Десять лет в централизованной системе Федерального казначейства

2376
В 2007 г. исполняется 15 лет системе Федерального казначейства, а Управление Федерального казначейства по г. Москве отмечает свой 10-летний юбилей. Московское управление было образовано лишь после пяти лет существования централизованной системы – значительно позднее, чем по другим субъектам РФ, у которых было достаточно времени на подготовительные мероприятия для организации казначейского исполнения федерального бюджета. Но тем не менее УФК по г. Москве успешно справляется с поставленными задачами.

Единая централизованная система органов Федеральногоказначейства, в которую входит наше Управление, была создана для обеспеченияадресного, полного, своевременного и целевого получения и использованияглавными распорядителями, распорядителями и получателями средств федеральногобюджета.

Казначейство внесло и вносит заметный вклад в качествобюджетного процесса на всех его стадиях - от обеспечения надежнойинформационной базой процесса составления бюджета и организации процедурыкассового исполнения бюджета до верификации отчетных данных об итогах этогопроцесса и подготовки к утверждению в законодательном порядке отчета заистекший бюджетный период.

Таким образом, в проведении сбалансированной ивзвешенной бюджетной политики, признаком успешности которой, начиная с 2000г., является профицит бюджета, Федеральное казначейство играет активную изаметную роль.

В Бюджетном послании Президента РФ ФедеральномуСобранию РФ "О бюджетной политике в 2008-2010 гг" отмечено, что сзавершением формирования системы Федерального казначейства, осуществляющего всоответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживаниеисполнения бюджетов, увеличена степень сохранности бюджетных средств,обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов,повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности.

Настало время отказаться от практики формированиярасходов бюджета от достигнутого уровня, которая приводит к расширенномувоспроизведению из года в год накопившихся диспропорций и делает невозможнымэффективное проведение государственной политики в какой-либо сфере. Началосьпрактическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты.

Федеральное казначейство сегодня - это территориальноразветвленная, укомплектованная квалифицированным персоналом, вооруженнаяновейшими информационными технологиями и средствами обработки, хранения ипередачи информации централизованная система.

Созданное пятнадцать лет назад и предназначенное деюредля обслуживания федерального бюджета, Федеральное казначейство дефактоохватывает весь комплекс задач по организации исполнения всех государственныхфинансов: бюджетов субъектов РФ, местных, муниципальных бюджетов, бюджетаСоюзного государства, средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательскойи иной приносящей доход деятельности.

Специфика особого субъекта

Стоит отметить, что Москва представляет особый субъектРоссийской Федерации, в котором каждый из административных округов почисленности населения, объемам собираемых и учитываемых доходов и объемамсовершаемых расходов федерального бюджета соответствует, а нередко превышаетаналогичные показатели по ряду регионов России. Здесь находится подавляющеечисло главных распорядителей средств федерального бюджета, обслуживаются вкачестве субъектов бюджетного процесса высшие органы законодательной, исполнительнойи судебной властей, в т. ч. Минфин России, Счетная палата РФ, Управлениеделами Президента РФ и др.

В 1998 г. был закончен перевод всех распорядителей иполучателей средств федерального бюджета на обслуживание через систему лицевыхсчетов, взяты на учет налоговые доходы, поступающие на территории Москвы в федеральныйбюджет. В 2003 г завершилась консолидация средств федерального бюджета наединых казначейских счетах по доходам и расходам, соответственно на балансовыхсчетах 40101 и 40105.

Переход к казначейской системе исполнения федеральногобюджета осуществлялся сначала по расходам, затем по доходам и, наконец, повнебюджетным средствам.

Если в 1999-2000 гг. объем финансирования расходовфедерального бюджета, проводимый через органы Федерального казначейства по гМоскве, составлял более 20% от общего объема расходной части федеральногобюджета Российской Федерации, исполняемой через территориальные органыфедерального казначейства, то в 2006 г - уже более 60%.

В 1998 г. было профинансировано расходов федеральногобюджета на 35 346 млн руб., а в 2006 г - на 2 788 714 млн руб., т. е. объемфинансирования увеличился почти в 79 раз.

Среднемесячное количество осуществляемых органамиФедерального казначейства по г Москве платежных операций при исполнениирасходов федерального бюджета достигает почти 280 тысяч.

Если в 1998 г. поступления на счета по учету доходовфедерального бюджета, учитываемых органами Федерального казначейства по г.Москве, составили более 30% от общей суммы доходной части федеральногобюджета, исполняемой через территориальные органы федерального казначейства, тов 2006 г. - уже более 50%. В федеральный бюджет в 1998 г. было зачислено 31 800млн руб., а в 2006 г. - 3 510 059 млн руб., что в 110 раз больше.

В 2002 г. поступления, распределенные Управлением вбюджеты бюджетной системы РФ, в т. ч. и государственные внебюджетные фонды,составили 506 257,7 млн руб., в 2006 г. - 4 337 321,3 млн руб., т. е. ростпоступлений превысил 8,6 раз.

В среднем за месяц в 2007 г. осуществляется 2,2 млнплатежных операций по учету поступлений и их распределению. В 2006 г былопроведено свыше 23,5 млн таких операций, а также свыше 1,3 млн внебанковскихопераций.

Следует отметить, что наряду с функциями, выполняемымиУФК по субъектам РФ, выполнялись и выполняются другие функции, возложенныетолько на УФК по г. Москве. Это перечисление финансовой помощи в порядкемежбюджетных отношений по субъектам РФ через лицевые счета министерств иведомств, доведение лимитов бюджетных обязательств до УФК по другим субъектамРФ, перечисление средств по возмещению расходов на содержание депутатовГосударственной Думы, членов Совета Федерации. Осуществлялся контроль поссудам, выделенным на государственную финансовую поддержку завоза продукции(товаров) в районы Крайнего Севера, и контроль за средствами федеральногобюджета, выделенными через коммерческие банки Москвы для финансовой поддержкипредприятий агропромышленного комплекса 86 субъектов РФ (специальный фондльготного кредитования сельхозтоваропроизводителей). Проводилосьфинансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности ицелевое финансирование расходов федерального бюджета в особом порядке в видепроведения расчетов по целевому погашению задолженности государственныхзаказчиков по оплате поставленной им продукции по государственному заказу. Производилосьпогашение векселей серии АПК-1, АПК-11, АПК-III, IV-АП,государственных жилищных сертификатов, проводятся операции со средствамибюджета Союзного государства.

Этапы становления

Подводя итоги деятельности УФК по г Москве за 10 летего существования, важно отметить главные моменты казначейского принципаисполнения федерального бюджета на территории столицы. Каждый год отражаетэтапы развития централизованной системы Федерального казначейства.

1997 год - год образованияУправления:

  • для ускорения перехода на казначейскую системуисполнения федерального бюджета в соответствии с постановлением ПравительстваРФ от 28.08.97 № 1082 были открыты лицевые счета получателям средствфедерального бюджета, расположенным на территории Москвы. При этом счета по учетусредств федерального бюджета, ранее обслуживаемые коммерческими банками, былизакрыты. Средства федерального бюджета доводились до распорядителей иполучателей на основании реестров на финансирование, которые были обеспеченыденежными средствами;

1998 год:

  • открытие счетов по учету доходов, поступающих вфедеральный бюджет на территории Москвы, по видам налогов и платежей в разрезегосударственных налоговых инспекций. При этом было закрыто более 400 счетов,открытых налоговым органам в 20 коммерческих банках, и открыто 39 счетовгосударственным налоговым инспекциям. Учет осуществлялся Управлением иотделами доходов Отделений,
  • завершение перевода на обслуживание получателей средствфедерального бюджета, через лицевые счета, открытые в территориальных органахФедерального казначейства по г Москве,
  • поэтапное внедрение электронного обмена информациеймежду Управлением и Отделениями,
  • образовано Специализированное подразделение пофинансированию расходов федерального бюджета на нужды национальной обороны и ведомств"силового блока", информация по которым носит закрытый характер;

1999 год:

  • переход к распределению регулирующих налогов и сборовна счете 40101 на территории Москвы,
  • учет арендной платы, поступившей в федеральный бюджетза пользование федеральным недвижимым имуществом,
  • исполнение расходной части федерального бюджета врежиме единого казначейского счета Управления (ЕКС) 40105"Средствафедерального бюджета" При этом Отделениям федерального казначейства погороду Москве были закрыты лицевые счета со средствами федерального бюджета,
  • осуществлен перевод Министерства обороны РФ наобслуживание через систему Федерального казначейства,
  • в соответствии с постановлением Правительства РФ от22.03.99 № 327 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджетена 1999 год"» был изменен процесс финансирования расходов федеральногобюджета. Установлена процедура, включающая утверждение и доведение лимитовбюджетных обязательств до главных распорядителей средств, а также последующеедоведение ими распределенных лимитов до распорядителей и получателей,
  • во исполнение постановления Правительства РФ от15.07.99 № 806 "О порядке учета территориальными органами Федеральногоказначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федеральногобюджета" был налажен учет обязательств, вытекающих из договоров наоказание коммунальных услуг,
  • в соответствии с постановлением Правительства РФ от22.08.98 № 1001 "О мероприятиях по переводу в органы федеральногоказначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, поучету средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящейдоход деятельности" проводился мониторинг указанных счетов, открытых получателямсредств федерального бюджета в коммерческих банках,
  • открытие лицевых счетов для обслуживания распорядителейи получателей средств бюджета Союзного государства;

2000 год:

  • открытие счетов по учету средств, поступающих отдельнымтаможенным органам,
  • начало перевода счетов бюджетополучателей по учетусредств, получен­ных от предпринимательской деятельности и иной приносящейдоход деятельности, в соответствии сприказом Минфина России от 02.02.99 № 9н "Правила оформления и выдачи в1999 г. разрешений на открытие счетов по учету средств, полученных отпредпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности" изкоммерческих банков в территориальные органы Федерального казначейства по г.Москве,
  • открытие лицевых счетов бюджетополучателей по учетуарендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом;

2001 год:

  • перечисление в порядке межбюджетного регулированиявзносов, уплачиваемых в составе единого социального налога в социальныевнебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинскогострахования),
  • частичное кассовое обслуживание бюджета Москвы в частисубсидий и субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджету города в соответствиис приказом Минфина России от 19.04.00 № 46н и соглашениями, заключеннымиУправлением с правительством Москвы;

2002 год:

  • централизованный учет доходов на территории Москвы,поступающих в бюджетную систему РФ, в условиях единого казначейского счетаУправления 40101 "Доходы, распределяемые органами Федеральногоказначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Приэтом Отделениям федерального казначейства по г. Москве были закрыты лицевыесчета по учету доходов федерального бюджета, открытые на балансовом счете40102, и лицевые счета, открытые на балансовом счете 40101,
  • ведение единого реестра получателей средствфедерального бюджета,
  • завершение перевода счетов бюджетополучателей по учетусредств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доходдеятельности из коммерческих банков в территориальные органы Федеральногоказначейства по г Москве;

2003 год:

  • учет доходов в разрезе администраторов, осуществляющихконтроль за поступлением конкретных платежей,
  • распределение средств, поступающих в уплату налога наимущество, переходящего в порядке наследования и дарения по муниципальным образованиям,входящим в состав Москвы,
  • учет и распределение налогов и сборов в иностраннойвалюте, зачисляемых на счета Федерального казначейства,
  • введены в эксплуатацию средства электронной цифровойподписи (ЭЦП), предназначенные для защиты обрабатываемой информации, на рабочихстанциях локальной вычислительной сети,
  • учет доходов, полученных бюджетными учреждениями отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
  • перечисление средств,подлежащих зачислению в федеральный бюджет с единого казначейского счетаУправления 40101 "Доходы, распределяемые органами федеральногоказначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" наединый казначейский счет Управления 40105 "Средства федеральногобюджета";

2004 год:

  • начало учета доходов в разрезеадминистраторов неналоговых доходов,
  • учет поступлений на 12 счетах,открытых на балансовом счете 40314 "Таможенные платежи и другие платежиот внешнеэкономической деятельности",
  • обеспечено поэтапное внедрениепорядка организации работы по доведению через органы Федерального казначействалимитов бюджетных обязательств,
  • организация работы по доведениючерез органы федерального казначейства лимитов бюджетных обязательств иобъемов финансирования расходов федерального бюджета в соответствии с приказомМинфина России от 10.06.03 № 50н,
  • проводились мероприятия позакрытию старых и открытию новых лицевых счетов преобразованных и вновьсоздаваемых федеральных органов исполнительной власти, включая ихтерриториальные органы, в связи с проводимой по Указу Президента РФ от 09.03.04№ 314 административной реформой;

2005 год:

  • проведение организационныхмероприятий с администраторами поступлений по исполнению функцийадминистрирования,
  • заключение соглашений поинформационному взаимодействию с администраторами поступлений,
  • переход на электронный документооборотс администраторами поступлений,
  • учет таможенных и другихплатежей от внешнеэкономической деятельности,
  • проводились подготовительныеработы по внедрению с 1 января 2005 г. новой бюджетной классификации РоссийскойФедерации,
  • осуществлена подготовительнаяработа по реализации мероприятий, направленных на выполнение положений приказаФедерального казначейства от 23.03.05 № 1н "Об утверждении порядкакассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетовтерриториальными органами Федерального казначейства",
  • открытие лицевых счетов дляучета операций, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений;

2006 год:

  • внедрение системы электронногодокументооборота с администраторами поступлений,
  • проведение мероприятий повыявлению всех администраторов поступлений в бюджетную систему РФ,
  • внедрение приказа Федерального казначейства от 30.03.06№ 44 "Об утверждении порядка обеспечения управлений Федеральногоказначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджетапри кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета" обеспеченосредствами при кассовом обслуживании в режиме одного операционного дня,
  • доведение лимитов бюджетных обязательств иосуществление кассовых расходов по реализации мероприятий в рамкахприоритетных национальных проектов "Образование", "Развитиеагропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", "Здоровье" по получателям, находящимся вМоскве, с одновременным доведением объемов финансирования в другие субъекты РФчерез лицевые счета ответственных за реализацию проектов Федеральногоагентства по образованию, Федерального агентства по здравоохранению исоциальному развитию, Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральногоагентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

2007 год:

  • ведение реестра государственных контрактов, заключенныхпо итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услугдля государственных нужд.

Внедрение новых технологий в процессе кассового исполненияфедерального бюджета на территории Москвы сопровождалось определеннымитрудностями.

Так, основной проблемой при проведении кассовыхрасходов федерального бюджета являлось и является неравномерное использованиеполучателями в течение финансового года неиспользованных лимитов бюджетныхобязательств и объемов финансирования. Сохраняется негативная тенденция наличиязначительных их остатков в конце года, что влечет за собой резкое увеличениеобъемов платежей в декабре. Сотрудникам отдела расходов, операционного отдела,отдела информационного обеспечения приходилось при завершении каждогофинансового года буквально ночевать в здании Управления.

Для успешной работы УФК налажена четкая координация ивзаимосвязь между всеми отделами, что позволяет осуществлять действенныйконтроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета исвоевременное составление отчетности по его исполнению.

Благодаря слаженной работе отделов Управленияобеспечивается составление и предоставление в Федеральное казначейство полной,достоверной и объективной информации о состоянии федерального бюджета натерритории Москвы на конкретную дату, что позволяет Минфину России оперативноуправлять государственными финансами, своевременно и в полном объеме направлятьденежные потоки на финансирование расходов федерального бюджета.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль