Как противостоять хамству на рабочем месте

9667
Работа в офисе, увы, часто связана со стрессом. И одна из причин этого – хамство сотрудников. Как оно проявляется? Вместо конструктивного общения сотрудники начинают кричать, ругаться, переходить на личности, оскорблять или грубо разговаривать друг с другом. Кто-то относится к подобным выходкам терпимо, кто-то – нет. Но запомните: что бы вы ни сделали, какую бы ошибку ни допустили – это никак не оправдывает некультурное поведение.

Типичная реакция на грубое поведение - либо ответитьсразу, без раздумий, в результате чего тут же возникает конфликт, либопопытаться спрятать эмоции внутри себя, что приводит к возникновению стрессаили страха - а вдруг подобная ситуация повторится?

Какие возможны варианты? Прежде всего, определите, скем вы столкнулись - с невоспитанным человеком, возможно, втайне страдающим откомплекса неполноценности, или со случайным взрывом эмоций у вполненормального и симпатичного человека. Наихудший вариант - отвечать на взрывэмоций ответным хамством, от этого агрессия будет только усиливаться, и ни кчему хорошему это не приведет, особенно учитывая, что все происходит наработе.

А что же тогда делать? Самый простой, но для кого-тосамый сложный вариант - просто промолчать. Часто человек с помощью хамства хочетвозвыситься над собеседником. И тут очень важна ответная реакция. Если ее нетвовсе или она не совпадает с ожидаемой, значит, попытка не получилась. И скореевсего сотрудник-хам не будет дальше предпринимать того, что не принесложелаемого для него результата.

Что может помочь промолчать и сохранить при этомхорошее настроение и самочувствие? Многие никогда не задумывались о том, чтоони не обязаны автоматически реагировать на любые слова и действия другихлюдей. Предположим, кто-то пришел к вам в кабинет, швырнул на ваш столдокументы и начал кричать: "Что за чушь вы здесь написали!" Первыйпорыв в такой ситуации обычно состоит в том, чтобы немедленно начатьоправдываться. Вместо этого обратите внимание на свое тело - не напряглись ли какие-то мышцы,например, живот, кулаки и челюсти. Если заметили напряжение - расслабьтесь.Сделайте несколько глубоких вдохов. Слегка улыбнитесь. И спросите: «Вы сказали:"Чушь..."?» Если в этот момент вы будете действительно спокойны ипозитивны, весьма возможно, что боевой пыл вашего собеседника очень быстроутихнет, и разговор перейдет в более позитивное русло.

Однако это не всегда помогает Если неприятное для васповедение другого сотрудника или нескольких человек продолжается, можно датьотпор. Не стоит вынашивать планы мести. Одна девушка долго пыталась образумитьколлегу по офису, разбрызгивающего каждое утро дорогую, но дурнопахнущуютуалетную воду напротив ее стола, от чего у нее портилось настроение и болелаголова, а затем, не выдержав, как-то утром обрызгала рабочее место этогочеловека своими духами. Ей повезло - коллега понял, что вел себя неправильно,и сделал соответствующие выводы, хотя могло обернуться и по-другому.

Подумайте, что бы вы могли сказать другому человеку,чтобы не обидеть его, но в то же время дать понять, что его действиянеприемлемы. Попробуйте мысленно встать на его место и подумать, как бы выотреагировали, если бы услышали подобные слова. Усилило бы это конфликт или,наоборот, погасило? Хорошая предварительная репетиция помогает в случаенеобходимости не искать слова, а отвечать заранее заготовленными фразами, нераздумывая. Очень важны при этом внутреннее спокойствие, позитивность,нацеленность на поддержание рабочих отношений. Например: "Я вас понимаю.Чего вы на самом деле хотите добиться?", или "Ваши требования выходятза рамки моих должностных обязанностей. Давайте об этом поговорим..."

Обращайте внимание на истинное намерение человека,порой скрывающееся за хамским обращением - чего он на самом деле хочетдобиться? Возможно, он не умеет по-другому говорить о замеченных в вашей работенедостатках, и его неконструктивная критика - просто отсутствие навыкапозитивно говорить о том, что он хочет исправить. Помогите ему освоить этотнавык, и тогда, возможно, вы получите союзника, а не врага. В этом могутпомочь фразы: "Давайте вместе подумаем, как можно теперь улучшитьситуацию и сделать так, чтобы подобные случаи больше не повторялись...".Очень важно не искать виноватых, а вместо этого вместе искать пути решениязадачи. При этом не берите на себя больше ответственности, чем это необходимопо работе.

Многие люди боятся оценки со стороны окружающих,поэтому избегают открыто говорить о своих требованиях. Но если все времясдерживать внутри гнев, со временем эта привычка может плохо отразиться наздоровье. Поэтому, если на работе часто возникают отношения, которые вас неустраивают, надо либо предпринять шаги, чтобы их изменить, либо найти другуюработу. Или изменить отношение к этим людям, пожалеть их. Предположим, кто-тоиз сотрудников вот уже несколько раз врывался в кабинет с необоснованнымипретензиями. Если вас это действительно раздражает, настоятельно попросите еговпредь приходить к вам только с готовыми предложениями по решению возникающихпроблем.

Хамство часто дружит с безнаказанностью, и как толькона горизонте забрезжит перспектива наказания, часто этого уже достаточно, чтобыпоставить нахала на место. Один финансист рассказывал, как ему удалосьуспокоить зарвавшегося посетителя, бывшего военного. Он просто твердым голосомсказал: "Шагом марш из моего кабинета!", и тот послушно ушел. Когда жепоявился в следующий раз, то разговаривал тихо и вел себя прилично.

Во многих случаях после серьезного разговора сруководителем бухгалтер не только не терял работу, но и, наоборот, получалподдержку своей позиции. Главное - убрать из разговора ненужные эмоции и какследует дома подготовиться. Для этого можно попросить кого-то сыграть рольруководителя, отрепетировать разговор, а затем попросить его рассказать вам,что он чувствовал во время беседы и как можно улучшить вашу аргументацию. Нежалуйтесь и не обвиняйте. Четко изложите свою позицию и предложите меры поповышению эффективности вашей работы. Если ваши доводы убедят руководство, оносамостоятельно найдет способ воздействовать на тех, кто мешает вам работать.Правда, очень важно не злоупотреблять этим приемом и не пользоваться им тогда,когда вы сами можете справиться с ситуацией.

Часто люди испытывают смущение, говоря с начальником. Содной стороны, существует офисная субординация, с другой - у вас есть право наличное достоинство, и посягающие на это право должны понимать, что онидействуют неправильно. Очень важно не входить в роль виноватого, а спокойно иуверенно разговаривать, осознавая свое право на личную неприкосновенность, в тоже время не скатываясь на наглость. Например, если руководитель вменяет бухгалтеруили финансисту в обязанности то, что в них не входит, или безосновательно вгрубой форме обвиняет в непрофессионализме, можно предложить подготовить иутвердить вашу должностную инструкцию и критерии соответствия ей.

Задумайтесь о том, что происходит внутри вас, когда вывспоминаете о случаях хамства. Часто люди склонны создавать мысленные картинки,в которых нападающий выглядит большим и страшным. Мысленно сделайте этукартинку совсем маленькой, тусклой и далекой, или еще лучше - сделайте большуюи цветную картинку, от которой вам хорошо. С этой целью можно держать нарабочем столе компьютера какой-нибудь пейзаж, где вы мысленно чувствуете себяполностью защищенным и счастливым, или фотографию в рамочке на рабочем столе,напоминающую вам о самых счастливых мгновениях вашей жизни.

Если вы заметили в себе склонность прокручивать внутрисебя огорчающие вас события, просто "перепишите запись" Конечно,стоит анализировать случившееся и делать из этого выводы, но не стоит зацикливаться.Мало ли кто и что может сказать под влиянием момента.

Безусловно, в любой ситуации, связанной с хамством,наилучший выход - обратить все в шутку. Попробуйте поиграть словами, найти вних второй смысл, слегка что-то преувеличить или "передернуть" Вкрайнем случае, если не сразу получается - расскажите анекдот. Когда хампопадает в неловкую ситуацию, его агрессия обычно быстро испаряется.

Еще можно просто переключить внимание посетителя начто-то другое. Например, предложить ему чай, кофе, журнал и попроситьподождать 5 минут где-нибудь в стороне от вашего рабочего места, пока выосвободитесь (даже если в этот момент вы ничем не заняты). За это время человекуспокоится, а вы успеете мысленно подготовиться к дальнейшему разговору.

Иногда в коллективе складывается такая корпоративнаякультура, которая вам не подходит. В ряде случаев возможно так выстроить своюпозицию, что эта корпоративная культура остается за порогом вашего кабинета,ведь финансист или бухгалтер по роду своей деятельности обычно не общается совсем коллективом сразу, только с отдельными сотрудниками. Самый простой способдобиться желаемого - не вовлекаться в корпоративные интриги.

Если к вам приходят с тем, чтобы рассказать о ком-тоочередную сплетню, просто скажите: "Меня это не интересует" Самыйэффективный способ наладить хорошие отношения даже в самом сложном коллективе- по возможности не говорить ни о ком из сотрудников плохо. А если возникаетнеобходимость указать на ошибки, то говорите лишь о том, что было сделано, икак это можно исправить и предотвратить на будущее, не переходя на личности.

Еще один совет - превратите общение с хамами в игру.Для этого обращайте внимание на то, что движет человеком, как можно на неговоздействовать, на что он реагирует - на какие слова, фразы, жесты и т. д. Речьидет не о манипуляции, а о том, чтобы не раздражать людей понапрасну.Например, в офисе одна молодая девушка беседовала со своей начальницей. Как-товскользь она произнесла такую фразу: "Какое счастье, что вы уезжаете в отпуск!"В целом фраза довольно безобидная, но то, как она была произнесена, и тевыводы, которые начальница тут же сделала, мгновенно довели ее до бешенства. Аведь этого можно было легко избежать, если бы девушка просто обратила вниманиена то, что ее собеседница постепенно багровеет и напрягается, и мысленнопоставила бы себя на ее место - руководитель уезжает, а сотрудники тут жеперестают работать. Замечая подобные ситуации у себя и у других, вы учитесьболее качественному общению.

Мы рассмотрели только некоторые способы того, какбороться с хамством на работе. Подобному свойственно притягиваться к подобному.Поэтому, сохраняя позитивный настрой и уверенность в себе, вы тем самымисключаете саму возможность проявлять хамство по отношению к вам. Найдитетакой образ себя, который даст вам внутреннюю силу и уверенность, и мысленноиграйте эту роль каждый раз, когда это необходимо. Уже через несколько недель увас возникнет целый ряд новых, полезных привычек и, что самое главное, -окружающие начнут общаться с вами вежливее и уважительнее, чем раньше, а хамыисчезнут из вашей жизни навсегда.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 35.29%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.88%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.59%
  • Над налоговой отчетностью 5.88%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль