Чему учат в школе… за плату

1423
 Смирнова М.В.
Заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа города Москвы
Вопрос о целесообразности введения платных услуг в общеобразовательных школах «раскачивает» общество уже не первый год. Отчасти из-за непонимания различий между платным образованием, государственными услугами и дополнительными платными услугами. Отчасти из-за того, что услуги эти не всегда отвечают заявленному качеству. А учреждение, которое их оказывает, не в состоянии просчитать себестоимость и в итоге вместо дополнительных доходов имеет непредвиденные расходы. Получается, в проигрыше все: и заказчик, и исполнитель. В рамках данной статьи мы коснемся базисных основ организации платных услуг в школе, без знания которых благое начинание может закончиться финансовым фиаско.

Правомочно ли обучать за плату

С реформированием бюджетной сферы и переходом образовательных учреждений на систему госзаданий необходимость развития дополнительных образовательных услуг обозначилась острее. Теперь финансовое благополучие учреждения напрямую зависит от потребительской востребованности. А она тем выше, чем более многообразные и качественные услуги предоставляет организация.

Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 9.2 Закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)).

Госзадание должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов (ст. 69.2 БК РФ).

Что касается платных услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, то здесь ситуация следующая.

В ст. 6 Закона № 83-ФЗ сказано, что бюджетные учреждения вправе осуществлять иные, не являющиеся основными, виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Порядок определения платы за такие дополнительные услуги должен устанавливать учредитель (региональный или муниципальный орган управления образованием).

Запомнить

Государственные образовательные учреждения вправе реализовывать за плату дополнительные образовательные услуги, предоставляемые обучающимся сверх государственного образовательного стандарта. При этом предоставление этих услуг не может связываться с получением бесплатного образования.

На право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать платные дополнительные образовательные услуги указывает и п. 1 ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании).

Запомнить

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются только по желанию обучающихся в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 21 или со ст. 27 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность понимается как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с этим определением образовательное учреждение обладает следующими основными признаками коммерческого предприятия:

  • имеет статус юридического лица (п. 2 ст. 12 Закона об образовании);
  • владеет находящимся в оперативном управлении имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 9 Закона о некоммерческих организациях);
  • доходы от приносящей доход деятельности являются налоговой базой по налогу на прибыль (гл. 25 НК РФ).

Таким образом, оказание платных образовательных услуг населению государственным образовательным учреждением рассматривается как коммерческая деятельность.

Виды платных услуг в школе

В рамках основной деятельности общеобразовательное учреждение может оказывать такие виды услуг, как:

  • обучение на подготовительных курсах;
  • тестирование школьников и абитуриентов;
  • консультирование по учебным дисциплинам;
  • репетиторство;
  • обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;
  • дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;
  • обучение по индивидуальным планам, в т. ч. в специально созданных условиях;
  • прочие образовательные услуги.

Нормативный документ

Общеобразовательные школы руководствуются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

Как видим, перечень работ и услуг по приносящей доход деятельности достаточно широк. И в каждом конкретном случае необходимо прорабатывать нормативную базу по организации определенного вида деятельности. При этом финансовые службы образовательного учреждения (плановая и бухгалтерская) должны представлять всю систему исполнения: оборудование помещения, оплату труда специалистов, налогообложение и т. д.

Нормативный документ

В письме Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 даны Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. В приказе Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» отражены условия договора, которые относятся к существенным.

Организация приносящей доход деятельности в школах диктует необходимость детальной и четкой регламентации внутренних документов, в которых должны быть отражены базовые процессы их внебюджетной деятельности. В первую очередь это относится к уставу образовательного учреждения, требования к которому последовательно определены во всех основных нормативных документах. Нужно разграничить и закрепить ответственность конкретных должностных лиц, а также определиться, каким исходным условиям (требованиям) должна соответствовать школа для осуществления платной образовательной деятельности с учетом своей специфики.

Договор на платные услуги

Условия оказания услуг устанавливаются договором с учащимся и образовательной организацией. В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям, оговоренным в нем.

По договору возмездного оказания образовательных услуг администрация учреждения является исполнителем, а родитель (законный представитель) учащегося – заказчиком (и одновременно потребителем) услуги. На него в полной мере распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителя).

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров.

Запомнить

Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:

  1. сведения об основных потребительских свойствах услуг;
  2. цену в рублях и условия приобретения услуг;
  3. правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
  4. адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя;
  5. информацию о правилах оказания услуг;
  6. указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (а для образовательных услуг личность педагога может иметь важное значение).

Нарушение соответствующих прав потребителя дает ему возможность требовать возмещения убытков, а также может повлечь иную ответственность исполнителя в соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку образовательная деятельность подлежит лицензированию, во всех случаях, за исключением ситуации, когда оказываемая образовательная услуга не требует лицензирования, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии и сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и заказчиком. Заказчик обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, оговоренные в договоре.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию заказчика или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

Расчет цены на образовательные услуги

Рассмотрим основы установления цены за дополнительные услуги на примере приказа Департамента образования города Москвы от 13.05.2011 № 346 «Об обеспечении прав граждан и юридических лиц на получение дополнительных, сверх установленного государственного задания, услуг за плату на основе экономически обоснованных затрат».

Запомнить

В договоре возмездного оказания образовательных услуг должны быть отражены несколько структурных элементов: уровень и направленность образования; форма обучения; перечень предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебными планами образовательных услуг; неовеществленный результат оказания образовательных услуг, подтверждаемый документом об образовании с указанием на вид такого документа.


Цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов.

К расходам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:

1) затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал);
2) затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги;
3) амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;
4) иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.

Расчет цены за дополнительные услуги можно произвести по форме согласно таблице 1.

Таблица 1

Расчет цены на оказание платной услуги

Установление льгот и изменение цены

В условиях рынка допустимо использование по определенным образовательным услугам пониженной или повышенной цены, а также предоставление льгот к ценам по конкретному перечню услуг или контингенту учащихся. Указанная дифференциация отражается во внутренних нормативных актах (включая положения, приказы и т. п.).

Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что выигрыш (экономический эффект) достигается за счет привлечения большего числа учащихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика.

Допускается дотирование менее престижных видов платных услуг, труднокомплектуемых, за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом.

В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Руководству образовательного учреждения стоит учитывать это при предоставлении льгот.

Нарушение прав потребителей

Контролирующими органами часто фиксируются факты нарушений прав заказчиков услуг:

  • ограничение права заказчика на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин;
  • условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя;
  • установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию и др.

Примерный перечень нарушений при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг нашел отражение в письме Минобразования России от 19.01.2000 № 14-51-59ин/04.

мнение специалиста

Татьяна Кочнова,
заместитель главного бухгалтера
Минобрнауки России, канд. экон. наук

В государственных (муниципальных) учреждениях должен вестись раздельный учет различных видов доходов и расходов. Методика их учета должна быть закреплена в учетной политике учреждения. Бюджетные учреждения нового типа создаются и функционируют в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», т. е. относятся к некоммерческим организациям, которые в качестве основной цели своей деятельности не ставят извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Образовательные учреждения – должны быть готовы к преобразованию в новый тип учреждения – бюджетного (автономного) – получателя субсидии на выполнение государственного задания и как следствие исполнения положений Инструкции № 157н, утвердившей Единый план счетов бухгалтерского учета для всех типов учреждений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль