Контроль в строительстве: что нужно знать бухгалтеру

7325
Предварительный, текущий и последующий контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансирование капитального строительства и капитального ремонта, осуществляют финансовоэкономические органы. При выявлении нарушений в учете и отчетности заказчиков-застройщиков соответствующими органами оформляются заключения о причинах непринятия к финансированию строек и объектов. Чтобы избежать такого рода проблем, бухгалтерам бюджетных учреждений нужно ясно представлять, как проводятся проверки строительных работ и как оформляется соответствующая документация.

Размещение заказов на строительство

Порядок выполнения подрядных работ для государственныхи муниципальных нужд определен в гл. 37 Гражданского кодекса РФ (ст. 763-768)(далее - ГК РФ). Основанием для заключения государственного или муниципальногоконтракта является заказ на выполнение подрядных работ, размещенный всоответствии с действующим законодательством* (ст. 765 ГК РФ).

Отличительной особенностью договора на подрядные работыдля государственных или муниципальных нужд является наличие условия о егообеспечении (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

В государственном или муниципальном контракте кромеспособов обеспечения исполнения обязательств сторонами должны указываться идругие существенные условия:

  • объем и стоимость работ;
  • сроки начала и окончания строительства;
  • размер и порядок финансирования работ.

К сожалению, подрядчик не всегда выполняет свою работукачественно. Как правило, брак обнаруживается уже после того, как объект сдан.

Если требований к качеству работы нет ни в договоре, нив технической документации, то арбитражный суд откажет учреждению-заказчику вудовлетворении заявленных требований по устранению подрядной организациейнедостатков в работе (постановление ФАС МО от 25.08.05 № КГ-А40/8115-05).

*Размещение заказов внастоящее время регламентируется Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ.

Качество выполненных работ может быть обусловлено:

  • договором на оказание услуг(ГОСТ или ОСТ);
  • требованиями, предъявляемыми кработам такого рода (используемый материал);
  • законами и иными правовыми актами.

Сроки предъявления требований к качеству выполненнойработы зависят от того, установлен ли на нее гарантийный срок.

В случае, когда такой срок не установлен, требования ккачеству заказчик может предъявить подрядчику в течение двух лет со дняпередачи результата работ, если иные сроки не установлены законом (п. 2 ст. 724ГК РФ). При этом по договорам строительного подряда установлен именно иной -предельный - срок: пять лет со дня передачи результата работ (ст. 756 ГК РФ).

Если на работу установлен гарантийный срок, то заказчиквправе предъявить подрядчику требования, связанные с недостатками в работе, втечение этого срока. По общему правилу исчисление гарантийного срока начинаетсясо дня, когда результат выполненной работы был принят или должен быть принят заказчиком.Если заказчик не мог пользоваться результатом работ по обстоятельствам,зависящим от подрядчика, то гарантийный срок исчисляется с того момента, когдаим можно было пользоваться (п. 2 ст. 471, п. 6 ст. 724 ГК РФ).

Гарантийный срок продлевается на то время, в течениекоторого заказчик не мог пользоваться результатом работ подрядчика, обнаружив вних какие-то недостатки. Однако это возможно при условии, если заказчикизвестил подрядчика об этих недостатках, причем сделал это в разумный или впредусмотренный договором срок.

Если подрядчик полностью переделал некачественнуюработу в течение гарантийного срока, то на новую работу устанавливается такойже гарантийный срок, что и на предыдущую (если иное не предусмотрено договором).

Государственный и ведомственный контроль за инвестиционной деятельностью

Бухгалтерам бюджетных учреждений следует иметь в виду,что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.06 № 807 договорыподряда на строительство нужно теперь заносить в Реестр государственныхконтрактов. Предварительный, текущий и последующий контроль за целевымиспользованием средств, направляемых на финансирование государственныхкапитальных вложений (далее - ГКВ) и капитального ремонта, осуществляютсоответствующие службы главного распорядителя бюджетных средств. Чаще всеготакими службами являются управления капитального строительства (далее УКС) либоструктурные подразделения в финансово-экономических управлениях.

Контрольный обмер

УКС могут проводить контрольные обмеры выполненныхработ на строительных объектах. Контрольные обмеры осуществляются доподписания акта приемки законченного строительством объекта и окончательногорасчета за выполненные работы с их исполнителем. Главным распорядителем могутбыть установлены квартальные задания по проведению контрольных обмеров. Квартальныезадания устанавливаются в соответствующих размерах (чаще всего - не менее 50%)от стоимости выполненных работ.

Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительныхработ производится путем инструментального обмера их в натуре и сопоставленияих с данными учета объемов работ, выполненных непосредственно узаказчика-застройщика и подрядной организации, и данными, содержащимися впроектной документации.

Перед производством контрольного обмера работники УКСсоставляют сводную ведомость оплаченных или предъявленных к оплате работ наоснове имеющихся в бухгалтерии расчетно-платежных документов.

По результатам контрольного обмера составляются акт иведомость пересчета стоимости работ, которые подписываются представителями УКС,руководителем и главным бухгалтером заказчика-застройщика, а также исполнителемработ.

Сводная ведомость оплаченных (предъявленных) работподписывается до начала контрольного обмера. Акт контрольного обмера утверждаетсяруководителем УКС. В случаях завышений объемов и (или) стоимости выполненныхработ, выявленных в результате контрольных обмеров и проверкирасчетно-платежных документов, служащих основанием для получения средств,излишне полученные суммы взыскиваются с исполнителей работ.

Нередко УКС проводят контрольные обмеры пооборудованию, сданному в монтаж. За выявленные завышения объемов и стоимостивыполненных работ в расчетно-платежных документах, служащих основанием дляполучения денежных средств, руководители, главные бухгалтера, другиедолжностные лица заказчиков-застройщиков и исполнители работ привлекаются кответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольная проверка на соответствие

Приемо-сдаточная документация по строительным работам,хранящаяся в бухгалтерии, вполне может быть подвергнута контрольной проверкесоответствия работ, указанных в актах приемки проектных работ, фактическивыполненным работам и правильности определения их сметной стоимости.

При установлении завышений в актах приемки проектныхработ излишне полученные суммы подлежат удержанию проектной организации приоплате очередных счетов за выполненные работы. При этом УКС проверяют каксводные сметные расчеты, так и объектные (локальные сметы), на основаниикоторых производятся расчеты за выполненные работы. По результатам проверкисоставляются заключения, содержащие расчеты, выводы и предложения. В заключенияхотражаются выявленные завышения и (или) занижения сметной стоимости.

Контроль за целевым использованием средств

В подрядном договоре обязательно должны бытьпредусмотрены права УКС на осуществление контроля за целевым использованиемсредств, направляемых на финансирование ГКВ и капитального ремонта субъектамиинвестиционной деятельности. УКС принимают документы для финансирования ГКВ икапиталь­ного ремонта, если они отвечают за это по действующемузаконодательству. При выявлении нарушений заказчикам-застройщикам высылаютсязаключения о причинах непринятия к финансированию строек и объектов.

Внутрипостроечные титульные списки и титульные спискикапитального ремонта принимаются к финансированию, если они отвечают следующимтребованиям:

  • титульные списки разработаны и утверждены в установленном порядке вструктуре бюджетной классификации;
  • стройки и объекты, включенныев титульные списки, обеспечены утвержденной в установленном порядке проектнойдокументацией;
  • задания по вводу в действиемощностей и основных фондов, сроки их ввода, объемы ГКВ, строительно-монтажныхработ и капитального ремонта соответствуют показателям планов ГКВ икапитального ремонта;
  • сметная стоимость по стройками объектам, указанная в титульных списках, соответствует сметной стоимости поутвержденным ССР (сводный сметный расчет);
  • ГКВ для пусковых комплексов иобъектов предусмотрены в размерах, необходимых для ввода их в действие вустановленные сроки;
  • вновь начинаемые стройки иобъекты обеспечены объемами ГКВ, обеспечивающими соблюдение нормпродолжительности строительства;
  • срок ввода строек и объектов вэксплуатацию должен учитывать необходимость окончания всех взаиморасчетов втекущем финансовом году;
  • не допускается планирование иосуществление расходов на ГКВ в отношении одной стройки или объекта понескольким показателям функциональной классификации бюджетной классификации.

При заключении и подписании договоров и дополнительныхсоглашений к договорам УКС принимают участие в проверке:

  • соблюдения порядка ихзаключения, установленного законодательством РФ;
  • наличия протокола орезультатах торгов по определению цены договора и исполнителя работ (поставщикауслуг и материальных ценностей);
  • соответствия сроков ввода вдействие строек (объектов) и объемов строительно-монтажных работ показателямвыписок из годовых титульных списков строек и объектов; наличия объемов ГКВ вовнутрипостроечных титульных списках и объемов капитального ремонта в титульныхсписках капитального ремонта;
  • порядка оплаты выполненныхработ;
  • ответственности сторон заневыполнение обязательств.

При выявлении нарушений и замечаний договорвозвращается заказчику-застройщику для внесения необходимых изменений идополнений, о чем сообщается исполнителю работ. До внесения соответствующихисправлений договор (дополнительное соглашение) УКС не подписывается, оплатаработ не производится.

Инженерная проверка

При расчетах за выполненные работы по твердойдоговорной цене контроль со стороны заказчика-застройщика осуществляется вчасти соответствия выполненных работ проектному решению и условиям договора, атакже изменения цены договора в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Работники бухгалтерии заказчика-застройщика проверяютсчета в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления (с регистрацией ихв журнале учета входящих документов). Счета представляются руководству дляакцепта.

Специалисты УКС проводят проверку документов,предъявленных заказчику-застройщику к оплате подрядчиками, в порядке,установленном главным распорядителем бюджетных средств.

Выявленные в результате последующей инженерной проверки завышения стоимостиработ удерживаются из сумм, причитающихся исполнителям работ при очереднойоплате расчетно-платежных документов. В случае выставления окончательныхрасчетов по стройкам и объектам оплата счетов без инженерной проверки недопускается.

При определении суммы платежа по счету исполнителяработ также подлежат удержанию (в разрезе строек и объектов) завышениястоимости работ, выявленные последующей проверкой расчетно-платежныхдокументов и контрольными обмерами, стоимость материалов, полученных отразборки зданий и сооружений, а также от попутной добычи (на основании актов исчетов на переданные или уложенные в дело материалы, акцептованных подряднымиорганизациями).

Расчетно-платежные документы за выполненные работы,поставленные материальные ценности и прочие затраты, которые временно не могутбыть оплачены по результатам их проверки, хранятся в УКС в отдельной картотеке.Заказчикам-застройщикам и исполнителям работ высылается заключение о суммахвременной неоплаты расчетно-платежных документов в следующих случаях:

  • непредставления копий выписокиз утвержденных годовых титульных списков строек и объектов, внутрипостроечныхтитульных списков и титульных списков капитального ремонта;
  • несоответствия показателейутвержденного внутрипостроечного титульного списка показателям, предусмотреннымв копии выписки из годового титульного списка строек и объектов;
  • исчерпания годовых объемов ГКВ(капитального ремонта), предусмотренных титульными списками по каждой стройкеили объекту;
  • исчерпания сметного лимита постройке или объекту;
  • отсутствия позаказчику-застройщику остатка объемов финансирования;
  • других причин, устранениекоторых зависит от конкретного заказчика-застройщика.

Проверка правильности цен

Ответственные специалисты заказчика-застройщикасовместно в работниками бухгалтерии проверяют правильность применения цен наоборудование и тарифов на его перевозку, указанных в счетах поставщиков,транспортных и других организаций.

Оплата стоимости приобретаемого оборудования неосуществляется в следующих случаях:

  • отсутствия утвержденной вустановленном порядке проектной документации;
  • отсутствия в ССР средств наприобретение оборудования;
  • исчерпания сметного лимита наприобретение оборудования;
  • предъявлениярасчетно-платежных документов, в которых отсутствует ссылка на соответствующийдоговор;
  • недостаточности лимитовбюджетных обязательств.

Расчетно-платежные документы за оборудование, принятоезаказчиками-застройщиками по приемо-сдаточным документам и оставленное наответственное хранение у поставщика, к оплате не принимаются.

При выполнении капитального ремонта зданий и сооруженийподлежит оплате только инженерно-техническое оборудование и детали к нему всвязи с их физическим износом и разрушением на более долговечное иэкономичное, улучшающие их эксплуатационные показатели (дизели, двигателивнутреннего сгорания, паровые котлы, водогрейные котлы, газовое оборудование,насосы всех типов, воздушные компрессоры всех типов и др.).

Оплата оборудования, затраты на приобретение которогопредусматриваются в сметах на капитальный ремонт, производится работникамибухгалтерии в пределах лимита средств на приобретение оборудования,установленного по каждому зданию, сооружению в титульном списке.

УКС должны принимать меры к предотвращению накоплениясверхнормативных запасов неустановленного оборудования, воздействовать наускорение сроков сдачи его в монтаж.

Оценка эффективности при хозяйственном способе строительства

Хозяйственный способ строительства (хозспособ)представляет собой метод ведения строительно-монтажных работ силами застройщикабез привлечения подрядных организаций. Бухгалтерам следует иметь в виду, чтопонятие "хозяйственный способ строительства" в гражданскомзаконодательстве отсутствует. Однако оно содержится в нормативно-правовыхдокументах Госкомстата России. Кроме того, хозспособ упомянут в письме МНСРоссии от 24.03.04 № 03-1-08/819/16, где, в частности, сказано, что в целяхквалификации этого понятия необходимо руководствоваться постановлениями ГоскомстатаРоссии.

К работам, выполненным хозспособом, не относятся:

  • работы, выполненныеподразделениями учреждения для ОКСа этого же учреждения;
  • работы, выполненные подряднымиорганизациями по собственному строительству (п. 35 Порядка заполнения ипредставления унифициро­ванных форм федерального государственногостатистического наблюдения, утвержденного постановлением Госкомстата России от01.12.03 № 105).

Применение хозяйственного способа строительстваоправдано только при небольших объемах работ, когда использование действующихподрядных организаций затруднено, а создание новых нецелесообразно. Поэтомупроверяющие из Счетной палаты могут согласиться с эффективностью хозспособа,если он применяется:

  • при реконструкции илирасширении действующих объектов;
  • при строительстве небольшихобъектов вспомогательного назначения на территории существующего комплекса, тоесть в условиях, когда не представляется возможным организовать равномернуюзагрузку строительных кадров, когда выполнение работ во времени зависит отхарактера технологического процесса основного производства и имеет местонеопределенность в предоставлении фронта работ.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль