказа. Таким образом, включая в конкурснуюдокументацию условие о представлении расчета цены государственного контракта,заказчик нарушает требования Закона № 94-ФЗ. Указанные выводы подтверждаютсямногочисленными решениями ФАС России (см. решения ФАС России от 24.09.2008 поделу № К-284/08, от 29.05.2008 по делу № К-140/08, от 17.04.2008 по делу №К-086/08, от 29.01.2008 по делу № К023/08, от 17.12.2007 по делу № К-350/07, от21.09.2010 по делу № Л-849/10);
  • о непревышении общего объема заявки определенногоколичества страниц.

Если данные требованиязаказчика носят обязательный характер, то их включение в конкурснуюдокументацию является незаконным и нарушает права участников размещения заказа.

Изменение объема поставок (работ, услуг)

Одним из типичных нарушений,допускаемых заказчиками, является включение в конкурсную документацию условия овозможности одностороннего изменения объема поставки (работ, услуг). Какправило, это связано с тем, что заказчик не до конца уверен в своих будущихпотребностях. Тем не менее такая оговорка нарушает права и интересы участниковразмещения заказа.

Цена контракта также неподлежит изменению. Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена контрактаявляется твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключениемслучаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а такжеслучаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В 99% случаев проведения конкурсов правовых оснований для изменения цены контракта у заказчика не имеется.

Требования к материалам

В техническом задании всоставе конкурсной документации иногда встречается требование об использованиипри производстве работ определенных заказчиком материалов. Однако согласно ч. 3ст. 25 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация не может содержать указание назнаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели,промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименованиепроизводителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, еслитакие требования влекут за собой ограничение количества участников размещениязаказа.

Таким образом, установлениезаказчиком требования об использовании при производстве работ определенныхматериалов при отсутствии указания на возможность использования их аналоговнезаконно, поскольку влечет ограничение количества участников размещениязаказа.

Подпись главного бухгалтера

На практике формы заявок ииных документов на участие в конкурсе предусматривают графу для их подписанияглавным бухгалтером участника размещения заказа. Данные ограничениянеправомерны - соответствующих требований Закон № 94-ФЗ не содержит.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФюридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданскиеобязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, инымиправовыми актами и учредительными документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 8Закона № 94-ФЗ участие в размещении заказов может быть ограничено только вслучаях, предусмотренных данным Законом или иными федеральными законами.

Заказчик не вправе устанавливать иных требований к заявке, кроме тех, которые содержатся в ст. 11 Закона № 94-ФЗ, в частности вводить ограничения по подписанию форм заявки.

Одностороннее расторжение контракта

Указание в конкурсной документациина право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть государственныйконтракт без оплаты произведенных участником размещения заказа работ ипотребовать возмещения убытков является нарушением ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.Данный вывод подтверждается сложившейся административной практикой ФАС России(см. решения ФАС России от 24.09.2008 по делу № К-284/08, от 30.10.2008 по делу№ К-329/08, от 30.10.2008 по делу № К-332/08).

Выводы

Осведомленность участникаразмещения заказа о типичных нарушениях законодательства, допускаемыхзаказчиками, поможет поставщику стать полноправным участником рынка госзаказа ив случае необходимости уверенно отстаивать свои права. При желании можно смелооспаривать практически любую конкурсную документацию, т. к. вряд ли существуетдокументация, не содержащая каких-либо нарушений вообще. В то же время нельзязабывать, что принимая решение по конкретной жалобе, ФАС России будет оцениватьне только сам факт наличия нарушения, но и степень влияния на права заявителя.Поэтому далеко не каждое выявленное нарушение может оказаться достаточнымоснованием для признания жалобы обоснованной.

Слишком частое использование участником размещения заказа своего права на обжалование действий (бездействия) заказчика может негативным образом отразиться на его репутации: с «ябедами» работать никто не любит. Принимая решение об обжаловании, участнику размещения заказа следует тщательно взвесить все «за» и «против» и не забывать о необходимости во всем соблюдать меру.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль