Театральные нужды: размещение заказов на услуги агентов

1120
 Горошков С. В.
Заместитель директора ГБУК г. Москвы «МДТ им. К.С. Станиславского»
Недавно в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) был внесен ряд поправок, касающихся размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, заказчика). Эти поправки особенно важны для учреждений культуры, поскольку касаются размещения заказа на реализацию входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Зачем нужны агенты и как с ними работать

Часть билетов на театрально-зрелищные мероприятия продается непосредственно в кассе театра, однако значительный, а иногда и больший их объем реализуется сторонними организациями: городскими театральными кассами, театральными агентствами, распространителями – физическими лицами. Привлечение театром широкого круга посредников позволяет увеличить доступность билетов, а кроме того, способствует распространению информации о театре, премьерах, репертуарном предложении.

Традиционной формой такого посредничества является агентирование. Заключая агентский договор, предусматривающий реализацию билетов, театр поручает агенту вступать во взаимоотношения с третьими лицами, осуществлять поиск лиц, заинтересованных в приобретении билетов, распространять информацию о театре и совершать от его имени сделки.

В силу императивной нормы, закрепленной в ст. 1006 ГК РФ, агентский договор является возмездным. Отсутствие в таком договоре условия о размере и порядке выплаты вознаграждения не может быть основанием для признания его безвозмездным, что следует из положений ГК РФ и подтверждается арбитражной практикой (определение ВАС РФ от 13.10.2008 № 13250/08 по делу № А40-43985/07-67-356).

Нормативный документ

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Заключение агентского договора должно рассматриваться как размещение театром заказа в целях удовлетворения потребности в соответствующих услугах на возмездной основе. На необходимость применения норм Закона № 94-ФЗ при размещении заказа на оказание агентских услуг неоднократно указывалось в судебных актах (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу № А65-7309/2010, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2009 по делу № А60-25384/2008). Аналогичная позиция была обозначена и Минэкономразвития России в письме от 11.11.2009 № Д22-1279.

Размещение заказа у единственного поставщика

Размещение театром заказов на оказание агентских услуг по реализации билетов у единственного поставщика в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, еще недавно было сопряжено с рядом значительных трудностей. Далеко не все театры были в состоянии соблюсти установленные ограничения и разместить заказ на агентирование.

Проблема решена Федеральным законом от 07.12.2011 № 418-ФЗ «О внесении изменений в ст. 31.1 и 55 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”», расширившим перечень случаев, когда возможно размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Теперь размещение заказа у единственного поставщика допускается и в случаях:

  • поставки товаров (работ, услуг), в частности, для нужд театров, музеев, библиотек, архивов, государственных образовательных учреждений при условии, если в течение квартала сумма заказа не превышает 400 000 руб.;
  • размещения заказа на реализацию входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности.

Итак, размещение заказа на услуги агентов при реализации билетов на театральные мероприятия теперь можно с полным правом проводить в соответствии со ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако если форма билета не утверждена как бланк строгой отчетности (в том числе при реализации электронных билетов) и если сумма заказа превышает 400 000 руб., у театра при размещении заказа все же могут возникнуть сложности.

Возможные сложности при размещения заказа

В случае если форма билета не утверждена как бланк строгой отчетности (в том числе при реализации электронных билетов) и если сумма заказа превышает 400 000 руб., договор с агентом может быть заключен только путем проведения торгов или запроса котировок.

Однако при этом театр сталкивается с существенными и во многом даже непреодолимыми ограничениями.

Запомнить

Извещение о проведении конкурса, аукциона; конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок должны содержать сведения об установленной заказчиком начальной (максимальной) цене контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта должна быть точно определена заказчиком с указанием, согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ, ее обоснования, содержащего полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные им источники информации о ценах закупаемых товаров, работ, услуг. Однако, согласно сложившейся практике, вознаграждение агента не устанавливается в виде фиксированной суммы, а определяется как часть выручки, получаемой агентом и соответственно театром от реализации билетов. Результат деятельности агента не может быть с достаточной степенью точности спрогнозирован на этапе заключения договора и при самом добросовестном исполнении принятых обязательств зависит от множества факторов (зрительских предпочтений, сезонности). Поэтому закрепление в договоре фиксированной суммы вознаграждения может привести либо к излишнему расходованию театром-заказчиком средств на оплату услуг, либо к утрате агентом интереса к договору ввиду несоответствия размера вознаграждения затрачиваемым усилиям.

Невозможно также и включение в договор положений, предусматривающих корректировку определенной при размещении заказа суммы вознаграждения по окончании срока исполнения агентом обязательств по договору. Такое условие будет противоречить ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, указывающей на недопустимость изменения цены контракта в ходе его исполнения. Именно к такому выводу пришла комиссия Московского УФАС при рассмотрении дела о нарушении законодательства о размещении заказов от 02.12.2010 № 10-02/57-1970/10.

Неустойка как вариант решения проблемы

В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации некоторыми театрами выбирается такой способ регулирования суммы выплачиваемого агенту вознаграждения, как установление договорной неустойки, подлежащей взысканию с агента в случае снижения результативности его работы, то есть реализации агентом билетов в объеме, меньшем по сравнению с прогнозируемым.

Вряд ли можно считать подобный подход особенно удачным. Во-первых, достаточно затруднительно доказать факт ненадлежащего исполнения агентом своих обязательств, повлекший снижение объемов продаж, а во-вторых – в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить размер подлежащей уплате неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 № 263-О указывается, что снижение размера неустойки является, по существу, не правом, а обязанностью суда и имеет своей целью обеспечение баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Таким образом, включение в договор условия о взыскании с агента значительной договорной неустойки в целях уменьшения суммы выплачиваемого ему вознаграждения может и не привести к желаемым результатам.

Что предлагает ФАС России

Наиболее удобный для заказчиков вариант решения проблемы был предложен ФАС России в письме от 08.07.2011 № АЦ/26574. Антимонопольной службой было выражено мнение о возможности проведения торгов при размещении заказов на оказание услуг по реализации театральных билетов путем снижения стоимости единицы оказываемой услуги.

Действительно, если на этапе размещения заказа заказчик не в состоянии определить конечный объем услуг, который будет ему оказан, целесообразно заключение контракта исходя из вознаграждения, которое агент может получить при 100%-ной реализации билетов. Однако необходимо предусмотреть возможность последующей оплаты в зависимости от объема фактически оказанных услуг.

Подобный договор в полной мере соответствовал бы характеру отношений театра и агента по реализации билетов и сложившейся хозяйственной практике.

Проведение торгов путем снижения стоимости единицы услуги допускается ч. 4.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Ряд положений закона регламентирует порядок проведения таких торгов, заключения и исполнения соответствующих договоров. Вместе с тем ч. 4.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ устанавливается и существенное в рассматриваемой ситуации ограничение – в ней содержится закрытый перечень работ и услуг, размещение заказов на выполнение (оказание) которых может осуществляться упомянутым выше способом. К такого рода работам и услугам относятся работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, услуги связи и юридические услуги.

Запомнить

Закон № 94-ФЗ не содержит указаний на возможность проведения торгов путем снижения стоимости единицы услуги при осуществлении заказа на агентирование.

Давая оценку правомерности проведения торгов в порядке, предусмотренном ч. 4.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, при размещении заказа на оказание услуг по реализации билетов, ФАС России опиралась на следующее положение. В случаях, когда гражданские отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ч. 1 ст. 6 ГК РФ). Исходя из невозможности определения заказчиком начальной (максимальной) цены договора и руководствуясь аналогией закона, антимонопольная служба пришла к выводу о применимости положений ч. 4.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ в отношении закупок театрами услуг агентов по реализации билетов.

Суд не на нашей стороне

Несмотря на всю привлекательность для театров предлагаемого ФАС России решения проблемы, нельзя не обратить внимание на оспоримость обозначенной позиции. Законом № 94-ФЗ точно определен перечень ситуаций, в которых торги могут быть проведены в отношении стоимости единицы услуги, и нет оснований для расширительного толкования его положений.

Тем не менее ввиду недостаточной урегулированности проблемы на уровне закона мнение, высказанное антимонопольной службой, имеет для заказчиков существенное значение. Очевидно, что изложенная в письме от 08.07.2011 № АЦ/26574 позиция будет учитываться территориальными органами ФАС России при проведении ими плановых проверок или рассмотрении дел о нарушении законодательства в связи с обжалованием действий заказчиков участниками размещения заказа.

Нормативный документ

В случае принятия судом решения о несоблюдении заказчиком норм законодательства при проведении торгов заключенный по результатам таких торгов договор может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ.

Однако предложенный подход может не найти поддержки в суде. Разъяснительные письма, направляемые заказчикам ФАС России и Минэкономразвития России, не относятся к обязательным для применения нормативным правовым актам, а содержащаяся в них правовая позиция далеко не всегда принимается во внимание судами при рассмотрении ими споров, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, обозначенная проблема не имеет однозначного решения. До момента внесения в нормативную базу соответствующих изменений и уточнений театры будут вынуждены решать ее различными способами, целесообразность, а в некоторых случаях и правомерность использования которых может быть поставлена под сомнение. Рассмотренный в статье пример наглядно свидетельствует о необходимости уточнения норм Закона № 94-ФЗ и дополнения его положениями, в большей степени учитывающими специфику театральной деятельности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 35.29%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.88%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.59%
  • Над налоговой отчетностью 5.88%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль