Бессистемный подход

1077
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
По мнению экспертов, на практике уделяется недостаточно внимания планированию финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетных учреждений. Все дело в том, что нормы законодательства в этой сфере структурно не обособлены и не систематизированы. Почему так происходит и как учреждениям подготовить нормативно-правовую базу для плана ФХД, читайте далее.

«Краеугольный камень» задания

Требования к содержанию государственного (муниципального) задания содержатся в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). На основании этих требований нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, администраций муниципальных образований устанавливаются порядки формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

На практике наибольшие затруднения связаны с тем, что ни на федеральном уровне, ни на уровнях правотворчества субъектов РФ и муниципальных образований четко не разграничиваются государственное (муниципальное) задание и государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). При этом в ст. 69.2 БК РФ явно прослеживается попытка законодателя предусмотреть возможность формирования задания не только в части оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), но и осуществления иной деятельности.

Краеугольным камнем также остается региональная и муниципальная практика составления стандартов качества государственных (муниципальных) услуг.

Ни руководители бюджетных учреждений, ни сами учредители не могут разъяснить практическую значимость стандартизации качества оказываемых бюджетным учреждением услуг (выполняемых работ). Большинство действующих региональных и муниципальных стандартов являются, по сути, описанием объема и содержания оказываемых услуг, но не их качества.

Можно констатировать, что на подзаконном уровне государственное (муниципальное) задание утратило свою значимость как основной документ планирования деятельности бюджетных учреждений. Приложения, стандарты, таблицы, содержащиеся в государственном (муниципальном) задании, скорее, создают излишние сложности руководителю учреждения, связанные с последующим составлением бесконечных отчетов, чем обеспечивают эффективность управления.

Нормативный документ

Требования ст. 69.2 БК РФ были не полностью учтены при разработке постановления Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». В настоящее время принято большое количество подзаконных актов, устанавливающих требования не только к порядку формирования, но и к содержанию государственного (муниципального) задания, хотя БК РФ не давал органам государственной власти и местного самоуправления на это никаких полномочий.

На практике учредитель не может вписать в государственное (муниципальное) задание обязанности, не связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг, не обсуждая их с руководителем учреждения. В настоящее время все «перенесено» на уровень соглашений о предоставлении иных субсидий.

Запомнить

Предоставление «иных» субсидий остается за рамками государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Руководителям бюджетных учреждений не стоит забывать, что в соответствии с тем же БК РФ показатели государственного (муниципального) задания должны использоваться при составлении проектов бюджетов соответствующего уровня, а предоставление «иных» субсидий осуществляется за рамками государственного (муниципального) задания. Такая ситуация приводит к неэффективному планированию бюджетных ассигнований на хозяйственные нужды учреждений, не занесенных в государственное (муниципальное) задание; их финансирование в итоге осуществляется по остаточному принципу.

Отражать ли услуги в уставе

Важной задачей руководителей бюджетных учреждений и их учредителей является принятие и утверждение уставов бюджетных учреждений, позволяющих обеспечить, с одной стороны, их хозяйственную самостоятельность, а с другой – возможность эффективного управления учреждением.

Обязательные для руководства предписания учредителя должны быть четко выражены на этапе принятия решения об утверждении устава и в нем зафиксированы. Планирование деятельности бюджетного учреждения должно осуществляться в строгом соответствии с его уставом.

Если иное прямо не установлено федеральным законом, уставом не должны закрепляться услуги учреждения. В настоящее время общие требования законодательства предусматривают, что в уставе должно содержаться указание на основные и иные виды деятельности, которые будут осуществляться бюджетным учреждением.

Наименование (содержание) конкретных услуг заносить в устав необходимости нет, поскольку:

  • они в любом случае должны быть предусмотрены иным законодательством (иначе неизбежны вопросы органов, осуществляющих финансовый контроль, о природе и основании оказания «непонятных» для проверяющих услуг);
  • для изменения перечня услуг в соответствии с возможностями бюджетного учреждения и (или) спросом населения придется вносить изменения в устав.

В уставе достаточно указать, что на основе государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение оказывает услуги, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и соответствующего субъекта РФ (муниципального образования). Таким образом, будет обеспечиваться определенная стабильность при планировании «традиционных» услуг бюджетного учреждения, и в то же время учреждение не будет зависеть от неизбежных поправок и изменений в наименовании услуг, диктуемых рынком и временем.

Запомнить

В соответствии с п. 17 Требований после принятия закона (решения) о бюджете план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение уполномоченного органа.

Требования к плану ФХД

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ) с 1 января 2012 г. бюджетное учреждение обязано обеспе чивать доступность и открытость документов, в перечень которых включен также план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и согласно приказу Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Требования).

Локальная «нормативка» по планированию

Существует практика издания бюджетными учреждениями специальных локальных актов, утверждающих различные долгосрочные и краткосрочные планы. Основным требованием, предъявляемым к ним, является соответствие государственному (муниципальному) заданию, а также договорным обязательствам учреждения. Руководителям бюджетных учреждений необходимо помнить, что мероприятия подобных планов должны возлагаться только на тех работников, в должностные обязанности которых входит их исполнение.

В системе локальных актов бюджетных учреждений, используемых на этапе планирования, самое важное место занимают локальные акты, определяющие «ценовую политику» учреждения.

Анализ Требований свидетельствует о преобладании «бухгалтерского» подхода к формированию плана финан со во-хозяйственной деятельности: описанию практической стороны деятельности учреждения внимания не деляется, при этом финансовые показатели должны указываться с точностью до двух знаков после запятой.

С учетом практики формирования и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений представляется не совсем ясным, для каких практических целей необходимо составлять план финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, если он корректируется под бюджет (п. 17 Требований), а не учитывается при формировании (планировании) расходов и доходов бюджетов соответствующих уровней, в отличие от государственного (муниципального) задания.

Дополнительное требование об обеспечении открытости и доступности сведений, содержащихся в плане (уже начал работу соответствующий сайт - www.bus.gov.ru), приведет к тому, что вся доселе скрытая от глаз «посторонних» административно-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения будет выставлена, что называется, на всеобщее обозрение.

Учитывая необходимость, с одной стороны, составления и утверждения соответствующего плана, а с другой стороны, разумной осторожности при обеспечении прозрачности финансово-хозяйственной деятельности учреждения, учредителям рекомендуется воспользоваться своим правом и утвердить единую форму Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и определить правила по ее заполнению.

официальное мнение

Татьяна Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина России

План финансово-хозяйственной деятельности – это та же самая бюджетная смета, только расширенная. В плане учреждение должно показать результат своей деятельности, например сколько на балансе имущества (движимого, недвижимого, особо ценного) и как его статус меняется в течение года (аренда, продажа и пр.). Также в плане мы можем видеть, есть ли у учреждения кредиторская задолженность на отчетную дату, в том числе просроченная. Все эти моменты обеспечивают прозрачность деятельности учреждения и гарантируют целевое использование бюджетных средств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль