Уплата налога на прибыль учреждениями ФСИН

6648
В статье рассматривается порядок учета в целях обложения налогом на прибыль доходов, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы в рамках возложенной на них государственной функции по привлечению осужденных к труду. А также денежных средств, получаемых территориальными органами ФСИН России от государственных учреждений уголовно-исполнительной системы по решению федерального органа исполнительной власти.

Доходы от реализации продукции, выпускаемой учреждениями

Подпунктом 33.1 п. 1 ст. 251Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что при определенииналоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в видесредств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных(муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иныхгосударственных (муниципальных) функций.

Согласно ст. 120 Гражданскогокодекса РФ казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с п. 2 ст. 24Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлятьприносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижениюцелей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии,что такая деятельность обозначена в ее учредительных документах.

Аналогичное правило закреплено в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

В соответствии с п. 10 ст. 241БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральнымиказенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы (далее -учреждения наказания), в результате осуществления ими собственнойпроизводственной деятельности в целях исполнения требованийуголовно-исполнительного законо­дательства РФ об обязательном привлеченииосужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Данные средства отражаются налицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых им в территориальныхорганах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечениеосуществления функций данных учреждений сверх бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 6 БК РФ кгосударственным (муниципальным) относятся услуги (работы), оказываемые(выполняемые) органами государственной власти (органами местногосамоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях,установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Казенное учреждение - государственное(муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных(муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных(муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренныхзаконодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственныхорганов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельностикоторого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основаниибюджетной сметы.

Таким образом, для ответа на вопрос об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов от собственной производственной деятельности учреждений наказания необходимо определить, признается ли такого рода деятельность государственной (муниципальной) услугой (работой).

Пунктом 3 постановления № 6711 главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, поручено утвердить ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) этими учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Постановлением № 671утверждена форма таких перечней, а также требование о размещении их наофициальных сай­тах в сети Интернет.

На основании п. 1 Положения оФедеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от13.10.2004 № 1314 (далее - Указ № 1314), ФСИН России подведомственна МинюстуРоссии.

В целях исполнениявышеуказанного поручения издан приказ от 07.10.2010 № 251 «Об утвержденииПеречня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимисяв ведении Минюста России федеральными государственными учреждениями в качествеосновных видов деятельности» (далее - Перечень № 251).

Перечень № 251 не содержит государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Следовательно, правила подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении доходов, полученных от оказания услуг (выполнения работ) учреждениями наказания, как не признаваемых реализацией государственной функции, не применяется.

Данный вывод подтверждает письмо Минфина России от01.03.2012 № 03­03-10/18, которое доведено до сведения налоговых органовписьмом ФНС России от 27.03.2012 № ЕД-4-3/5100@.

Минфин России, проанализировавположения налогового и бюджетного законодательства, пришел к выводу о том, чтооно позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги(работы) при следующих условиях: возможность осуществления приносящей доходдеятельности закреплена в уставах учреждений; осуществление указаннойдеятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в ихуставах, в связи с чем положения подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к темгосударственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение)которых напрямую связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиямиорганов государственной власти (государственных органов) или органов местногосамоуправления.

Статьей 13 Закона РФ от21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказанияв виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1) установлена обязанностьучреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. Такжеполномочия по привлечению осужденных к труду возложены на ФСИН России Указом №1314.

Таким образом, подгосударственной функцией в данном случае следует понимать привлечениеосужденных к труду.

Реализация продукции,выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, по мнению Минфина России, неможет рассматриваться в качестве госфункции и, следовательно, не являетсягосударственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной(муниципальной) функцией.

Из вышеизложенного следует, что положения подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не применяются. Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Доходы, получаемые от предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ квнереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученногоимущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев,указанных в ст. 251 НК РФ.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 251 НКРФ при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются доходы ввиде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями (до01.01.2007 - бюджетными учреждениями) по решению органов исполнительной властивсех уровней.

В соответствии с Законом №5473-1 Минюстом России был издан приказ от 03.02.2003 № 26 «О специальныхвнебюджетных фондах Главного управления исполнения наказания Министерстваюстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительнойсистемы Министерства юстиции Российской Федерации», а затем ФСИН России былиздан приказ от 15.03.2005 № 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи».Согласно данному приказу ФСИН России и ее территориальными органами формируютсясредства, предназначенные для укрепления материальной базы по организации ипроведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы,проведения общественных мероприятий, носящих социальный характер, содействиятрудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обеспечения сотрудниковуголовно-исполнительной системы и других целей.

Источниками формируемыхсредств ФСИН России и ее территориальных органов являются доходы отдеятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и прибыль предприятийуголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей.

Организации, входящие в уголовно-исполнительную систему, от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей, перечисляют 10% на счет ФСИН России и 20% – на счет соответствующего территориального органа службы. Тем самым федеральным и территориальным органам уголовно-исполнительной системы предоставлено право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям и предприятиям из доходов от производственной деятельности и прибыли в размере не более 30% после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Данные средства зачисляютсякак целевые взносы, получаемые органами уголовно-исполнительной системы всоответствии с Законом № 7-ФЗ и расходуются на цели согласно предназначению,указанному в сметах доходов и расходов. И, следовательно, выступают в качествебезвозмездной помощи в виде целевых средств на оказание финансовой и социальнойподдержки, что отвечает требованиям подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В многочисленных спорах поповоду порядка учета денежных средств, получаемых территориальными органамиФСИН России от государственных учреждений уголовно-исполнительной системы врамках целевого финансирования на ведение уставной деятельности, суды приходятв вышеизложенному выводу (постановления ФАС Северо-Западного округа от14.03.2008 № А56-28706/2007, ФАС Центрального округа от 21.01.2008 №А09-2833/07-21, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2007 №Ф04-8380/2007(40715-А45-15), определение ВАС РФ от 31.03.2008 № 4059/08).

В частности, ФАСВосточно-Сибирского округа в постановлении от 11.03.2008 №А78-2576/07-С3-9/146-Ф02-182/08, проведя анализ представленныхналогоплательщиком документов установил следующее. Спорные денежные средствапоступали территориальному органу ФСИН России по решению органов исполнительнойвласти федерального уровня. Этим органом исполнительной властирегламентированы цели, на которые следует направить поступившие денежныесредства, в т. ч. на ведение уставной деятельности. Спорные денежные средстваучитывались по отдельной смете доходов и расходов средств, поступающих вспециальные внебюджетные фонды. Налогоплательщиком велся раздельный учетдоходов и расходов указанных средств. В связи с изложенным суд обоснованнопришел к выводу, что денежные средства, полученные управлением от предприятийучреждений уголовно-исполнительной системы, имеют целевое назначение, являютсяисточниками финансирования уставной деятельности и не подлежат включению вналоговую базу по налогу на прибыль за указанные налоговые периоды.

Налоговые органы на местах в разное время давали аналогичные разъяснения (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 № 16-15/063442, УФНС России по Ленинградской области от 25.08.2005 № 05-06/08383).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль