Когда закон на стороне руководителя

1366
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Прошло уже больше двух лет с момента начала действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако практика применения этого нормативного документа до сих пор не наработана. Учредители и иные контролирующие органы при проведении проверок зачастую превышают свои полномочия. В такой ситуации руководителю бюджетного учреждения важно знать свои права и уметь их отстаивать.

Пределы контроля

Напрактике основной проблемой осуществления контроля государственными(муниципальными) органами является, как ни странно, определение границ ихконтрольно-надзорных полномочий.

Запомнить

Выход контролирующих органов за пределы правомочий, установленных законодательством, является правонарушением и может быть квалифицирован как коррупционные действия с применением различных мер воздействия, направленных на пресечение незаконных инициатив, вплоть до применения уголовного наказания.

Статья 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ(далее - Закон № 294-ФЗ) устанавливает пределы полномочий контролирующихорганов. Государственные (муниципальные) органы, осуществляющиеконтрольно-надзорные полномочия, не вправе:

1. проверять выполнениеобязательных требований и требований, установленных муниципальными правовымиактами, если они не относятся к полномочиям органов государственного(муниципального) контроля (надзора);

2. осуществлять плановую иливнеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведениируководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителяучреждения (существует возможность участия в проверке профессиональныхюристов, экономистов, экспертов, которым выдается доверенность напредставление интересов учреждения);

3. требовать представлениядокументов, информации, образцов продукции, проб обследования объектовокружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверкиили не относятся к ее предмету, а также изымать оригиналы таких документов;

4. отбирать образцы продукции,пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведенияих исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отбореуказанных образцов, проб по форме и в количестве, превышающем нормы,установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб иметодами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами илидействующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническимидокументами;

5. распространять информацию,полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную,коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев,предусмотренных законодательством РФ;

6. превышать установленные срокипроведения проверки;

7. осуществлять выдачуюридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счетмероприятий по контролю.

Запомнить

Существует только один орган, уполномоченный на осуществление надзорных функций в любой сфере деятельности учреждений, который вправе самостоятельно инициировать проверку соблюдения законодательства – Прокуратура РФ.

Знание своих прав и обязанностей, установленных Законом № 294-ФЗ, позволит руководителю предотвратить возможность незаконного вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность учреждения, грамотно составить возражения в отношении акта проверки, обжаловать выданное предписание, отстоять свои права в суде.

Гарантии руководителям

На практике нередки ситуации,когда учреждения посещают с целью проведения проверки по одному и тому жеповоду (предмету, основанию) разные государственные (муниципальные) органы. Особеннотяжелыми являются посещения органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетнойсфере, начиная с ревизионных групп и комиссий учредителя и заканчиваяфинансовыми органами в лице аудиторов контрольно-счетных палат, служб,осуществляющих государственный финансовый (муниципальный) контроль.

В настоящее время законодательпредусматривает, что указанные органы в соответствующем регламенте должныопределить порядок взаимодействия друг с другом для того, чтобы жизньучреждения не превращалась в одну сплошную проверку.

Утверждаться такиеадминистративные регламенты взаимодействия могут путем одновременного изданиясоответствующих приказов всеми органами, которые осуществляют проверкуучреждения в рамках одного вида государственного (муниципального) контроля.

В административных регламентахконтролеры устанавливают сроки и последовательность действий проверяющихорганов, а также определяют порядок обмена информацией между ними.

Запомнить

На уровне федерального закона сроки разработки и утверждения административных регламентов взаимодействия не установлены. Поэтому говорить об оптимизации контрольно-надзорной деятельности проверяющих органов не приходится.

Законом № 294-ФЗ вменяется в обязанность должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия, ознакомить руководителя, должностных лиц учреждения или его представителей с административным регламентом (при наличии соответствующей просьбы со стороны указанных лиц).

При начале проверки контролеры обязаны предоставить заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля (надзора). Документы вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения с одновременным предъявлением служебных удостоверений.

Нарушения при внеплановых проверках

Запомнить

Важным моментом является включение проверки учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок, утверждаемый органом, осуществляющим государственный (муниципальный) контроль. Указанный план направляется утвердившим его органом в прокуратуру, которая может внести предложение о совместном проведении плановой проверки.

В случае отсутствия основанийдля проведения плановой проверки, предусмотренных ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, вотношении учреждения может быть проведена внеплановая проверка.

Опыт осуществления контрольнойдеятельности органами исполнительной власти, являющимися учредителями казенныхучреждений, показывает, что требования к порядку проведения внеплановыхпроверок, установленные ст. 10 Закона № 294-ФЗ,нарушаются повсеместно.

Рассмотрим основания дляпроведения внеплановой проверки и типичные нарушения, которые допускаютконтролирующие органы.

Неисполнениепредписаний. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ одним из оснований длявнеплановой проверки является истечение срока исполнения учреждением ранеевыданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательныхтребований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Руководитель должен понимать,что обязанность выносить указанные предписания и проверять их исполнение существуетне у всех контролирующих органов. Если это прямо не предусмотрено в положенииоб органе, он не выносит предписание, а составляет акт по результатам проверки.Существуют специальные органы, созданные для осуществления контрольныхмероприятий. Их специалисты, обладая более высоким уровнем квалификации,способны дать правовую оценку деятельности учреждения.

Пример

Органы Рострудинспекции уполномочены на вынесение предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. В то же время учредители казенных учреждений при осуществлении полномочий по внутриведомственному контролю за соблюдением норм трудового законодательства не вправе выносить предписания, а также включать полномочия по вынесению предписаний в тексты административных регламентов проведения проверок.

Жалобына учреждение. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ внеплановаяпроверка может проводиться в случае поступления в органы государственного(муниципального) контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в т. ч.индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовойинформации о фактах:

  • возникновения угрозы или причинения вреда жизни,здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектамкультурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасностигосударства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан,права которых нарушены).

Указанные заявлениярассматриваются в порядке внеплановой проверки исключительно при наличииоснований. Так, учредитель не имеет права проводить внеплановую проверку пожалобе работника казенного учреждения на неправильное начисление заработнойплаты, поскольку очевидно, что при этом не происходит причинение вреда егожизни и здоровью.

Распоряжение«сверху». И,наконец, согласно подп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для внеплановойпроверки учреждения может стать приказ (распоряжение) руководителя органагосударственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениямиПрезидента РФ или Правительства РФ. А также на основании требования прокурора опроведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов попоступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Запомнить

Поручения должностных лиц и органов, не указанных в подп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (например, глав субъекта РФ или муниципального образования), не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки.

Обратите внимание на необходимость согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ. Если такое согласование не проводилось, осуществление проверки, а также ее результаты могут быть обжалованы руководителем путем подачи жалоб в правоохранительные органы, судебных исков в рамках гражданского судопроизводства, а также направлением соответствующих заявлений и обращений в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль