Получили субсидию – расходуйте правильно

20126
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
Помимо субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии). О том, что подразумевается под словом “иные”, как распорядиться полученными средствами и отразить их в бухгалтерском учете, расскажем в статье.

Основание предоставления субсидий

Согласноабз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставленияцелевых субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственноПравительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъектаРФ, местной администрацией.

Конкретныеусловия предоставления целевых субсидий, как правило, определяются всоответствующем договоре (соглашении), заключаемом между учредителем иполучателем субсидии. В таких документах, в частности, может содержатьсяинформация:

  • о целевом назначении,порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
  • порядке и сроках возвратанеиспользованных или использованных не по назначению сумм;
  • порядке и срокахпредставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочныхмероприятий.

На что можно потратить

Анализсложившейся в различных публично-правовых образованиях практики предоставлениясубсидий на иные цели позволяет прийти к однозначному выводу: перечень затрат,которые можно осуществлять за счет выделенных средств, является открытым.

Следует учесть!

Из содержания Методических ре- комендаций по расчету норма- тивных затрат на оказание феде- ральными государственными уч- реждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества феде- ральных государственных учреж- дений, утвержденных приказом Минфина России и Минэконом- развития России от 29.10.2010 № 137н/527, а также Комплекс- ных рекомендаций следует, что затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели, не должны включаться в расчет при определении объема нормативных затрат, возмещение которых осуществляется путем предоставления субсидий соглас- но абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Предоставлениецелевых субсидий рассматривается как форма оказания дополнительной финансовойподдержки государственным (муниципальным) учреждениям (письмо Минфина России органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального законаот 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемправового положения государственных (муниципальных) учреждений",разработанных Минфином России (далее — Комплексные рекомендации), указано, чтов соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии напогашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то чтосубсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономныхучреждений законодательством не предусмотрена.

Важный нюанс

Согласно Комплексным рекомендациям на переходный период с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. средства на содержание учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, передаются им в форме субсидий, предоставляемых на иные цели.

За счетсредств целевых субсидий бюджетные и автономные учреждения могут осуществлятьрасходы на:

  • проведение капитальногоремонта;
  • развитиематериально-технической базы (в т. ч. на приобретение особо ценного движимогоимущества);
  • выплату стипендий студентам,аспирантам и докторантам, а также ежемесячных денежных компенсацийпедагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательскойпродукцией и периодическими изданиями;
  • осуществление мероприятий,связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возмещением ущербаот хищений имущества (при документальном подтверждении отсутствия виновныхлиц);
  • осуществление иныхмероприятий, предусмотренных в рамках целевых программ в части деятельностигосударственных (муниципальных) учреждений;
  • иные цели (в т. ч. припредоставлении грантов).

Учет на лицевых счетах

Целевые субсидии зачисляютсяна отдельные лицевые счета, открываемые бюджетным и автономным учреждениям втерриториальных органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 8ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческихорганизациях"; ч. 8 ст. 30 Закона № 83-ФЗ; ч. 3, 3.1, 3.7 ст. 2Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономныхучреждениях", далее — Закон № 174-ФЗ).

Следует учесть!

Средства субсидий на иные цели, предоставляемые автономным уч реждениям, могут учитывать- ся на счетах, открытых им в кре- дитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако в на- стоящее время на федеральном уровне не существует механиз- мов, позволяющих обеспечить выполнение данного требова- ния – непонятно, какие органы власти и в каком порядке будут осуществлять проверку докумен- тов, какова в данном случае бу- дет роль кредитных организаций. Во избежание разногласий с органами финансового контро- ля до разрешения перечислен- ных выше вопросов автономным учреждениям целесообразно осу- ществлять операции с средства- ми целевых субсидий только че- рез лицевые счета.

Открытие и ведение такихлицевых счетов осуществляется в порядке, установленном Федеральнымказначейством или соответствующим финансовым органом (ч. 2—4 ст. 30 Закона №83-ФЗ; ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Закона №174-ФЗ). Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством иего территориальными органами утвержден приказом Федерального казначейства от07.10.2008 № 7н.

Расходы за счет средствсубсидий на иные цели осуществляются только после проверки документов,подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержаниярасходных операций кодам КОСГУ и целям предоставления субсидий в порядке,установленном соответствующим финансовым органом (ч. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ;ч. 3.10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Порядок санкционирования расходов федеральныхбюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которыхявляются целевые субсидии, утвержден приказом Минфина России от 16.07.2010 №72н (далее - Порядок № 72н).

Санкционирование расходов, как правило, осуществляетсяна основании данных, содержащихся:

  • в Сведениях об операциях сцелевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному)учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (форма составляется учреждениямив порядке, предусмотренном Требованиями к плану финансово-хозяйственнойдеятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденнымиприказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, и согласовывается учредителями);
  • в Перечне целевых субсидий нагод (рекомендуемый образец формы (код формы по ОКУД 0501015) приведен вприложении к Порядку № 72н). Перечень составляется учредителем и содержитсведения о целевых субсидиях, предоставляемых в соответствующем финансовомгоду находящимся в его ведении учреждениям.

И наконец, Федеральное казначейство, соответствующиефинансовые органы определяют формы документов, на основании которых могутосуществляться операции со средствами субсидий на иные цели, а также порядокприменения этих документов. Так, федеральные учреждения в соответствии спорядками проведения территориальными органами Федерального казначействакассовых операций со средствами бюджетных и автономных учреждений (приказыФедерального казначейства от 29.10.2010 № 16н, от 08.12.2011 № 15н) должны использоватьформы, утвержденные приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н:

  • заявки на кассовый расход(код формы по КФД 0531801, 0531851);
  • заявки на возврат (код формыпо КФД 0531803);
  • заявки на получение наличныхденег (код формы по КФД 0531802).

Бухгалтерский учет

Следует учесть!

В связи с принятием решения о предоставлении учреждению субсидии в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ остатки по сче- там, содержащим в 18 разряде номера счета код вида деятельно- сти 1 “Бюджетная деятель- ность”, в отдельных случаях мо- гут переноситься на счета, содер- жащие в 18 разряде номера счета код вида деятельности 5 “Субси- дии на иные цели” (п. 4.1 Мето- дических рекомендаций по по- рядку отражения в бухгалтер- ском учете входящих остатков по активам, обязательствам и фи- нансовым результатам при при- нятии решения о преобразова- нии государственного (муници- пального) учреждения путем из- менения его типа, доведенных письмом Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).

Применяемая в настоящее времяметодология бухгалтерского учета не исключает возможности использованиягосударственными (муниципальными) учреждениями (получателями субсидий) приформировании номера счета в 1—17 разрядах кодовых обозначений главныхраспорядителей бюджетных средств, разделов, подразделов, целевых статей ивидов расходов бюджета, определенных действующими Указаниями о порядке применениябюджетной классификации Российской Федерации.

Необходимость подобнойорганизации аналитического учета может прямо вытекать, например, из условийполучения целевых субсидий и требований правовых актов, действующих вконкретном публично-правовом образовании (письмо Минфина России от 30.06.2011№ 02-06-10/2913).

В то же время при отражении вучете операций по поступлению субсидий на иные цели, как правило, не возникаетнеобходимости в использовании классификации доходов бюджета в 1—17 разрядахсоответствующих счетов (могут быть задействованы, например, только разряды1—3). Если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, то вседоходные и расходные операции следует отражать обособленно в разрезе кодовсубсидий, указанных в Сведениях (код формы по ОКУД 0501016).

Достаточно часто удолжностных лиц бюджетных и автономных учреждений возникает вопрос, по какомукоду вида деятельности должны учитываться объекты, созданные за счет средствцелевых субсидий, но содержащиеся, например, за счет средств субсидии навозмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных(муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным(муниципальным) заданием.

В настоящеевремя наиболее обоснованной представляется следующая правовая позиция. Сам посебе факт содержания нефинансовых активов за счет средств субсидии навыполнение государственного (муниципального) задания, как, впрочем, и факт ихсодержания за счет средств от приносящей доход деятельности, не можетрассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего возможность учета такихнефинансовых активов по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иныецели". При этом учет нефинансовых активов с применением кода видафинансового обеспечения 5 никоим образом не противоречит положениям инструкций,утвержденных приказами Минфина России от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 №183н (далее — Инструкция № 174н и Инструкция № 183н).

А вот механизма переводанефинансовых активов с вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели"на вид деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного(муниципального) задания" действующие нормативные правовые акты непредусматривают.

Таким образом, если иной порядок организации бухгалтерскогоучета прямо не предусмотрен учредителем, объекты, созданные за счет средствцелевых субсидий, но содержащиеся за счет иных источников, в настоящее времямогут учитываться с применением кода вида финансовогообеспечения 5 "Субсидии на иные цели". Впоследствии, если финансовымведомством будут определены основания и порядок перевода нефинансовых активовс одного вида деятельности на другой, в учете могут быть сделаны соответствующиебухгалтерские записи.

Рассмотрим бухгалтерские записи, которые могут бытьсделаны в учете бюджетного учреждения в случае получения целевой субсидии наприобретение оборудования, относящегося к особо ценному движимому имуществу:

В учете государственного (муниципального) учреждения начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели отражается не в сумме фактически поступивших на лицевой счет (счет) денежных средств, а только в сумме подтвержденных отчетом расходов (пп. 93, 150 Инструкции № 174н; пп. 96, 178 Инструкции № 183н). Иными словами, начисление доходов может быть отражено в бухгалтерском учете только после того, как средства субсидии были израсходованы в установленном порядке.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.56%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 63.89%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль