Споры с ревизорами

1233
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Деятельность государственных (муниципальных) учреждений часто становится объектом проверок. Как получатель бюджетных средств учреждение может быть включено в план проверок Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Рассмотрим ситуацию, когда учреждение не согласно с результатами проверки и хочет оспорить решение контролеров.

Законодательное регулирование проверок

Правила проведения проверок учреждений Росфиннадзором и оформления их результатов установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н (далее – Административный регламент). Административный регламент регулирует вопрос возможности проведения повторных проверок.

Проверка проводится в соответствии с утвержденной программой, конкретные контрольные действия определяются руководителем мероприятия. В рамках проверки может быть запрошен практически неограниченный объем документов.

Административный регламент регулирует также представление и рассмотрение возражений проверяемых учреждений.

Возражения учреждения по акту проверки

Действия проверяющих в ходе проведения проверки могут быть оспорены, если они не соответствуют Административному регламенту. Однако это несоответствие не будет являться основанием для оспаривания выявленных проверкой нарушений в деятельности учреждения.

Запомнить

Руководитель ревизионной группы и руководитель учреждения согласовывают срок для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания. Данный срок не может превышать 5 рабочих дней со дня вручения руководителю учреждения акта проверки (п. 108 Административного регламента).

По результатам проверки оформляется акт с описанием каждого выявленного нарушения (п. 103 Административного регламента). При этом указываются положения законодательства, которые не были соблюдены; отмечается, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем оно выразилось, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо, допустившее нарушение.

Если учреждение несогласно с какими-либо выводами ревизоров, в течение срока ознакомления с актом проверки необходимо подготовить возражения в письменной форме. В этом случае руководитель учреждения делает пометку перед своей подписью в акте проверки и вместе с подписанным актом представляет письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки (п. 109 Административного регламента).

Стандартная форма возражений не установлена. При этом ответный текст должен содержать указание на акт проверки и замечания, на которые приводятся возражения. В письмен ных возражениях целесообразно обосновать свою точку зрения соответствующими положениями законодательства, разъяснениями уполномоченных органов, примерами судебной практики. Возможно, потребуется приложить копии документов, подтверждающих позицию учреждения.

Руководителю учреждения не стоит отказываться подписать акт проверки, так как в этом случае руководитель ревизионной группы на основании соответствующей записи в акте направит его почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 112 Административного регламента).

Таким образом, время подготовки возражений увеличится.

Пример

В акте проверки бюджетного учреждения ревизоры указали на неправомерную доплату отдельным сотрудникам сумм пособий в связи с временной нетрудоспособностью. Фактически выплаченные пособия превышали суммы, подлежащие расчету в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Проверяющие сделали вывод о неправомерном расходовании средств. В своих возражениях по акту проверки учреждение указало на то, что выплаты производились в соответствии с зарегистрированным в вышестоящем министерстве коллективным договором, который предусматривает доплату пособий по временной нетрудоспособности до 100% средней заработной платы при наличии трехлетнего стажа работы в учреждении. Коллективный договор соответствует ч. 3 ст. 41 ТК РФ. Источником данных выплат является приносящая доход деятельность. Таким образом, учреждение правомерно использует имеющиеся источники. Учреждение также указало на судебную практику – постановление ФАС ВСО от 15.01.2010 по делу № А74-1326/2009.

В результате проверяемое учреждение должно получить письменное заключение руководителя ревизионной группы по представленным возражениям, которое должно быть составлено в течение 30 рабочих дней со дня получения возражений и утверждено лицом, назначившим проверку.

Заключение может быть направлено почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передано под расписку руководителю учреждения либо уполномоченному им лицу (п. 110 Административного регламента).

Обжалование

Дальнейший порядок рассмотрения материалов проверки и принятия по ней решения руководителем Росфиннадзора (территориального органа) установлен пп. 114–121 Административного регламента. По результатам проверки может быть вынесено обязательное к исполнению должностными лицами учреждения предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ (п. 122 Административного регламента).

Если вынесенное по результатам ревизии представление лишь устанавливает недостатки (например, при исполнении бюджетного процесса) и способы их устранения и не предполагает дальнейших административных принудительных мер, такой документ не является нормативным правовым актом и не может быть оспорен в арбитражном суде. Как отмечалось в судебных решениях, подобные постановления не нарушают права и интересы должностных лиц, в отношении которых они вынесены, соответственно не могут быть признаны незаконными (постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 № А72-6676/2008, определение ВАС РФ от 16.04.2009 № ВАС-3886/09 по делу № А15-1593/2007).

В случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении учреждение вправе направить жалобу в Росфиннадзор (территориальный орган) (п. 147 Административного регламента). При рассмотрении жалобы могут быть запрошены дополнительные материалы.

При поступлении жалобы со всеми материалами по проверке назначается дата ее рассмотрения в пределах десятидневного срока (п. 161 Административного регламента).

При рассмотрении жалобы должны быть учтены ходатайства, направленные руководителем учреждения (п. 156 Административного регламента). В случае принятия заместителем руководителя Росфиннадзора, правомочным рассматривать жалобу, решения об удовлетворении ходатайства в решении по жалобе делается соответствующая запись. Копия определения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении ходатайства направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении учреждению.

Пример

Руководитель учреждения направил в территориальный орган Росфиннадзора ходатайство о переносе срока рассмотрения жалобы с обоснованием объективных причин. Если в случае отказа в удовлетворении ходатайства территориальный орган не вынесет соответствующего определения, данные действия можно будет оспорить.

Порядок рассмотрения жалобы установлен пп. 167–180 Административного регламента. В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении могут быть приняты:

  • определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции заместителя руководителя Росфиннадзора, рассматривающего жалобу;
  • одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ (включая решение об оставлении жалобы без удовлетворения, уменьшении административного наказания, отмене постановления и прекращении производства по делу, отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение).

Нормативный документ

При выявлении нецелевого использования бюджетных средств составляются протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ (п. 146 Административного регламента).

Действия должностных лиц Росфиннадзора проверяемое учреждение может обжаловать в досудебном порядке в вышестоящих органах либо сразу обратиться в арбитражный суд (п. 182 Административного регламента).

Действия территориальных органов обжалуются в Росфиннадзор, действия Росфиннадзора – руководителю Росфиннадзора, в Минфин России (п. 184 Административного регламента).

Руководитель учреждения вправе обратиться как с устной, так и с письменной жалобой. Представление жалобы в письменном виде позволяет установить предельный срок ее рассмотрения – 30 календарных дней с момента регистрации жалобы в соответствии с п. 186 Административного регламента. В исключительных случаях в связи с необходимостью получения дополнительных материалов либо проведения дополнительных мероприятий срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем учреждение должно быть уведомлено.

Установленной формы для такой жалобы нет, в то же время п. 186 Административного регламента содержит указание на обязательную информацию, которая должна содержаться в жалобе:

  • наименование органа, в который направляется письменное обращение, или фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица (либо его должность);
  • фамилия, имя, отчество обратившихся (полное наименование учреждения);
  • сведения о способе информирования о принятых мерах по результатам рассмотрения обращения;
  • изложение сути предложения, заявления или жалобы;
  • личная подпись;
  • дата.

При необходимости в подтверждение своих доводов обратившийся прилагает к письменному обращению документы либо их копии. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Росфиннадзора принимается решение об удовлетворении требований либо об отказе в удовлетворении жалобы, которое направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Запомнить

Если в письменном обращении не указаны фамилия отправителя и его почтовый адрес, обращение в работу не принимается (п. 188 Административного регламента).

Если учреждение не согласно с решением по обращению, оно вправе обжаловать его в судебном порядке (п. 192 Административного регламента).

Пример

Учреждение может оспорить привлечение к административной ответственности по факту нецелевого использования средств на том основании, что данное административное нарушение может быть признано малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

При подаче иска о признании нарушения малозначительным учреждению необходимо учитывать, что суды будут руководствоваться постановлением Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». В п. 18 постановления указывается на необходимость оценки конкретных обстоятельств правонарушения.

При этом добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Соответственно по данному вопросу суды принимают решения как в пользу учреждений об отмене административной ответственности (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2009 по делу № А82-4094/2009-28), так и решения о правомерности привлечения к административной ответственности (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2010 по делу № А03-15412/2009).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль