Новые полномочия участников бюджетного процесса

2871
Автор продолжает комментировать изменения в Бюджетном кодексе РФ

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Согласно изменениям, внесенным Законом № 63-ФЗ,определения главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств даны вст. 6, определяющей понятия и термины, применяемые в Бюджетном кодексе РФ(далее - БК РФ).

С 1 января утратят силу ст. 159 "Распорядительбюджетных средств" и 160 "Ответственность главного распорядителя ираспорядителя бюджетных средств", а ст. 158 "Главный распорядительбюджетных средств" поменяет свое название. Она будет называться"Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетныхсредств"

Итак, кто же может быть главным распорядителем средствсоответствующего бюджета? Это:

  • орган государственной власти (государственный орган);
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • наиболее значимое учреждение науки, образования,культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходовбюджета (в этот перечень не вошли наиболее значимые учреждения средств массовойинформации, входящие в него согласно действующей редакции ст. 158 БК РФ).

Распорядителями бюджетных средств (распорядителямисредств соответствующего бюджета) могут быть:

  • орган государственной власти (государственный орган);
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • бюджетное учреждение.

Все эти органы имеют право распределять бюджетныеассигнования и лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) междуподведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Некоторыми бюджетными полномочиями в одинаковой степениобладают и главные распорядители, и распорядители бюджетных средств. Так, и теи другие:

  • осуществляют планирование соответствующих расходовбюджета;
  • распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетныхобязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетныхсредств и исполняют соответствующую часть бюджета;
  • вносят предложения по формированию и изменениюбюджетной росписи (распорядитель вносит предложения главному распорядителю, введении которого он находится).

Бюджетные полномочия главного распорядителя, конечно,значительно шире. Помимо перечисленных, он обладает еще следующими:

  • обеспечивает результативность, адресность и целевойхарактер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными емубюджетными ассигнованиями и ЛБО;
  • формирует перечень подведомственных ему распорядителейи получателей бюджетных средств;
  • ведет реестр расходных обязательств, подлежащихисполнению в пределах утвержденных ему ЛБО и бюджетных ассигнований;
  • составляет обоснования бюджетных ассигнований;
  • составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись;
  • вносит предложения по формированию и изменению ЛБО;
  • определяет порядок утверждения бюджетных сметподведомственных бюджетных учреждений;
  • обеспечивает контроль за соблюдением получателямисубвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий,установленных при их предоставлении;
  • организует и осуществляет ведомственный финансовыйконтроль в сфере своей деятельности;
  • формирует бюджетную отчетность главного распорядителябюджетных средств;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленныеБК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальнымиправовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный распорядитель бюджетных средств может поручитьвыполнение своих отдельных полномочий подведомственному распорядителю. На этоизменение следует обратить особое внимание.

Остались неизменными полномочия главных распорядителей,предусмотренные в настоящее время п. 10 ст. 158 БК РФ. Только с нового годаони будут закреплены в п. 3 ст. 158 БК РФ. Речь идет о нормах, согласнокоторым главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъектаРФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имениРоссийской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РоссийскойФедерации, субъекту РФ, муниципальному образованию:

  • о возмещении вреда, причиненного физическому лицу илиюридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицэтих органов, по ведомственной принадлежности, в т. ч. в результате изданияактов органов государственной власти, органов местного самоуправления, несоответствующих закону или иному правовому акту;
  • предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности поденежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Кроме того, согласно ст. 269 БК РФ, главные распорядителибюджетных средств осуществляют финансовый контроль за:

  • подведомственными распорядителями (получателями)бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективногоиспользования бюджетных средств;
  • использованием субсидий, субвенций их получателями всоответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанныхсредств из бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств вправепроводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетныхсредств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

С 1 января 2009 г. к перечисленным бюджетнымполномочиям главного распорядителя бюджетных средств прибавится еще одно: онибудут формировать государственное (муниципальное) задания. Государственное(муниципальное) задание - это документ, в котором установлены требования ксоставу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказаниягосударственных (муниципальных) услуг.

Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета

Понятия администратора доходов бюджета и главногоадминистратора доходов бюджета введены в Бюджетный кодекс РФ впервые.

В настоящее время используется понятие администраторапоступлений в бюджет, которое введено с 2005 г. Соответствующий код входит в классификациюдоходов бюджетов Российской Федерации. С 1 января 2008 г. в классификациюдоходов бюджетов включается и код главного администратора доходов бюджета.Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за нимивиды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) осоответствующем бюджете.

Итак, главный администратор доходов бюджета должен бытьопределен законом (решением) о бюджете. Это основное его отличие отадминистратора доходов бюджета.

Главные администраторы иадминистраторы доходов бюджета - это:

  • орган государственной власти (государственный орган);
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • орган управлениягосударственным внебюджетным фондом;
  • Центральный банк РоссийскойФедерации.

Главным администратором можетбыть также иная организация.

Главные администраторы доходов бюджетов имеют в своемведении администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторамидоходов бюджета.

Администраторомдоходов бюджета может быть также бюджетное учреждение.

Администраторы доходов бюджета осуществляют всоответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятиерешений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней иштрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

По прошествии двух с половиной лет с момента появлениятерминов "администратор", "администрирование" практическивсем понятно, что главный администратор доходов бюджета это, например,Федеральная налоговая служба, а администраторы доходов бюджета - еетерриториальные органы. Федеральная таможенная служба также является главнымадминистратором доходов бюджета, а ее территориальные органы -администраторами и так далее.

Актуальность института администратора доходов состоит втом, что это позволяет четко и однозначно понимать, кто именно от именигосударства или местного самоуправления имеет право требовать от плательщикауплатить соответствующую сумму в счет обязательств перед публичнымобразованием и кто имеет право принять решение о возврате плательщику излишнеили ошибочно произведенных платежей в бюджетную систему.

Бюджетные полномочия главного администратора иадминистратора доходов бюджета установлены в новой ст. 160.1 БК РФ. Ониразличны.

Так, главный администратор доходов бюджета:

  • формирует переченьподведомственных ему администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения,необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проектабюджета;
  • представляет сведения длясоставления и ведения кассового плана;
  • формирует и представляетбюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетныеполномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета непосредственноосуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотойи своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Онтакже:

  • осуществляет взысканиезадолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принимает решение о возвратеизлишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а такжепроцентов за несвоевременное осуществление такого возвратаи процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручениев орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке,установленном Минфином России;
  • принимает решение о зачете(уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации ипредставляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • формирует и представляетглавному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность,необходимые для осуществления полномочий соответствующего главногоадминистратора доходов бюджета. Случаи и порядок предоставления таких сведенийустанавливает главный администратор;
  • осуществляет иные бюджетныеполномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.

Согласно ст. 269 БК РФ главные администраторы доходовбюджета осуществляют также финансовый контроль за подведомственнымиадминистраторами доходов бюджета.

При осуществлении своих бюджетных полномочийадминистраторы доходов бюджета руководствуются законодательством РоссийскойФедерации, а также правовыми актами, наделяющими их соответствующимиполномочиями. При этом указанные правовые акты должны быть доведены доадминистраторов их главными администраторами.

Порядок осуществления бюджетных полномочий главнымиадминистраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющимисяфедеральными органами государственной власти, органами управления государственнымивнебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями,а также Центральным банком РФ, устанавливает Правительство РФ.

Порядок осуществления бюджетных полномочий главнымиадминистраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющимися органамигосударственной власти субъектов РФ, органами управления территориальнымигосударственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведениибюджетными учреждениями, устанавливают высшие исполнительные органы субъектовРФ.

Порядок осуществления бюджетных полномочий главнымиадминистраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющимися органамиместного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями,устанавливают местные администрации.

Кроме того, Правительство РФ должно установить порядокопределения территориальных органов (подразделений) федеральных органовисполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетовсубъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,местных бюджетов.

Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ устанавливает порядок определения территориальных органов(подразделений) исполнительной власти субъектов РФ в качестве главныхадминистраторов доходов местных бюджетов.

Местная администрация муниципального районаустанавливает порядок определения органов (должностных лиц) местнойадминистрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальныхрайонов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений.

Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета

Понятия главного администратора и администратораисточников финансирования дефицита бюджета также введены в Бюджетный кодексвпервые.

Главным администратором и администратором источниковфинансирования дефицита бюджета (главным администратором, администраторомисточников финансирования дефицита соответствующего бюджета) являются:

  • орган государственной власти (государственный орган);
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • иная организация.

Определяющим моментом для администратора является еговозможность в со­ответствии с БК РФ осуществлять операции с источникамифинансирования дефицита бюджета.

Для главного администратора источников финансированиядефицита бюджета определяющим моментом является то, что в его ведении находятсяадминистраторы источников финансирования дефицита бюджета. Кроме того, главныйадминистратор одновременно может быть и администратором.

Главный администратор источников финансированиядефицита бюджета:

  • формирует перечни подведомственных ему администраторовисточников финансирования дефицита бюджета;
  • осуществляет планирование (прогнозирование) поступленийи выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
  • обеспечивает адресность и целевой характериспользования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных дляпогашения источников финансирования дефицита бюджета;
  • распределяет бюджетные ассигнования по подведомственнымадминистраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующуючасть бюджета;
  • организует и осуществляет ведомственный финансовыйконтроль в сфере своей деятельности;
  • формирует бюджетную отчетность главного администратораисточников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансированиядефицита бюджета согласно ст. 269 БК РФ осуществляют финансовый контроль заосуществлением подведомственными администраторами кассовых выплат из бюджета попогашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансированиядефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов.

Непосредственно администратор источников финансированиядефицита бюджета обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета поисточникам финансирования дефицита бюджета. Он также осуществляет планирование(прогнозирование) поступлений и выплат, осуществляет контроль за их полнотой исвоевременностью, формирует и представляет бюджетную отчетность.

Администратор может также выполнять отдельные бюджетныеполномочия главного администратора, в ведении которого находится, и иныеполномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств

Новый Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) предусматривает вчисле получателей бюджетных средств:

  • органы государственной власти(государственные органы);
  • органы управлениягосударственным внебюджетным фондом;
  • органы местногосамоуправления;
  • органы местной администрации;
  • бюджетные учреждения,находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Бюджетным учреждением признается государственное(муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функцийкоторого, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическими юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием,осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетнойсметы.

Все получатели бюджетных средств имеют право напринятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующегобюджета.

Напомним, что согласно прежней редакции БК РФ к числуполучателей бюджетных средств были отнесены бюджетные учреждения или иныеорганизации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии сбюджетной росписью на соответствующий год.

Кроме того, Бюджетный кодекс РФ не предоставлялполучателям бюджетных средств бюджетных полномочий. Статья 163 БК РФ закреплялалишь их права и обязанности. С 1 января 2008 г эта статья утрачивает силу.

Итак, с 1 января 2008 г согласно ст. 162 БК РФ получателибюджетных средств:

  • составляют и исполняютбюджетную смету;
  • принимают и (или) исполняют впределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетныхассигнований бюджетные обязательства;
  • обеспечивают результативность,целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований;
  • вносят соответствующемуглавному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения поизменению бюджетной росписи;
  • ведут бюджетный учет либо передают на основаниисоглашения эти полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению(централизованной бухгалтерии);
  • формируют и представляют бюджетную отчетностьполучателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю(распорядителю) бюджетных средств;
  • исполняют иные полномочия, установленные БК РФ ипринятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальнымиправовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В ст. 161 БК РФ изложены особенности правовогоположения бюджетных учреждений, некоторые из которых непосредственно Бюджетнымкодексом раньше не закреплялись, а, например, на федеральном уровнеустанавливались федеральными законами о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год. Теперь эти особенности закреплены для бюджетных учрежденийвсех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Так, установлено, что бюджетные учреждения заключают иоплачивают государственные (муниципальные) контракты, иные договоры,подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных им по кодамклассификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательстви с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Если бюджетное учреждение нарушит установленныйфинансовым органом порядок учета бюджетных обязательств, то санкционированиеоплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается всоответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.Таким образом, очевидно, что порядок учета обязательств может несколькоразличаться, но он обязательно должен быть установлен.

Нарушение бюджетным учреждением этих требований призаключении государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров будетявляться основанием для признания их судом недействительными по искусоответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Если главный распорядитель (распорядитель) бюджетныхсредств уменьшит бюджетному учреждению ранее доведенные ЛБО, и это приведет кневозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающихиз заключенных им контрактов или договоров, то бюджетное учреждение должносогласовать новые сроки, а при необходимости и другие условия контрактов илидоговоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта,иного договора может потребовать от бюджетного учреждения возмещения толькофактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменениемусловий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Осталась неизменной норма о запрещении бюджетнымучреждениям получать кредиты (займы). Не предоставляются им также субсидии ибюджетные кредиты.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде вкачестве ответчика по своим денежным обязательствам. Оно исполняет своиденежные обязательства, указанные в исполнительном документе, в пределахдоведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Напомним, что в настоящее время исполнение данныхденежных обязательств осуществляется также и за счет средств, полученных отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельность. В связи с тем, чтоБюджетный кодекс РФ предполагает принятие федерального закона, которым будетрегулироваться порядок расходования средств, получаемых бюджетным учреждениемот оказания платных услуг, от добровольных пожертвований, других средств, тона переходный период нормы гл. 24.1 БК РФ о порядке исполнения денежных обязательств,в т. ч. и за счет средств от предпринимательской деятельности, сохраняют своюсилу. Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами черезлицевые счета, открытые в соответствии с нормами БК РФ. Расходуют бюджетныесредства бюджетные учреждения в соответствии с бюджетной сметой.

Очень важный момент: положения, установленные БК РФприменительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органыгосударственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления(муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетнымифондами (п. 6 ст. 161 БК РФ).

Заключение

Итак, мы рассмотрели полномочия всех участниковбюджетного процесса, которыми они будут обладать начиная с 2008 г, кроме такихучастников бюджетного процесса, как Президент РФ, высшие должностные лицасубъектов РФ, главы муниципальных образований. Полномочия данных участниковбюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ не устанавливает. Они установленыиными нормативными правовыми актами. Хотя представляется, что выделитьбюджетные полномочия указанных участников в Бюджетном кодексе также было бы нелишним.

Реализация изменений, внесенных в БК РФ Законом №63-ФЗ, потребует большого количества нормативных правовых документов. Причемпринять их нужно до 1 января 2008 г. Недавно вышло постановление ПравительстваРФ, в котором приведен перечень необходимых постановлений. Кроме того,потребуется внести изменения в действующие или издать новые нормативныеправовые акты различным органам исполнительной власти на разных уровняхбюджетной системы РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль