Особенности бюджетного учета в учреждениях здравоохранения

2421
Отраслевые особенности бюджетного учета в сфере здравоохранения выражаются как непосредственно в специфике записей по счетам бюджетного учета, так и в тонкостях документального оформления операций. Необходимо также помнить и об особенностях налогообложения отдельных хозяйственных операций учреждений здравоохранения. Рассмотрим более подробно порядок бюджетного учета операций со средствами, получаемыми медицинскими учреждениями, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам в системе ОМС, а также операций по реализации приоритетного национального проекта “Здоровье”.

Учет целевых средств ОМС

Типовые правила обязательного медицинского страхованияграждан (далее - Правила) утверждены приказом ФФОМС от 03.10.03 № 3856/30-3/и(ред. от 21.03.07).

В соответствии с Правилами предоставлениелечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС осуществляется наосновании договора между медицинским учреждением и страховой медицинскойорганизацией (и/или ТФОМС).

Медицинское учреждение, имеющее лицензию на правооказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившиесредства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинскихуслуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифногосоглашения по ОМС на территории субъекта РФ.

Медицинское учреждение ведет учет услуг, оказанныхзастрахованным лицам, и предоставляет ТФОМС и страховым медицинскиморганизациям сведения по формам учета и отчетности, утвержденным вустановленном порядке.

Расчеты между страховой медицинской организацией(ТФОМС) и медицинским учреждением производятся путем оплаты ею счетовмедицинского учреждения.

Средства, получаемые медицинскими учреждениями заоказание услуг застрахованным лицам, отражаются в учете как целевые средства скодом "2" в восемнадцатом разряде кода счета бюджетного учета.

Аналитический учет средств ОМС ведется отдельно отдругих средств по приносящей доход деятельности с отдельным аналитическимпризнаком 26-разрядного счета, т. е. в первых 17 знаках счета по учету средствОМС должны стоять нули. А код вида деятельности в 18-м разряде счетауказывается "2" - внебюджетная деятельность.

Операции с целевыми средствами ОМС отражаются вбюджетном учете учреждений здравоохранения следующими записями:



Нужно обратить особое внимание на то, что при отражениифактических расходов, произведенных в рамках базовой и территориальнойпрограмм ОМС, счет 2 106 04 000 "Изготовление материалов, готовойпродукции (работ, услуг)" не применяется. Это связано с тем, чтокалькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), как в предпринимательскойдеятельности, в данном случае не производится, а имеет место расходованиецелевых средств.

Оплата расходов, произведенных за счет средств,полученных в рамках базовой и территориальной программ ОМС, осуществляется посоответствующим статьям и подстатьям ЭКР:

по подст. 211 "Заработная плата" - в частирасходов по оплате труда сотрудникам;

по подст 213 "Начисления на оплату труда" - вчасти расходов по оплате учреждением ЕСН, а также взносов по страховым тарифамна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;

по подст. 226 "Прочие услуги" - в частирасходов по оплате договоров на проведение анализов в других учреждениях приотсутствии своей лаборатории, по оплате договоров за организацию питания приотсутствии своего пищеблока и др.;

по ст. 340 "Увеличение стоимости материальныхзапасов" - в части расходов по оплате договоров на приобретениематериалов.

Оплата дополнительных расходов, произведенныхучреждением за счет средств территориальной программы ОМС (при соблюденииусловий, установленных законодательством), осуществляется по подст. 223"Коммунальные услуги", 225 "Услуги по содержанию имущества"в части расходов по оплате соответственно договоров на оказание коммунальныхуслуг и услуг по содержанию нефинансовых активов; по ст. 310 "Увеличениестоимости основных средств" - в части расходов по оплате договоров наприобретение основных средств.

Напомним, что в резерв финансирования предупредительныхмероприятий по территориальной программе ОМС направляются средства, формируемыестраховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижениюзаболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижениюзатрат на осуществление территориальной программы ОМС при улучшении доступностии качества медицинских услуг и повышении эффективности использованияфинансовых средств медицинскими учреждениями (п. 4.8.3 Правил).

Конкретные направления использования резервафинансирования предупредительных мероприятий устанавливаются ТФОМС посогласованию со страховыми медицинскими организациями.

Учет родовых сертификатов

Бланки родовых сертификатов учитываются на забалансовомсчете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 руб. за одинбланк.

Списание бланков осуществляется по истеченииустановленных сроков хранения корешков родовых сертификатов, испорченныхродовых сертификатов, а также при установлении факта их утери или хищениябланков.

Аналитический учет бланков родовых сертификатов ведетсяна счете 03 "Бланки строгой отчетности" обособленно от корешковбланков родовых сертификатов.

Учреждения здравоохранения (их структурныеподразделения), в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинамв период беременности, стационарная помощь женщинам в период родов и впослеродовой период, осуществлялось диспансерное наблюдение ребенка втечение первого года жизни, расходуют полученные от региональных отделений ФССРФ средства на цели, установленные постановлением Правительства РФ насоответствующий финансовый год.

Порядок и условия расходования указанных средствутверждаются Минздравсоцразвития России.

Аналитический учет средств, поступающих от отделенийФСС РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в периодбеременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерномунаблюдению ребенка в течение первого года жизни, ведется обособленно от другихсредств по приносящей доход деятельности.

Операции по поступлению денежных средств и оказаниюмедицинских услуг отражаются в бюджетном учете следующими записями:


Бюджетный учет операций в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

Средства, полученные учреждениями здравоохранения отТФОМС, региональных отделений ФСС за оказанные услуги в рамках реализацииприоритетного национального проекта, отражаются в бюджетном учете как целевыесредства с кодом "2" в 18-м разряде кода счета бюджетного учета.

Начисление задолженности ТФОМС, регионального отделенияФСС за оказанные учреждением здравоохранения услуги отражается на основаниидокументов, установленных законодательством, по дебету счета 2 205 10 560"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 2401 01 180"Прочие доходы"

Расходы, произведенные учреждением за счет средств,полученных за оказанные в рамках реализации приоритетного национального проектауслуги, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета2 401 01 200 "Расходы учреждения", счета 2 106 01 310"Увеличение капитальных вложений в основные средства"и кредитусоответствующих счетов аналитического учета счета 2 302 00 000 "Расчеты споставщиками и подрядчиками", соответствующих счетов аналитического учетасчета 2 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", соответствующихсчетов аналитического учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы"

Начисление сумм возвратов целевых средств в случаях,установленных законодательством, отражается по дебету счета 2 401 01 180"Прочие расходы" и кредиту счета 2 205 10 660 "Уменьшениедебиторской задолженности по прочим доходам"

Перечисление не использованных по назначению целевыхсредств отражается по дебету счета 2 205 10 560 "Увеличение дебиторскойзадолженности по прочим доходам" и кредиту счета 2 201 01 610"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Указанные выше записи производятся во всех случаяхнезависимо от конкретного направления реализации приоритетного национальногопроекта:

  • при оказании услуг по медицинской помощи женщинам впериод беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерномунаблюдению ребенка в течение первого года жизни;
  • при выполнении государственного задания по оказаниюдополнительной медицинской помощи;
  • при оказании первичной медико-санитарной помощиработающим гражданам;
  • при дополнительной диспансеризации граждан, работающихв государственных и муниципальных учреждениях;
  • при проведении углубленных медицинских осмотровработников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственнымифакторами.

Аналитический учет средств, полученных учреждениямиздравоохранения от ТФОМС, региональных отделений ФСС за оказанные услуги врамках реализации приоритетного национального проекта, ведется обособленно отдругих средств по приносящей доход деятельности и отдельно по каждомунаправлению проекта.

Порядок обеспечения и передачи в собственностьмуниципальных образований диагностических средств, антиретровирусныхпрепаратов, оборудования и расходных материалов, машин скорой медицинскойпомощи, реанимобилей, приобретенных за счет средств федерального бюджета,устанавливается Правительством РФ.

В 2007 г. обеспечение государственных и муниципальныхучреждений здравоохранения санитарным автотранспортом, диагностическимоборудованием, диагностическими средствами и антиретровирусными препаратамиосуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • постановление Правительства РФ от 30.12.06 № 858 "Обобеспечении в 2007 году за счет средств федерального бюджета учрежденийгосударственной имуниципальной систем здравоохранения диагностическими средствами иантиретровирусными препаратами в целях профилактики, выявления и лечения лиц,инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов Bи C, а также оборудованием и расходными материалами длянеонатального скрининга";
  • постановление Правительства РФ от 30.12.06 № 867"Об обеспечении в 2007 г. санитарным автотранспортом, в том числереанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничныхтягачей, государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающихскорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скоруюмедицинскую помощь";
  • постановление Правительства РФ от 30.12.06 № 868"Об обеспечении в 2007 г. диагностическим оборудованием муниципальныхамбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений для организациипервичной медико-санитарной помощи, а также женских консультаций".

Схема обеспечения государственных и муниципальныхучреждений здравоохранения оборудованием и расходными материалами достаточносложна и включает в себя несколько этапов:

  • централизованную закупку Росздравом оборудования ирасходных материалов;
  • доставку оборудования и расходных материаловнепосредственно государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения -получателям;
  • передача оборудования и расходных материалов Росздравомв собственность субъекта РФ;
  • передача оборудования и расходных материаловуполномоченным органом субъекта РФ в собственность муниципального образования.

Рассмотрим более подробно порядок бюджетного учетаопераций обеспечения оборудованием и расходными материалами уучреждений-получателей, а также органов государственной власти и местногосамоуправления.

Операции приобретения диагностических средств,антиретровирусных препаратов, оборудования и расходных материалов, машинскорой медицинской помощи, реанимобилей и их передачи в собственностьмуниципальных образований у федерального органа исполнительной власти,осуществляющего централизованную закупку, отражаются в бюджетном учетеследующими записями:

Операции приема имущества в собственность субъекта РФ у уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Исполнительный орган муниципального образования осуществляет бюджетный учет приема и передачи имущества в оперативное управление учреждений муниципальной системы здравоохранения в аналогичном порядке.

Операции приема имущества в оперативное управление учреждениями здравоохранения субъектов РФ, учреждениями муниципальной системы здравоохранения, федеральными учреждениями здравоохранения (грузополучателями) отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Налогообложение средств ОМС

Средства, получаемые медицинскими учреждениями,осуществляющими деятельность в системе ОМС, за оказание услуг застрахованнымлицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, не учитываются при определенииналоговой базы по налогу на прибыль (п. 14 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ).

Доходы в виде имущества (работ, услуг), полученногомедицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность в системе ОМС, отстраховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансированияпредупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке, также неучитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 30 п. 1ст. 251 НК РФ). При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет этихдоходов, не подлежит амортизации (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Необходимым условием освобождения стоимости имущества,полученного медицинским учреждением от страховой организации, от обложенияналогом на прибыль является указание в документах на передачу имуществаисточника его приобретения: "за счет резерва финансирования предупредительныхмероприятий"

Бухгалтеру на заметку

Установлены нормы возмещения командировочных расходов в части суточных

С 1 января 2008 г. суммы возмещения командировочныхрасходов в части суточных будут освобождаться от налогообложения в пределахследующих норм: не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировкевнутри страны и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничнойкомандировке (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ).

В действующей редакции Кодекса говорится, что прирасчете НДФЛ суточные не учитываются "в пределах норм, установленных всоответствии с законодательством РФ". Постановлением Правительства РФ от08.02.02 № 93 были утверждены нормы суточных для целей налогообложения прибыли.Применительно же к НДФЛ каких-либо норм установлено не было. В то же время изположений ст. 168 ТК РФ следует, что для организаций, не финансируемых изфедерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договоромили локальным нормативным актом и ограничиваются только минимальным размером.

Такая ситуация порождала споры. Контролирующие органынастаивали на том, что суммы суточных, которые превышают нормы, утвержденныедля целей налога на прибыль, облагаются НДФЛ (см., например, письма МинфинаРоссии от 20.03.07 № 03-04-06-01/77, от 16.02.07 № 03-04-06-02/28, ФНС Россииот 09.11.06 № 04-1-02/721@, УФНС России по г. Москве от 27.11.06 №28-10/103473). Арбитражные суды высказывали противоположную точку зрения,подчеркивая, что позиция контролирующих органов противоречит Налоговому кодексуРФ (см., в частности, решение ВАС РФ от 26.01.05 № 16141/04, постановления ФАСВосточ­но-Сибирского округа от 06.07.06 № А69-2609/05-2-6-Ф02-3261/06-С1, от10.05.06 № А19-43926/05-5-Ф02-2236/06-С1, ФАС Северо-Западного округа от23.10.06 № А56-53705/2005, от 09.03.05 № А52/3844/2004/2.

С принятием поправок ситуация разрешилась. Отметим, чтофактически организация может возмещать работнику суточные в суммах,превышающих установленные нормы, если это прописано в коллективном договореили локальном акте. Однако с сумм, превышающих нормы, надо будет удерживатьНДФЛ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль