Проверка годовой отчетности

1982
Важнейшим условием успешного функционирования национальной экономики является эффективное и экономное использование средств бюджета всех уровней бюджетной системы. В этой связи все большее значение приобретает проверка деятельности бюджетных учреждений на основе их бюджетной отчетности. О том, какую информацию о деятельности бюджетного учреждения могут получить заинтересованные лица из форм годовой отчетности, мы расскажем в этой статье.

Кому и зачем нужна внешняя проверка

С 1 января 2008 г в соответствии с Федеральным закономот 26.04.07 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в частирегулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации отдельных законодательных актовРоссийской Федерации" вводится в действие новая редакция Бюджетногокодекса РФ (далее-БК РФ), которой предусмотрен раздел VIII.1. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетнойотчетности (ст. 264.1-280 БК РФ).

Согласно ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнениибюджета перед его рассмотрением в законодательном (представительном) органеподлежит внешней проверке. В свою очередь, внешняя проверка отчета обисполнении бюджета состоит из:

  • внешней проверки бюджетнойотчетности главных администраторов бюджетных средств;
  • заключения на годовой отчет обисполнении бюджета.

Внешняя проверка осуществляется соответствующим органомгосударственного (муниципального) финансового контроля. Так, внешняя проверкагодового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетнойпалатой РФ.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджетаорганом государственного (муниципального) контроля направляется одновременнокак в соответствующий законодательный (представительный) орган, так исоответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственнойвласти субъекта РФ, местную администрацию.

Чтобы заключение на годовой отчет об исполнении бюджетабыло положительным, органу, организующему исполнение бюджетов, необходимовыдвинуть соответствующие требования главным распорядителям бюджетных средств,которые, в свою очередь, в соответствии со ст. 269 БК РФдолжны осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями и получателямибюджетных средств. Такой финансовый контроль необходим для обеспеченияправомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

В рамках осуществления финансового контроля главныераспорядители имеют право проводить проверки подведомственных учреждений. Иосновным инструментом при проведении таких проверок, безусловно, станетпроверка полноты и достоверности представляемой бюджетной отчетности.

Чтобы обеспечить правильность формирования показателейбюджетной отчетности, своевременно выявлять проблемные, "узкие"места исполнения бюджетов, органы исполнительной власти (органы местнойадминистрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита(внутреннего контроля). Основными задачами таких подразделений являются:

  • разработка и контроль за соблюдением внутреннихстандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетнойотчетности и ведения бюджетного учета;
  • подготовка и организация осуществления мер,направленных на повышение результативности (эффективности и экономности)использования бюджетных средств.

Подразделения (отделы) внутреннего аудита могутсоздаваться и в бюджетных учреждениях. Особенно это будет необходимо, на нашвзгляд, в учреждениях, которые участвуют в различных целевых и инвестиционныхпрограммах, ведущих активную предпринимательскую деятельность.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельностибюджетных учреждений на основе отчетности необходим не только органамзаконодательной (представительной) власти, не только органам финансовогоконтроля, но и самим бюджетным учреждениям.

В свою очередь, работники бухгалтерии, которые иформируют показатели бюджетной отчетности, должны обладать навыками и приемамиее проверки.

Основные цели проверки бюджетных учреждений

Основными целями проверкидеятельности бюджетных учреждений являются:

  • обоснование текущих и перспективных планов;
  • изучение состава и структуры расходов;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактическихрасходов от предуuсмотренных сметой доходов и расходов;
  • подготовка и обоснование принимаемых управленческихрешений;
  • контроль за выполнением планов и управленческихрешений, за экономuным использованием ресурсов;
  • изучение влияния объективных и субъективных, внутреннихи внешних факторов на результаты деятельности учреждения;
  • разработка рекомендаций по использованию выявленныхрезервов;
  • разработка мероприятий по устранению выявленных врезультате проuверки недостатков.

Исходной базой проверки деятельности любого бюджетногоучреждения являются данные бюджетного учета и отчетности, которые должнывосстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенныхучреждением операций в обобщенной форме.

Сопоставление плановых и итоговых показателейдеятельности учреждения на отчетную дату позволяют получить количественную икачественную оценку изменений, происходящих в бюджетном учреждении.

Большая роль отводится проверке по установлениюрезервов повышения эффективности использования бюджетных средств.

Приемы проверки отчетности

Для проверки деятельности бюджетных учрежденийиспользуются приемы, выработанные практикой финансового анализа.

Основными приемами финансового анализа по даннымбюджетной отчетности являются:

  • чтение отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ.

Чтение отчетности представляет собойинформационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по даннымбаланса, сопутствующим формам и приложений к ним. По данным бюджетнойотчетности можно судить об имущественном положении организации, характере егодеятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т. д. Впроцессе чтения отчетности важно рассматривать показатели разных формотчетности в их взаимосвязи.

Наиболее общее представление об имевших местокачественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этихизменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализаданных бюджетной отчетности.

В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнениекаждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего года. Крометого, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменениявеличин различных показателей отчетности за определенный период и построениеаналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняютсяотносительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции измененияотдельных показателей, входящих в состав отчетности.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного весаотдельных статей в итоге отчета, выяснение структуры. Вертикальный анализзаключается в определении структуры итоговых финансовых показателей свыявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессетакого анализа целесообразно использование не только данных бюджетной отчетности,но и актов ревизий, инвентаризаций, протоколов совещаний, входящих и исходящихписем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановой информации иданных внутренних отчетов. Ознакомление с ними позволяет получитьдополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельностиучреждения.

В ходе вертикального анализа формируются предложения обустранении недостатков и повышения эффективности деятельности учреждения.

Проверка и анализ отдельных форм отчетности

Бюджетные учреждения представляют месячную, квартальнуюи годовую бюджетную отчетность главному распорядителю (распорядителю)бюджетных средств в установленные им сроки.

В соответствии с Инструкцией № 72н состав бюджетнойотчетности получателей, распорядителей и главных распорядителей бюджетныхсредств включаются следующие формы отчетов.

Для главного распорядителя (распорядителя), получателясредств бюджета

Баланс главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503130); Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетногофинансового года (ф. 0503110); Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127); Отчет об исполнении сметы доходов и расходов поприносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503137); Отчет о финансовых результатахдеятельности (ф. 0503121); Пояснительная записка (ф. 0503160); Для других субъектов бюджетного учета Инструкцией № 72нсформирован несколько иной состав форм, входящих в бюджетную отчетность.

Рассмотрим более подробно, какую аналитическуюинформацию можно выявить при проверке отдельных форм бюджетной отчетности.

Баланс главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503130)

Основой бюджетной отчетности учреждения, являющегосяполучателем бюджетных средств, является баланс исполнения бюджета главногораспорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) (далее- баланс), содержащий данные о стоимости активов и обязательств и финансовомрезультате.

Баланс - это основной отчетный документ, необходимыйдля управления анализом финансово-хозяйственной деятельности бюджетныхучреждений, контроля над исполнением по назначению предоставленных им средствбюджета.

Баланс представляет своего рода "фотографию"финансового состояния бюджетного учреждения на отчетную дату, так как в немприведены остатки счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказомМинфина России от 10.02.06 № 25н. Такое представление информации в балансе даетвозможность анализа и сопоставления показателей, определение их роста иснижения.

Баланс позволяет проанализировать динамику отчетныхданных по финансовым и нефинансовым активам, по дебиторской и кредиторскойзадолженности, а также по финансовому результату деятельности бюджетнойорганизации.

Основным направлением анализа показателей баланса выступает выявлениеизменений всех показателей и изучение вызвавших их факторов.

Основные характеристики баланса:

  • данные по счетам бюджетногоучета отражаются только из четырех разделов Плана счетов бюджетного учета;
  • счета учета пятого раздела посанкционированию расходов не приводятся;
  • баланс предусматриваетотражение показателей бюджетных и внебюджетных средств и их сумм как наначало, так и на конец отчетного периода и объединяет в себе показателиисполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам.

Согласно Инструкции № 72н в состав баланса включаетсяСправка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Сведения обимуществе, учитываемом на забалансовых счетах учреждений, формируются в разрезебюджетной и внебюджетной деятельности, а также с учетом средств во временномраспоряжении.

Отметим, что информация, представленная в балансе, неносит исчерпывающего характера и не дает полного представления офинансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации. В целях получениядополнительной управленческой информации для анализа хозяйственнойдеятельности используются другие формы бюджетной отчетности.

Отчет офинансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Отчет о финансовых результатах деятельности являетсяважнейшим источником информации для анализа доходов и расходов бюджетныхучреждений и содержит сведения о финансовых результатах деятельностиполучателей средств бюджета.

Форма 0503121 включает показатели доходов и расходов ифинансового результата о разрезе кодов классификации операций секторагосударственного управления (КОСГУ). Отчет состоит из двух частей. В первойчасти отражен состав доходов и расходов, сформированных в бюджетном учете втечение отчетного периода. Во второй части представлены обороты за отчетныйпериод по кодам операций сектора государственного управления.

Основным показателем данного отчета является чистыйоперационный результат, отражающий сумму изменений финансового результата заотчетный период.

Согласно кодам Классификации операций секторагосударственного управления в отчете о финансовых результатах приводятсяследующие показатели по операциям:

  • с доходами по суммамначисленных доходов по следующим аналитическим счетам счета 401 01 100"Доходы учреждения", 401 02 100 "Доходы резервного фонда",401 03 100 "Доходы будущих периодов";
  • с расходами по бюджетнойдеятельности, по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • по операциям с нефинансовымиактивами по данным счетов увеличения или уменьшения соответствующиханалитических счетов счета 100 00 000 "Нефинансовые активы";
  • финансовыми активами по даннымсчетов увеличения или уменьшения соответствующих аналитических счетов счета 20000 000 "Финансовые активы";
  • обязательствами по даннымсчетов увеличения и уменьшения соответствующих аналитических счетов счета 30000 000 "Обязательства";
  • чистый операционный результат,представляющий собой сумму изменения финансового результата за отчетныйпериод.

Однако в форме не приводятся показатели за предыдущийотчетный период. Поэтому для анализа динамики структуры доходов и расходов заотчетный период необходимо использовать отчетные данные за предшествующиеотчетные периоды.

Показатели, представленные во второй части формы отчетао финансовых результатах деятельности, отражают данные об уже совершившихсяоборотах по счетам бюджетного учета в разрезе КОСГУ по операциям с активами иобязательствами. Они прямо связаны с показателями баланса исполнения бюджета ислужат для проверки правильности составления бюджетной отчетности. Этипоказатели не несут никакой управленческой информации.

В результате анализа показателей Отчета о финансовыхрезультатах деятельности можно получить достаточно полную информацию как обоперационном результате деятельности учреждения за отчетный период, так и одвижении активов и обязательств учреждения.

Отчет об исполнении бюджетаглавного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127бюджет)

В состав годовой бюджетной отчетности также входитотчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателясредств бюджета (ф. 0503127 бюджет).

Отчет об исполнении бюджета формируется бюджетнымиучреждениями по кассовому методу учета операций и заверяется органом,осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета. В данной формеотражается исполнение бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации подоходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнение доходной и расходной части Отчетадетализировано по методам исполнения бюджета: через органы Федеральногоказначейства, через банковские счета, через некассовые операции.

В отчете об исполнении бюджета бюджетные организацииотражают:

  • поступления по доходам,исполненные через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживаниеисполнения бюджета, через банковские счета, через некассовые операции;
  • неисполненные назначения полимитам бюджетных обязательств по расходам;
  • данные по поступлениям ивыбытиям источников внутреннего и внешнего финансирования бюджета, исполненныечерез лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнениябюджета, через банковские счета, через некассовые операции.

Отдельно составляется отчет об исполнении бюджета посредствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности и отчет по деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений (ф.0503127 внебюджет).

Пояснительнаязаписка

В обязательном порядке в составе годовой бюджетнойотчетности представляется пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности(ф. 0503160).

Требование оформлять пояснительную записку кбухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с целью раскрытия структуры ипорядка формирования, отраженных в этой отчетности отдельных показателейпредъявлялось и ранее. В Инструкции № 72н определены состав и структураданного отчетного документа.

Пояснительная записка к годовой бюджетной отчетностисоставляется в соответствии со следующими разделами:

  • организационная структурабюджетного учреждения, включая информацию об основных направленияхдеятельности и сведения о количестве подведомственных учреждений;
  • результаты деятельностибюджетного учреждения. В состав данного раздела включаются сведения о мерах поповышению расходования бюджетных средств, сведения о результатах деятельностии иная информация, оказавшая существенное влияние на результаты деятельности;
  • анализ отчета об исполнениибюджета. В данный раздел включается информация, оказавшая существенное влияниеи характеризующая результаты исполнения бюджета бюджетным учреждением заотчетный период;
  • анализ показателей финансовойотчетности. В состав раздела включается информация, оказавшая существенноевлияние и характеризующая показатели финансовой отчетности бюджетногоучреждения за отчетный период;
  • прочие вопросы деятельностибюджетного учреждения. В состав данного раздела включаются сведения, оказавшиесущественное влияние и характеризующие показатели деятельности бюджетногоучреждения за отчетный период.

Аналитические данные, представляемые в пояснительнойзаписке, отражают информацию об эффективности расходования бюджетных средств,результатив­ности исполнения бюджета, контрольных мероприятиях. Однако четкихтребований по представлению такой информации в Инструкции № 72н нет, поэтомубюджетные организации самостоятельно устанавливают, какую управленческуюинформацию приводить в пояснительной записке к годовой отчетности.

Заключение

К сожалению, формы годовой бюджетной отчетности несодержат информации об эффективности расходования бюджетных средств в сравнениис предыдущими отчетными периодами. Поэтому для анализа финансово-хозяйственнойдеятельности бюджетных организаций необходимо обладать дополнительной информациейо деятельности бюджетного учреждения, как в предыдущие периоды, так и в течениеотчетного периода.

В свою очередь, отсутствие тех или иных показателей,необходимых для проверки отчетности бюджетного учреждения, а также анализа егодеятельности, может лечь в основу разработки внутренних стандартов и процедурсоставления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведениябюджетного учета в зависимости от условий хозяйствования каждого конкретногополучателя бюджетных средств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль