Прогнозирование как инструмент планирования

1667
Планирование финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях переживает период возрождения и подъема. Планово-экономические службы оказывают все более существенное влияние на стратегию развития учреждений. Один из основных иструментов в арсенале этих служб – прогнозирование результатов.

Прогнозировать или планировать?

Суть и смысл планирования хорошо знаком многим еще современ советских пятилеток.

План учреждения традиционно представляет собой документ, вкотором поставлены конкретные цели, предусмотрен детальный ход событий. Приэтом цели должны быть достигнуты в течение определенного срока. Такой документносит директивный характер, то есть любое отклонение от установленного планарассматривается как нарушение.

Бюджетные учреждения, так же как и частные предприятияи организации, функционируют в условиях риска и неопределенности. Заметим, чториски всех хозяйствующих субъектов существенно возрастают в период реформ иактивного развития экономики. Очевидно, что в таких условиях необходимо нетолько планировать, но и прогнозировать риски, а также возможное развитиесобытий, которые будут влиять на достижение запланированных целей. В этомконтексте важной задачей хозяйственной деятельности бюджетного учреждения становитсяпрогнозирование, которое предшествует планированию. Целью прогнозированияявляется снижение риска при принятии управленческих решений и эффективноерасходование ресурсов.

Прогноз - это совокупность мероприятий по поиску реального иэкономически оправданного решения, выявление процессов, которые необходимоучитывать в будущем.

Под прогнозом следует понимать только научнообоснованное суждение.

Так, в основе экономического прогнозирования лежитпредположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мерепредопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. При этом будущее несет всебе элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

  • наличием не одного, амножества вариантов возможного развития;
  • действие экономических законовв будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но иот управленческих решений, которые еще только должны быть приняты иреализованы;
  • неполнота степени познанияэкономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Таким образом, в отличие от плана прогноз имеетвероятностный характер.

Обратите внимание, что прогнозирование, будучисоставной частью планирования, является самостоятельным направлениемэкономической науки. Выражается это, в частности, в том, что существующиеэкономические процессы не всегда поддаются планированию, однако являютсяобъектами прогнозирования. Например, демографические процессы, текущий спроснаселения на предметы потребления, уровень развития личного подсобногохозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и т. д.

Сравнительный анализ планирования и прогнозированияприведен в таблице.

Задачи и методы планирования и прогнозирования

Такимобразом, экономическое прогнозирование направлено решить две задачи: а) выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего висследуемой области;
б) способствовать оптимизации текущего, перспективного планирования ирегулирования деятельности учреждения, опираясь на составленный прогноз.

Алгоритм прогнозирования

Процедура прогноза состоит из ряда последовательныхдействий или шагов. Руководителю учреждения, принявшего решение об организациипрогноза, необходимо прежде всего четко сформулировать цель прогноза и срок,на который он будет делаться.

При этом следует учитывать следующие допущения ипринципы, на которых строится прогнозирование:

а) большинство методов прогнозирования основано на анализеданных прошлых периодов. Другими словами, предполагается, что причинно-следственные закономерности, характерные для прошлых периодов, будут превалировать и в будущем;

б) прогнозы редко бывают абсолютно точными. Поэтому для целейпланирования необходимо учитывать отклонения;

в) точность прогноза снижается по мере увеличения периодапрогнозирования (горизонта прогнозирования). В общем случае долгосрочный прогноз менее точен, чем краткосрочный, из-за высокой вероятности непредсказуемых событий;

г) прогнозирование относительно крупного объекта более точно, чемпрогнозирование относительно его малой части. Например, прогнозы по отрасли более точны, чем прогнозы по отдельному предприятию.

Важным этапом прогнозирования является выбор объекта.Объектом прогнозирования может выступать любой показатель или характеристикафинансово-хозяйственной деятельности учреждения, например: доход, расходы, количество оказываемых услуг того или иного вида и пр.

Процедура прогнозирования включает в себя шестьосновных шагов.

Методы прогнозирования

Руководитель учреждения может выбрать различные методыпрогнозирования, которые делятся на две большие группы: качественные иколичественные.

Метод прогнозирования - способ исследования объектапрогнозирования, направленный на разработку прогноза.

Ниже приведены наиболее распространенные методыпрогнозирования, которые могут быть использованы в бюджетных учрежденияхлюбого уровня.

Одни методы просты и дешевы в применении, другие -достаточно сложные и требуют немало времени на реализацию и финансовых средств.

Некоторые методы хорошо работают для краткосрочногопроектирования, другие - для средне- и долгосрочного.

Поэтому весьма важно выбрать оптимальный метод прогнозав соответствии с поставленной целью.

Выбор метода зависит от следующих факторов:

  1. Каковы затраты на разработкумодели прогнозирования в сравнении с потенциальным результатом ееиспользования? Выбор - это компромисс между затратами и выгодами.
  2. Насколько сложна взаимосвязьпрогнозируемых показателей и факторов на них влияющих.
  3. Какие преследуются цели:краткосрочные или долгосрочные?

Краткий срок прогноза - это 1 -5 прогнозируемыхпериодов. Для экономических показателей в период реформ это несколько кварталовлибо 12-18 месяцев.

Долгосрочный прогноз обычно дается на срок болееполутора лет.

Какая требуется точностьпрогноза, которая измеряется вероятностью наступления прогнозируемого событияили величиной возможных отклонений от прогнозируемого значения? Какой объем исходных данныхтребуется (за 5 или 20 предшествующих периодов)? Разные методы прогнозированиятребуют различных объемов информации.

В ситуациях, когда окружающие условия не претерпеваютсистемных или больших изменений, хорошо работают количественные методы. Еслиже поведение исследуемого объекта или его внешние условия существенноизменяются, количественные модели теряют смысл и становится обязательнымкачественный подход, основанный на экспертных оценках. Например, не стоитприбегать к количественным методам прогнозирования в случае построенияпрогноза о количестве травм медицинским учреждением с использованием данныхпериода, когда на этой территории произошло некое стихийное бедствие.

Следует отметить, что при составлении более точныхпрогнозов желательно комбинировать качественные и количественные методыпрогнозирования.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль