Конкурируй или проиграешь

989
 Сидорова И.
Финансовый консультант юридической компании «Налоговик»
Рынок – понятие для бюджетных учреждений новое. Но именно внедрение рыночных принципов в их деятельность – одна из приоритетных задач реформирования. Неотъемлемой частью рыночной экономики является конкуренция. О ней и пойдет речь далее.

Конкуренция: зло или благо

Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – это экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия деятельности. Так называемая конкурентная борьба обусловлена ограниченностью экономических ресурсов, которые необходимо получить от потребителя или отвоевать у конкурента.

Стимулом конкурентной борьбы является стремление превзойти других – подать товар в более выигрышном свете и оказать потребителю услугу высшего качества.

Пример

Частные и государственные школы могут конкурировать по нескольким направлениям: размер платы за дополнительные услуги, набор этих услуг, разнообразие питания, отношение к ученикам и родителям. Однако часто эта конкуренция мнимая, ведь один и тот же учитель может работать как в частной школе, так и в государственной.

То же самое и с медицинскими центрами. Желание сэкономить личное время приведет человека в коммерческую медицинскую организацию. Однако есть большая вероятность, что там ему окажет помощь тот же врач, который ведет прием в муниципальной поликлинике бесплатно.

Все решает потребитель

Конкуренция на рынке некоммерческих продуктов, в частности социальных услуг, – это своего рода соревнование между учреждениями за потребителя. При этом конкурентная борьба направлена главным образом не на получение прибыли, как в случае с коммерческими организациями, а на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Конкуренция помогает учреждению завоевать определенную позицию, оправдать собственное существование за счет бюджетных источников.

Запомнить

Внедрение государственных (муниципальных) заданий направлено на реализацию принципа «голосования ногами». В соответствии с этим принципом потребитель сам решает, в какое именно учреждение ему обратиться. Таким образом, главная конкурентная стратегия для бюджетных учреждений в настоящее время – ориентация на потребителя и борьба за него.

Некоммерческие организации могут конкурировать как между собой, так и с коммерческими субъектами. В этом случае конкурентная борьба возникает, например, в культурно-досуговой сфере: государственные (муниципальные) учреждения культуры соперничают с многочисленными коммерческими клубами, танцхоллами, выставочными залами. В сфере медицинских и образовательных услуг государственные (муниципальные) учреждения и частные организации предлагают потребителям идентичные услуги.

Пример

Высшие учебные заведения схожего профиля – государственные и частные – предлагают на рынке образовательные услуги по подготовке специалистов различных направлений. При этом наблюдается монополистическая конкуренция: на рынке присутствует множество продавцов, предлагающих схожие продукты разного качества по различным ценам. Однако и здесь есть свои особенности. Дипломы коммерческих вузов меньше востребованы, поскольку часто вызывают недоверие работодателей. Однако коммерческие вузы, в отличие от государственных, могут похвастаться индивидуальным подходом к каждому студенту.

мнение специалиста

Марина Седова,
канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансы»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»

Гипотеза Тибу («голосование ногами») изначально затрагивала выбор экономическими агентами административно-территориальной единицы, в которой им будут обеспечены условия, в наибольшей степени соответствующие их предпочтениям. Однако эта гипотеза может быть применена и в отношении выбора потребителями бюджетного учреждения, оказывающего наилучшим образом государственные (муниципальные) услуги.

В качестве примера реализации принципа «голосования ногами» можно привести принятие Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», позволившего пациентам самостоятельно выбирать врача и медицинское учреждение.

Победит в конкурентной борьбе та некоммерческая организация, которая сумеет произвести наиболее востребованный продукт, обладающий максимальным социальным эффектом. Ведь именно достижение социального эффекта (например, повышение общего уровня образования населения, культурного уровня, сокращение смертности или беспризорности) декларируют все некоммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности.

Как продать услугу?

Для того чтобы привлечь потребителей платных услуг, бюджетные учреждения могут:

  • повысить качество услуг (в том числе внимательнее и вежливее относиться к потребителям);
  • снизить цены;
  • ввести дополнительные сервисы;
  • предложить выгодные условия платежей;
  • расширить ассортимент товаров;
  • воздействовать на потребителя через рекламу.

Почему учреждение должно идти на такие меры? К этому его подталкивает рыночная конкуренция. Рыночная конкуренция (т. е. наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти) выступает как главная регулирующая система в экономике.

Чем выше конкуренция, тем в конечном счете лучше потребителям, ведь организации, которые оказывают некачественные услуги, просто не смогут на таком рынке выжить.

Запомнить

Конкурентное преимущество достигается тогда, когда организация предлагает потребителю услугу (работу, товар) такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет.

Создав преимущество, учреждение устанавливает более высокие цены на свою услугу (работу, товар) и получает большую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим.

Конкуренция в России закреплена законодательно. Так, целью Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и т. д. Закон распространяется на все типы юридических лиц, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции аналогичен совершенному конкурентному рынку в том смысле, что на нем также действует много организаций и проникновение новых не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая организация продает особый тип товара (оказывает особый вид услуги), отличающийся по качеству, оформлению или престижности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль