Новые принципы бюджетной классификации

2357
С 1 января 2008 г. вступает в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ (далее – Бюджетный кодекс), предусматривающая расширение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) по детализации бюджетной классификации. Обновление аналогичных полномочий Минфина России уже вступило в силу.

26 апреля 2007 г. принят Федеральный закон № 63-ФЗ"О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулированиябюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательствомРФ отдельных законодательных актов" (далее - Закон № 63-ФЗ). Поправкинацелены на изменение самостоятельности бюджетов с точки зрения формулировокцелей и задач, которые ставит перед собой каждое конкретное публично-правовоеобразование. В бюджетной практике этот процесс реализуется посредствомбюджетной классификации. До конца 2007 г. главными частями бюджетнойклассификации РФ останутся:

  • функциональные направления (образование,здравоохранение и т. п.);
  • целевые статьи и виды расходов, отражающие те цели, надостижение которых выделены бюджетные ассигнования.

Для устранения неудобной детализации бюджетнойклассификации РФ в Бюджетном кодексе зафиксированы лишь два уровня еедетализации по расходам (раздел и подраздел). Остальные уровни (целевые статьии виды расходов) отдаются на усмотрение субъектов Федерации и муниципальныхобразований.

Плавный переход

В соответствии со ст. 5 Закона № 63-ФЗ новая редакцияБюджетного кодекса вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением отдельныхположений, вступающих в силу со дня официального опубликования (28 апреля 2007г. в "Российской газете"), и ряда положений, вступающих в силу вболее поздние сроки.

Пунктом 17 ст. 5 Закона № 63-ФЗ установлено, что положениястарой редакции Бюджетного кодекса (от 30.12.06) по-прежнему применимы длярегулирования бюджетных отношений, связанных:

  • с исполнением бюджетов бюджетной системы РФ в 2007 г.;
  • внесением изменений в законы (решения) о бюджетахбюджетной системы РФ на 2007 г.;
  • составлением, рассмотрением и утверждением отчетов обисполнении бюджетов бюджетной системы РФ за 2006 г. и предыдущие годы.

Кроме того, в этом году Минфин России по-прежнему продолжает:

  • определять принципы назначения, структуры кодовбюджетной классификации;
  • присваивать коды составным частям бюджетнойклассификации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом от 26 апреля 2007 г.являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ;
  • устанавливать порядок формирования перечня и кодовцелевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичнымнормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнениюполномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органовместного самоуправления.

Наряду с Минфином России финансовые органы субъектов РФ(муниципальных образований) сохраняют на 2007 г. свои полномочия в отношенииперечней кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которыхявляются:

  • органы государственной власти Российской Федерации;
  • Центральный банк РФ;
  • органы управления государственными внебюджетнымифондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • органы управления территориальными государственнымивнебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
  • органы местного самоуправления и (или) находящиеся в ихведении бюджетные учреждения.

Если с 1 января 2008 г. за счет субвенций илимежбюджетных субсидий осуществляется финансовое обеспечение по перечням икодам целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, то они определяются впорядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление иорганизацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенциии межбюджетные субсидии.

С 28 апреля 2007 г. вступили в силу положенияобновленного Бюджетного кодекса, определяющие, что Минфин России:

  • устанавливает порядок применения КОСГУ (п. 4 ст. 23.1БК РФ);
  • устанавливает единую методологию бюджетной классификацииРФ (ст. 165 БК РФ);
  • утверждает коды составных частей бюджетнойклассификации РФ, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом (ред. от 26апреля 2007 г.) едиными для бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 165 БК РФ).

Все общие вопросы – в Бюджетный кодекс

Основная идея всех последних бюджетных нововведений -переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), т. е. переходот управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами. Всложившейся ситуации Минфином была разработана новаторская Концепцияреформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах,одно из направлений которой - реформа бюджетной классификации и учета (табл.1).

Таблица 1

Утверждение детальных позиций бюджетной классификации

Включение всех общихвопросов бюджетной классификации в состав Бюджетного кодекса с одновременнымпризнанием Федерального закона "О бюджетной классификации РоссийскойФедерации" утратившим силу с 2008 г. - качественный прорыв в формированиибюджетов всех уровней. Возможные изменения структуры и функций органов власти,особенно исполнительной, в ходе административной реформы могут потребоватьрегулярного утончения в этой части отдельных статей Бюджетного кодекса. Но этоскорее не отрицательный, а технический момент.

C 1января 2008 г. утрачивает силу ст. 25 "Ведомственная классификация расходовбюджетов субъектов Российской Федерации и ведомственная классификация расходовместных бюджетов" Бюджетного кодекса. Теперь вместо одобренияведомственной структуры расходов федерального бюджета на уровне целевых статейи видов расходов федеральный законодатель утверждает набор и состав этихпозиций классификации. То же самое устанавливают региональные законодатели вотношении своих бюджетов, а местные законодательные (представительные) органы -в отношении местных бюджетов.

Детализацию - в закон о бюджете

Право субъектов Федерации (муниципальных образований)на детализацию бюджетной классификации было провозглашено задолго до принятияновой редакции Бюджетного кодекса - в ст. 2, 3 и 5 Федерального закона от15.08.98 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".Однако на практике оно применялось слабо: процесс детализации требовал принятияотдельного закона или решения.

Согласно ст. 8 и 9 Бюджетного кодекса теперь субъектыФедерации и муниципальные образования не просто имеют право, а должнысамостоятельно устанавливать набор позиций по целевым статьям и видамрасходов. Для утверждения детализации отдельные законодательные акты больше ненужны, достаточно указать необходимую информацию в законе о бюджете субъекта(муниципального образования) на очередной финансовый год.

Таким образом, в процессе составления бюджета всегдабудет возможность сгруппировать те или иные позиции под какую-либо программуили, наоборот, раздробить их. Такая технология означает возможность реальногобюджетирования по конкретным результатам. При этом со стороны РоссийскойФедерации не будет навязываться каких-либо жестких требований к тому, какдолжна выглядеть бюджетная классификация субъекта Федерации, за исключениемвыделения из федерального бюджета субсидий или субвенций нижестоящим бюджетам(в этом случае аналогичные статьи и виды расходов должны быть предусмотрены нарегиональном или местном уровне).

Более детально изменения бюджетной классификации,отраженные в Бюджетном кодексе, изложены в табл. 2.

Таблица 2

Бюджетная классификация в редакциях Бюджетного кодекса от 30 декабря 2006 г. и 26 апреля 2007 г.*






Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль