Подразделение обособленное – проблемы общие

1463
В системе учреждений государственного сектора создано огромное количество территориально обособленных подразделений, ведущих хозяйственную деятельность по месту своего нахождения. Они могут быть наделены правами юридического лица либо не иметь таких полномочий. В данной статье рассмотрим порядок осуществления операций между головными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами). В практике реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ этот вопрос стоит наиболее остро.

Нормативное регулирование

Между головным учреждением и его обособленными подразделениями осуществляются разные операции, в том числе по перечислению денежных средств.

В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденными приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 136н/526, задание на оказание услуг (выполнение работ) для обособленного (структурного) подразделения федерального бюджетного учреждения устанавливается его руководителем.

Аналогично в соответствии с п. 23 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования к плану ФХД) определено, что план обособленного подразделения утверждается руководителем соответствующего учреждения.

Таким образом, на федеральном уровне решено, что перечисление субсидии на финансовое обеспечение госзадания, а также субсидии на иные цели осуществляется в установленном порядке на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими бюджетным и автономным учреждениям, с учетом обособленных подразделений.

В целях разъяснения положений нормативных правовых актов по рассматриваемому вопросу Минфином России было подготовлено письмо от 09.02.2012 № 02-03-09/429, направленное в адрес главных распорядителей средств федерального бюджета.

Запомнить

Полученные учреждением субсидии перечисляются на счета учета операций со средствами обособленных подразделений (в объеме, направленном для этих подразделений). Субсидия обособленному подразделению перечисляется учреждением – головной организацией.

Указанное письмо содержит разъяснения, касающиеся особенностей оформления документов в части предоставления субсидий учреждениям, имеющим обособленные подразделения, а также отражения операций по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами.

Операции с субсидиями

Рассмотрим взаимосвязь между учреждением и обособленным подразделением в рамках субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

Согласно п. 8 Порядка санкционирования расходов1 основанием для санкционирования органами Федерального казначейства (ОФК) оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), служат Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на _____ год (ф. 0501016) (далее – Сведения).

Сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану ФХД. На основании Сведений, утвержденных учреждению с учетом обособленных подразделений и исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), составляются отдельно:

  • Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением;
  • Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому обособленному подразделению.

При этом в Сведениях, составленных для осуществления расходов за счет целевых субсидий самого учреждения, в числе прочих отражаются операции по перечислению денежных средств между учреждением (головной организацией) и обособленными подразделениями (без прав юридического лица) по коду 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ.

ОФК отражает на открытом учреждению отдельном лицевом счете показатели Сведений для осуществления расходов за счет целевых субсидий самого учреждения.

В целях санкционирования расходов за счет целевых субсидий обособленными подразделениями, в ОФК по месту нахождения подразделения представляются Сведения, сформированные и утвержденные с учетом следующих особенностей.

Нормативный документ

Разъяснения по вопросу отражения на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, а также в бюджетном учете и отчетности органов Федерального казначейства операций между головным учреждением и его обособленными подразделениями даны в письме Федерального казначейства от 09.08.2011 № 42-7.4-05/2.6-533.

В заголовочной части Сведений указываются:

  • в поле «Государственное (муниципальное) учреждение (подразделение)» – наименование обособленного подразделения;
  • в поле «Наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя» – наименование учредителя в отношении учреждения (головной организации).

Остальные реквизиты заголовочной части, а также показатели табличной части Сведений по графам и строкам заполняются в порядке, установленном Требованиями к плану ФХД.

При этом в целях санкционирования оплаты денежных обязательств в графе 3 «Код КОСГУ» табличной части Сведений указывается код КОСГУ, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия (например, 510 «Поступление на счета бюджетов», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и т. д.).

Формирование госзадания и плана ФХД

При формировании госзадания для обособленного подразделения в заголовочной части в поле «(наименование федерального государственного учреждения)» указываются наименование учреждения (головной организации), а в скобках наименование обособленного подразделения.

На основании п. 2 Требований к плану ФХД особенности составления и утверждения плана финансового-хозяйственной деятельности обособленных подразделений устанавливается нормативным правовым актом учредителя.

Лицевые счета

Рассмотрим порядок открытия и ведения лицевых счетов, предназначенных для отражения операций по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме от имени федеральных органов государственной власти (государственных органов); далее – лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (лицевые счета).

Запомнить

Учреждение представляет в ОФК Сведения, утвержденные в соответствии с п. 24 Требований к плану ФХД учредителем, а также Сведения, сформированные и подписанные учреждением для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением.

Открытие лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств регламентируются приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее – Приказ № 7н).

Согласно Приказу № 7н для открытия соответствующего лицевого счета бюджетное учреждение, принимающее бюджетные полномочия, представляет в ОФК документы, предусмотренные пп. 2.12 и 2.17 указанного приказа, в том числе копию документа о передаче бюджетных полномочий (далее – правовой акт).

Формирование правового акта осуществляется федеральным органом государственной власти (государственным органом), передающим обособленному подразделению бюджетные полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств перед физическими лицами, в соответствии с Порядком № 5901.

Таким образом, в случае передачи федеральным органом государственной власти (государственным органом) обособленному подразделению полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в территориальном ОФК указанным органом открывается лицевой счет для учета соответствующих операций на основании представленной обособленным подразделением копии правового акта, оформленного с учетом положений письма Минфина России от 09.02.2012 № 02-03-09/429, а также документов, предусмотренных Приказом № 7н.

Запомнить

Согласно п. 1.2 Приказа № 7н на обособленное подразделение распространяются положения указанного приказа, регламентирующие вопросы в отношении бюджетного учреждения.

В правовом акте указываются:

1. публичные обязательства, полномочия по осуществлению которых передаются федеральным органом государственной власти (государственным органом) обособленному подразделению;

2. права и обязанности обособленного подразделения по исполнению переданных ему полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), в том числе по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;

3. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленным подразделением переданных полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа);

4. порядок проведения федеральным органом государственной власти (государственным органом) контроля за осуществлением обособленным подразделением переданных полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа);

5. реквизиты территориального ОФК, в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям, открытый федеральному органу государственной власти (государственному органу) как получателю бюджетных средств.

Запомнить

Положения письма Минфина России от 09.02.2012 № 02-03-09/429 распространяются на федеральные бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в установленном порядке полномочия главного распорядителя бюджетных средств и их обособленные (структурные) подразделения (филиалы).

официальное мнение

Татьяна Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина России

В соответствии с положениями п. 2.33 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н, если организации уже были открыты другие лицевые счета в ОФК, то для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств повторное представление тех документов, которые ранее уже были представлены в указанный орган, не требуется (за исключением Заявления на открытие лицевого счета).
Кроме того, если состав должностных лиц, имеющих право подписи документов при совершении операций по ранее открытым лицевым счетам организации и открываемому ей лицевому счету получателя бюджетных средств совпадают, то организация вправе не представлять Карточку образцов подписей к лицевым счетам.
В этом случае при открытии лицевого счета получателя бюджетных средств Федеральное казначейство считает возможным использование имеющейся в ОФК Карточки образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531833). Ее дополняют номером лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого организации, с подтверждением внесенного изменения подписью главного бухгалтера ОФК.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль