“Курс на сближение с международными стандартами”

2350
 Пупасов П.А.
Начальник отдела методологии интегрированных систем управления государственными и муниципальными финансами Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Закон о бухгалтерском учете каждый бухгалтер должен знать, как Отченаш, – именно в нем содержатся единые требования к бухгалтерскому учету. В настоящее время действует закон, принятый в далеком 1996 году. Но уже совсем скоро, с 1 января 2013 г., он утрачивает силу в связи с вступлением в силу Закона № 402-ФЗ. Чтобы подойти к этому моменту во всеоружии, предлагаем читателям интервью с Павлом Алексеевичем Пупасовым, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса, в котором он рассказал о сходствах и отличиях двух законов.

- Павел Алексеевич, обозначьте в общих чертах, что принципиально нового содержится в Законе № 402-ФЗ? Не произойдет ли с его вступлением в силу революции в бухгалтерском учете?

— Нет, революции точно непроизойдет, так как многие ключевые положения Закона № 129-ФЗ сохранили преемственностьи в новом законе. В то же время есть целый ряд положений, которые введенывпервые в целях сближения с международными стандартами, приведениябухгалтерского учета в соответствие с современными экономическими реалиями.

Для читателей ФСБО оченьзначимым является тот факт, что в Законе № 402-ФЗ введено отдельное понятие"организации государственного сектора". К ним относятсягосударственные (муниципальные) учреждения, государственныеакадемии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органыуправления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственныхвнебюджетных фондов.

Это важно, так как учреждениявыделены в качестве отдельных экономических субъектов, в законе учтенаспецифика их деятельности. Тем самым вносится ясность в применение имиположений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

– Что для организаций госсектора оговорено особо?

— Преждевсего, что на них распространяется действие данного закона. В статье 2 такжеособо отмечено, что закон применяется при ведении бюджетного учета активов иобязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований,операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлениибюджетной отчетности.

Крометого, законом установлено, что формы первичных учетных документов, регистровбухгалтерского учета, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности дляорганизаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации. Эти формулировки раз и навсегда положатконец вопросам такого плана: использовать для выдачи наличных денег платежнуюведомость формы 0301011 согласно Положению № 373-П или формы 0504403согласно Приказу № 173н. Ответ очевиден. Конечно, нужно применять форму0504403, так как именно она утверждена бюджетным законодательством.

Другие экономические субъектыформы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учетаразрабатывают и утверждают самостоятельно. Закон № 402-ФЗ не содержитобязательных требований о необходимости составления первичных учетных документовпо унифицированным формам. Единственное требование, которое должно быть выполнено,— наличие обязательных реквизитов, предусмотренных законом. Отмечу, что сейчасЗакон № 129-ФЗ не устанавливает обязательные реквизиты регистров учета.

– Наверняка новым законом введены и другие важные и нужные понятия…

—Безусловно. Я бы особо отметил три: стандарт бухгалтерского учета,международный стандарт, факт хозяйственной жизни.

Стандарт бухгалтерского учета— это документ, устанавливающий минимально необходимые требования кбухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.Международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которогоявляется обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретногонаименования такого стандарта.

Фактхозяйственной жизни определен как сделка, событие, операция, которые оказываютили способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта,финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.Согласно пункту 1 статьи 9 каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлениюпервичным учетным документом.

Введениеэтих понятий говорит о том, что в России проводится курс на разработкуфедеральных и отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерскогоучета, максимально приближенных к международным стандартам. На сайте МинфинаРоссии уже размещены для ознакомления и общественного обсуждения стандартыфинансовой отчетности для государственного сектора.

– Расскажите поподробнее о стандартах. Если коммерческие организации уже работают по стандартам, то для государственных (муниципальных) учреждений это абсолютно новое понятие.

— С датывступления в силу Закона № 402-ФЗ кардинально изменятся методы правового регулированиябухгалтерского учета. Они изложены в третьей главе. В ней установлены принципырегулирования бухгалтерского учета, документы в области регулирования,субъекты, обладающие правом регулирования, и их функции.

Одними из важнейших принципов регулирования бухгалтерскогоучета провозглашены такие:

  • соответствия федеральных иотраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой)отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • единства системытребований к бухгалтерскому учету;
  • применения международныхстандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В статье 21 Закона № 402-ФЗопределен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета, ккоторым относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в областибухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандартыобязательны к применению. Федеральные стандарты могут устанавливатьспециальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, плансчетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетнойсферы. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральныхстандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендацииприменяются на добровольной основе. Стандарты экономического субъектапредназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отменыустанавливаются этим субъектом самостоятельно. Разумеется, что всеперечисленные стандарты не должны противоречить друг другу.

– Кто будет адаптировать международные стандарты к российской действительности, разрабатывать и утверждать стандарты бухгалтерского учета, Минфин России?

- Статьей22 Закона № 402-ФЗ определены субъекты регулирования бухгалтерского учета, ккоторым относятся государственные органы (уполномоченный федеральный орган иБанк России) и субъекты негосударственного регулирования (саморегулируемыеорганизации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности,аудиторов, иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерскогоучета).

Кфункциям Минфина России как уполномоченного федерального органа исполнительнойвласти отнесены:

  • утверждение программы разработкифедеральных стандартов;
  • утверждение федеральных и отраслевыхстандартов, обобщение практики их применения;
  • организация экспертизы проектовстандартов бухгалтерского учета;
  • утверждение требований коформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • участие в разработке международныхстандартов;
  • представление России в международныхорганизациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерскогоучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для проведения экспертизыпроектов федеральных стандартов при Минфине России создается совет постандартам бухгалтерского учета.

Субъекты негосударственного регулированиябухгалтерского учета вправе разрабатывать проекты федеральных стандартов,проводить их публичное обсуждение и представлять в уполномоченный федеральныйорган; участвовать в подготовке программы разработки федеральных стандартов ив экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета; разрабатывать и приниматьрекомендации в области бухгалтерского учета; участвовать в разработкемеждународных стандартов.

Таким образом, функции поразработке стандартов переданы субъектам негосударственного регулированиябухгалтерского учета.

Минфин России разрабатываетфедеральные стандарты только в двух случаях: для организаций государственногосектора и в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерскогоучета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренныйутвержденной программой.

– В начале нашей беседы Вы сказали, что многие положения Закона № 129-ФЗ и в новом законе остались прежними. Какие именно?

— В частиорганизации ведения бухгалтерского учета Закон № 402-ФЗ, как и Закон № 129-ФЗ,обязывает руководителя экономического субъекта возложить ведениебухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) илизаключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Неизменились основополагающие принципы формирования и применения учетнойполитики, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризацииактивов и обязательств. Единственное отличие состоит в том, что в Законе №402-ФЗ не устанавливается перечень обязательных условий проведения инвентаризации,а лишь сделана ссылка на федеральное законодательство, федеральные и отраслевыестандарты.

Закон402-ФЗ не внес каких-то существенных изменений и в положения, регулирующиесоставление и представление отчетности.

Отчетныепериоды для годовой, промежуточной отчетности остались прежними. Одной изновелл является положение, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считаетсясоставленной после подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Законом № 402-ФЗ не предусмотрено,что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана главным бухгалтеромили лицом, на которого возложено ведение бухгалтерского учета. Следовательно,ответственность за правильность ее составления несет руководительэкономического субъекта.

– Каким же образом теперь распределяется ответственность между руководителем и главным бухгалтером?

— Согласно части 3 ст. 7 Закона№ 402-ФЗ руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета наглавного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключитьдоговор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В случаеразногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главнымбухгалтером  данные, содержащиеся впервичных учетных документах, должны приниматься или не приниматься кбухгалтерскому учету по письменному распоряжению руководителя. Распоряжениенужно и для отражения (неотражения) объекта бухгалтерского учета в отчетности.

Таким образом, если руководительдал главному бухгалтеру письменное распоряжение к исполнению, он единоличнонесет ответственность за принятое решение.

– В заключение нашей беседы, что бы Вы порекомендовали нашим читателям для своевременной подготовки к изменениям в законодательстве?

— Я быхотел пригласить все бухгалтерское сообщество принять активное участие визучении и обсуждении стандартов финансовой отчетности для государственногосектора. От ваших замечаний и предложений во многом будет зависеть совершенствонормативной базы и удобство дальнейшей работы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль