Как пожаловаться на некачественную госуслугу

1234
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) был внесен ряд изменений, касающихся создания и развития механизма досудебного (внесудебного) обжалования. Предполагается, что такие нововведения позволят обеспечить тщательное соблюдение стандартов предоставления государственных (муниципальных) услуг.

На что жалуемся

Указанные изменения были внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ (далее – Закон № 383-ФЗ). Закон № 210-ФЗ был дополнен гл. 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего» (п. 7 ст. 22 Закона № 383-ФЗ).

Согласно ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной (муниципальной) услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • отказ в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной (муниципальной) услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • отказ органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной (муниципальной) услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Обратите внимание, что приведенный выше перечень является открытым (формулировка «в том числе»).

Например, предметом обжалования могут являться также некорректное поведение или нарушение служебной этики специалистами и должностными лицами в ходе предоставления государственной услуги.

Порядок подачи жалобы

Как установлено ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ, жалоба подается в орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу, в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме следующими способами:

  • почтовым отправлением;
  • через многофункциональный центр;
  • с использованием информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
  • через официальный сайт органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу;
  • с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг;
  • при личном приеме заявителя.

Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу.

Указанное положение противоречит общим принципам обжалования решений, действий (бездействий) государственных или муниципальных органов и их должностных лиц. В частности в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Аналогичные положения содержат и иные нормативные акты. Жалоба должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, должностного лица данного органа либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, его должностного лица либо государственного или муниципального служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) соответствующего органа, должностного лица либо государственного или муниципального служащего;
  • иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить;
  • личную подпись заявителя (его представителя) и дату.

Заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе, либо их копии.

Запомнить

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация жалобы заявителя.

Рассмотрение жалобы

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае если обжалуется отказ в приеме документов у заявителя, отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. При этом Правительство РФ вправе устанавливать случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Административными регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг могут быть установлены основания для приостановления рассмотрения жалобы (претензии) и случаи, в которых ответ на жалобу (претензию) не дается, например:

  • в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалиста, должностного лица, а также членов его семьи;
  • в обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Если в последующем перечисленные выше причины будут устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу, вышестоящий орган либо их должностным лицам.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы (ч. 7 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Ответственность по новым правилам

Согласно ч. 9 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ в случае если в ходе рассмотрения жалобы или по результатам этого рассмотрения будут установлены признаки состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Запомнить

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме (по его желанию в электронной форме) должен быть направлен мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В связи с этим необходимо знать о том, что ст. 12 Закона № 383-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнен ст. 5.63, устанавливающей административную ответственность за нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Нормативный документ

Нововведение 1. Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда РФ либо сотрудником многофункционального центра порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, повлекшее непредоставление соответствующей услуги заявителю либо ее предоставление с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Нововведение 2. В случае предъявления перечисленными выше должностными лицами требования о предоставлении документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Нововведение 3. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Новая редакция Закона № 210-ФЗ устанавливает только правовые основы досудебного (внесудебного) обжалования при предоставлении государственных и муниципальных услуг, поэтому в ближайшее время следует ожидать принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, разъясняющих и дополняющих его положения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль