Услуги и функции: найдите 10 отличий

1529
 Сизова О.В.
Старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений
Принятие Законов № 83-ФЗ1 и № 210-ФЗ2 породило множество вопросов относительно права бюджетных и автономных учреждений оказывать платные услуги. Более того, возникла некая путаница, что же можно отнести к государственным услугам, а что – к платным. И чем от услуг отличаются госфункции? Законодательство не дает четкого ответа на данный вопрос. Но все же попробуем в нем разобраться.

Особенности государственных услуг

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) государственные услуги – это услуги, оказываемые органами государственной власти, государственными учреждениями в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Другое определение термина «государственные услуги» дает Закон № 210-ФЗ. В соответствии со ст. 2 Закона № 210-ФЗ государственная услуга – это деятельность по реализации функций федерального органа испол ни тельной власти (далее – ФОИВ), государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ (далее – органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Особенности и порядок предоставления госуслуг бюджетными и автономными учреждениями регламентированы в следующих нормативных правовых актах:

  • постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
  • приказ Минфина России № 136н, Минэкономразвития России № 526 от 29.10.2010 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением»;
  • приказ Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ);
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ);
  • постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание».

Запомнить

На практике отличительной особенностью государственных услуг является необходимость формирования государственного задания.

Чем отличаются госфункции от госуслуг

В отличие от государственных услуг, понятия которых так или иначе определены в действующем законодательстве, термин «государственные функции» употребляется без четкого его обозначения.

Характерные черты и отличия государственных услуг

С одной стороны, Закон № 210-ФЗ, трактуя понятие «государственные услуги», увязывает его с понятием «государственные функции», т. е. государственная услуга – это деятельность по реализации функций.

Нормативный документ

Отсылка к термину «государственные функции» встречается и в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Среди классификации государственных функций выделяются функции по оказанию государственных услуг – предоставление ФОИВ непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях.

С другой стороны, понятие «государственные функции» встречается, например, в нормативных правовых актах, устанавливающих необходимость внедрения административных регламентов (постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»). Указанное постановление Правительства РФ косвенно дает определение понятию «государственные функции» в Правилах разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций.

Пункт 1 Правил определяет регламент как нормативный правовой акт ФОИВ, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Запомнить

Несмотря на широкое применение понятия «государственные функции», однозначной трактовки данного понятия действующая нормативная правовая база не дает.

Вновь разрабатываемые нормативно-правовые акты стали конкретизировать, указывая в них, что если речь идет о государственных функциях, то к ним следует относить функции по осуществлению государственного контроля (надзора).

Такие информационные сервисы, как Федеральный реестр государственных услуг (функций) и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), позволят на практике брать опыт схожих ведомств для формирования номенклатуры государственных функций и государственных услуг.

Проект Федерального реестра государственных услуг (функций) на сегодняшний момент включает в себя следующие примеры государственных функций:

  • государственный земельный контроль, осуществляемый Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
  • контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) и т. д.

Запомнить

Бюджетные и автономные учреждения не являются непосредственными участниками процесса осуществления государственных функций. Это следует из ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и ст. 2 Закона № 174-ФЗ. В отличие от них, казенные учреждения могут исполнять государственные функции в соответствии со ст. 6 БК РФ.

Платные услуги

Сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания бюджетное учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, за плату. Для данных услуг учредителем должны быть разработаны порядки определения платы. Подобная схема широко представлена в сфере культуры и регламентирована ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре.

В случаях, когда бюджетные учреждения участвуют в предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, они оказывают услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, которые в свою очередь могут быть оказаны на платной основе. Перечень таких услуг и правила определения размера платы утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352.

Платные услуги можно классифицировать следующим образом :

Представленный анализ положений нормативных правовых актов, применяемых для регулирования вопросов предоставления государственных услуг, выполнения государственных функций и предоставления платных услуг, позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности законодательной базы и наличия множества коллизий. При этом необходимо отметить, что зачастую подобные коллизии не приводят к каким-либо существенным изменениям в основной деятельности учреждений или органов исполнительной власти, однако, несомненно, могут вызвать определенного рода затруднения и издержки на разработку документов и отдельных управленческих решений относительно работы в меняющихся условиях.

официальное мнение

Татьяна Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина России

Законодательство соответствующую норму не содержит. Мы разъясняем этот вопрос следующим образом: госфункция всегда связана с властью, с надзором. Поэтому осуществлять ее может либо орган власти, либо казенное учреждение. У бюджетных и автономных учреждений госфункции быть не должно. В процессе оказания госфункции всегда два участника: тот, кто ее оказывает, и тот, кто получает результат. При этом существуют четкие стандарты организации процесса. Например, регистрация права собственности на недвижимость – прерогатива Росреестра. А вот организовать проверку планировки квартиры может и подведомственное ему учреждение.

В процессе оказания услуги участвуют уже три стороны: орган-учредитель, устанавливающий госзадание, учреждение, которое выполняет его согласно принятым стандартам, и потребитель. Но кроме услуги есть еще работа. В этом случае третьей стороны – заказчика – зачастую нет. Либо этот заказчик – орган власти. В последнем случае можно сказать, что заказчиком выступает общество, которое и представляет орган власти. К примеру, научная разработка для получения новой вакцины против гриппа делается в интересах общества, а не конкретного заказчика. Отмечу, что только учредитель может определить, услугу или работу будет осуществлять подведомственное ему учреждение.

Возьмем, к примеру, службу скорой помощи. Если мы опишем ее деятельность как услугу, то должны будем установить количество потребителей. А кто определит, сколько вызовов поступит на станцию? Нельзя запланировать, что бригада скорой помощи выедет за день к десяти пострадавшим, а не, скажем, к трем. Но если рассматривать процесс оказания медпомощи как работу, можно установить ее четкие стандарты. Например, выезд на вызов через 10 минут, оказание помощи в определенном порядке и пр. И таким образом оценить качество выполнения работы. В работе используется количественный показатель оценки качества. Но все это детали, которые обретут понимание со временем.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль